Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Соколова Галина Александровна

Конспект занятия по познавательно- исследовательской деятельности в старшей группе по теме : " Какой бывает вода?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_2.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  познавательно - исследовательской деятельности

в старшей группе  на тему:

«Какой бывает вода?»

Тема: «Какой бывает вода?»

Приоритетная образовательная область: познание

 Программное содержание: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания. Развивать любознательность, мышление, речь детей; Активизировать словарь: прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая вода , жидкость, твёрдая вода, тёплая., горячая., кипяток., пар.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, здоровье, социализация.

Материалы и оборудование: Стаканы с водой ( 4 штуки), стакан с молоком, стакан с соком – на каждого ребёнка.  Трубочки  для коктейля, палочки, песок, сахарный песок, ложки, тарелочки, кубики,   кусочки льда, самовар с горячей водой., зеркало, кусочки гуаши. Белые халаты.

Содержание организованной деятельности детей.

- Сегодня нам с вами предстоит открыть тайны волшебницы-воды. Для этого мы с вами отправимся в настоящую научную лабораторию. Пожалуйста, оденьте спец. одежду и займите свои места. И так приступим.

Опыт первый. Вода прозрачная.

Перед детьми два стакана: один с водой, другой с молоком. Предлагаю детям опустить в оба стакана трубочки для коктейля. В каком из стаканов она видна, а в каком нет? Почему? (Ответы детей.  Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком нет)

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Предлагаю детям подумать, что было бы, если бы речная вода была не прозрачная? Например: в сказках говориться о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках (Рассуждения детей)

Опыт второй. У воды нет вкуса.

Предлагаю детям через трубочку попробовать воду. Есть ли у неё вкус? Предлагаю для сравнения попробовать сок, молоко. Если они не убедились, предлагаю снова попробовать воду. (Дети должны придти к выводу , что у воды нет вкуса)

Опыт третий. Вода без запаха.

Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет, или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё раз, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчёркиваю, что из вода  водопроводного крана может иметь запах, т.к её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

Опыт четвёртый. Вода жидкая, может течь.

Предлагаю детям взять два стакана: один с водой, другой – пустой. Прошу аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Что происходит? (Вода льётся) Почему? (Потому, что она жидкая) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая и может течь. её называю жидкостью.

Опыт пять. В воде некоторые вещества растворяются, некоторые не растворяются.

Возьмите два стакана с водой. В один из них положите обычный песок и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? (Ответы детей). Возьмите другой стакан с водой и положите в него ложечку сахарного песка. Размешайте. Что теперь произошло? (Ответы детей). напоминаю детям. Что они постоянно размешивают сахар в чае. А что было бы, если бы он в воде не растворялся? ( Людям бы пришлось пить не сладкий чай).

 В аквариум на дно мы кладём песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума, положили бы не обычный песок . а сахарный? (Он бы растворился). А если бы не дне реки был сахарный песок ( Он бы растворился в воде и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

 Предлагаю детям размешать в воде кусочек  краски. Что происходит с краской, с водой ? почему вода стала цветной? (Краска в воде растворилась). А что ещё может раствориться в воде? (Ответы детей). Какая вода получиться если в ней растворить соль? (Солённая). А в такой воде могут  жить растения и животные? (Рассуждения детей).солёная вода в морях и океанах. И живут в ней животные морские. А смогут жить в такой воде речные обитатели? Почему? (Ответы детей).

А сейчас мы с вами отправимся на море и превратимся в морских обитателей. Проводиться физминутка - игра «Море волнуется».

Опыт шестой. Лёд и снег – твёрдая вода.

Обращаю внимание детей на картинки. Что здесь изображено? (снежная баба). Из чего сделана снежная баба? ( из снега). А что такое снег? КА это можно доказать? (ответы детей) вот пригрело солнышко и снежна я баба стала превращаться в воду. Потому что снег и лёд – это твёрдая вода.

Опыт седьмой. Вода не имеет формы.

Предлагаю детям рассмотреть кубик  льда. Какой формы кусочек льда?. Измениться ли его форма, если мы опустим его в стакан. Положим на стол. На ладошку? (Ответы детей). Нет, в любом месте он останется кубиком, до тех пор пока  не растает. А жидкая вода имеет форму? Предлагаю детям налить воду на тарелочку, в кубик, затем на стол. Что происходит? (Ответы детей). Вода принимает форму того предмета, в котором находиться. А на ровном месте -  растекается лужицей.

Опыт восьмой. Лёд легче воды.

Предлагаю детям высказать свои предположения: что будет с кубиком льда. Если его поместить в стакан с водой? Он утонет, будет плавать или сразу растает? Выслушиваю ответы детей, а потом предлагаю проделать опыт.( Лёд плавает в воде потому что он легче воды, потому и не тонет)

Опыт девятый.

Предлагаю детям сравнить воду в двух стаканах, в которых вода с разной температурой. Пусть дети определят, в каком стакане какая вода. Обращаю внимание детей на то. Что в реках и озёрах, морях и океанах тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая и холодная. Некоторые животные, растения могут жить только в тёплой воде, некоторые наоборот только в холодной. Если бы вы были рыбами, какую бы вы выбрали себе воду? (Рассуждения детей). Как вы думаете, где больше разных растений в тёплой или холодной воде? (Ответы детей)

Ребята. А может быть вода горячей? А где может быть такая вода? А как ещё можно назвать очень горячую воду? (Ответы детей) Правильно это кипяток. А в такой воде могут жить животные и растения? Почему? (Ответы детей). Правильно в кипятке можно свариться и поэтому нужно быть очень осторожными с такой водой.

- Сегодня мы с вами открыли много тайн волшебницы-воды. Назовите ещё раз какие тайны она от нас скрывала? ( Дети перечисляют свойства воды). На этом наши исследования закончились.

- Ой. Подождите. Что это там пыхтит? (за ширмой кипит самовар)

Загадываю детям загадку: « Стоит толстячок, подбоченивши бочок.

                                             Шипит и кипит. Всем пить чай велит»

После того как  дети отгадают загадку выносится самовар. Самовар стоит, с крышки пар валит. Ребята. А кто из вас знает. Что такое пар? (Ответы детей) пар – это тоже вода. Помещаю над паром зеркало. На нём образуются капельки воды. Вот вам ещё одна тайна волшебницы-воды. Ну теперь уже всё.

Кончил дело.

Пей чай смело.

Чай попивайте-

Свойства воды не забывайте. (Дети рассаживаются на чаепитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе по теме: «В гостях у Повелительницы Воды»

Задачи: Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.Познакомить детей с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, цвета, запаха. Вода может растворять в себе некоторые ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе "Вода. Бережем планету вместе"

Цикл занятий по исследовательской деятельности в старшей группе по теме "Вода" начался еще в начале зимы 2014 года и продолжается по сей день, поскольку эта тема очень интересна и многогранна, особенн...

Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Синяя вода"

Цель: углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность....

Конспект занятие по исследовательской деятельности в старшей группе «Б» "Проделки Кощея"

Систематизация знаний о магните на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита....

Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе "Кащей бессмертный и Иван-царевич"

Цель:Систематизация знаний о магните на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.Задачи:- Сформировать знания о магните.- Формировать у детей интерес и представление о свойствах...

Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы "Невидимка воздух".

Цель:  познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интер...

Конспект занятия познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебный воздух"

Познакомить детей со свойствами и способами обнаружения воздуха. Самостоятельно делать выводы на основе практического опыта. Дети экпериментируют и ставят опыты в детской лаборатории....


 

Комментарии

Фролова Анна Александровна

Очень интересное занятие!Беру на вооружение.