Картотека игр "Использование игр на уроке" 13.12.2013
картотека на тему

Живых Анна Викторовна

Картотека игр "Использование игр на уроке" 13.12.2013

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igr_na_uroke.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые учителя, эти игры Вы можете использовать на уроке.

Картотека игр

Развитие творческих способностей и воображения

Эти способности могут проявляться только в деятельности. Для детей это в первую очередь игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).

Игра «Что общего между…?» Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Например: «Что общего между мухомором и пожарной машиной?». Красного цвета, могут быть мокрыми от дождя, нарисованными, приснившимися, испорченными, пыльными и т. д.

Упражнение «Что можно сделать из?..»  Детям предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газеты, банки, зонта)

Упражнение «Придумай новую игрушку, транспорт, кого-то.» Детям предлагается произвести изменение предметов, выделяя и улучшая их функциональные качества; предложить изменения живых существ в связи с изменением окружающей среды.

Игра «Хорошо – плохо», в которой ребенка знакомят с тем, что любой предмет, явление – это набор противоречивых свойств. Например, ребенку предлагается, выбрав хорошо знакомый объект, выделить позитивные и негативные проявления его существования. «Дерево» Хорошо: из него можно сделать деревянную посуду, мебель, построить дом, лодку, сделать игрушку.

Плохо: Деревянный дом и мебель могут сгореть, игрушка сгнить. Или «Кошка». Хорошо: ласковая, красивая, послушная, умная, теплая, игривая, ловит мышей. Плохо: линяет, может оцарапать, приносит мышей бабушке, а она их боится.

Игра «Пантомима». Детям предлагается изобразить жестами, звуками какой-либо предмет (поезд, машину,чайник) или какое-либо действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание).

Отгадывание загадок-описаний. Детям предлагается узнавать предмет по словесному описанию свойств и признаков, а также возможных действий с ним. Не стоит торопиться подсказывать ответ, если ребенок испытывает затруднение. Можно предложить ему самому придумать загадки.

Упражнение «Что будет, если…» Например, представить, что открыли школу для кошек или люди научились летать, или собаки стали разговаривать на человеческом языке.

                        Игры, развивающие мышление и сообразительность

«Говори наоборот» Взрослый бросает ребенку мяч и называет слово. Ребенок подбирает антоним и возвращает мяч  

  • ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ
  • БЫСТРЫЙ – МЕДЛЕННЫЙ
  • КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ
  • ПУСТОЙ – ПОЛНЫЙ
  • ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
  • УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ
  • ШЕРШАВЫЙ – ГЛАДКИЙ

Игра «Бывает – не бывает» Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не надо. Например:

  • КОШКА ВАРИТ КАШУ
  • ПАПА УШЕЛ НА РАБОТУ
  • ЧЕЛОВЕК ВЬЕТ ГНЕЗДО
  • ПОЧТАЛЬОН ПРИНЕС ПИСЬМО
  • ЗАЙЧИК ПОШЕЛ В ШКОЛУ
  • ШАПОЧКА РЕЗИНОВАЯ НА БЕРЕЗЕ ВЫРОСЛИ ШИШКИ

 

Игры для развития памяти

Словесная игра «Бабушка положила в чемодан…», «Я положил в мешок…»

Взрослый говорит: «Бабушка положила в чемодан…яблоко». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь – очки. И так далее, причем добавлять можно одно слово или словосочетание (старые тапочки, интересную книгу).

«Запомни движение» (моторно-слуховая память). Ведущий показывает детям движение, состоящее из 2 -3 для дошкольников и 3 – 4 действий для школьников. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке. Второй вариант – ведущий называет несколько действий, но не показывает их.

Игра «Запомни,  как стоим». Участники встают полукругом. Затем определяют ведущего, который должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

Задания  «Расскажи, что было на картинке», «Какие подарки подарили утенку», «Что изменилось на этой страничке по сравнению с предыдущей?» - на запоминание сюжетных картинок.

«Закрой книжку и назови картинки по памяти»

«Вспомни, какого цвета каждый предмет»

«Запомни пары предметов»

«Как зовут детей на картинке, кто какой предмет держал?»

«Что изменилось на столе»

«Запомни узор»

«Повтори движения»

                         Игры для развития произвольной сферы

«Запретный номер». Выбирается определенное число, например 3. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2… Когда доходит очередь до третьего ребенка, он не произносит число, а хлопает в ладоши три раза. Для дошкольников по одному запретному числу в пределе первого десятка. Для школьников диапазон расширяется и чисел может быть несколько.

Игра «Да и нет не говорите, черный с белым не берите». Ребенку предлагается поиграть в вопросы и ответы. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить запретные слова. Для дошкольников 1-2 слова. Для школьников – 4

Игра «Найди и промолчи». Дети закрывают глаза, а ведущий помещает игрушку в комнате так,  что она видна, хотя в глаза не бросается. Задание найти  игрушку и не показывать, где она, не смотреть  в ту сторону, а подойти к педагогу и подождать, когда все остальные найдут. Для разнообразия, ведущий игрушку держит под мышкой или в руках за спиной.

Игра «Товарищи капитаны». Дети выполняют разные движения, команды педагога, если слышат обращение «Товарищи капитаны».

Игры для развития речи и мышления

Что из чего сделано?

Кто что делает

Кому что нужно для работы

Какие вещи носят и мужчины и женщины (только женщины)

Кто летает – что летает (плавает)

Кто ползает – кто ходит?

Каждой вещи свое место (масло в масленке, хлеб в хлебнице, суп в супнице, соль, сахар, селедка, конфеты, чай, деньги в кошельке и т. д.)

Игра «Четвертый лишний», «Назови лишнее слово» - на слух.

 «Скажи наоборот» назвать действие противоположное по значению. Например: ТАЯТЬ – ЗАМЕРЗАТЬ

ЗАСЫПАТЬ

ПОДНИМАТЬСЯ

НЫРЯТЬ

НАГРЕВАТЬ

РИСОВАТЬ

ПАЧКАТЬ

ЧИНИТЬ

ПРИГЛАШАТЬ

Игры и упражнения со звуками (для дошкольников) и буквами (для школьников)

«Пишем кружочками»  УСЫ – ООО,  РУКА – ОООО

«Какой звук есть во всех словах?»  Например лыжи, жук, жаба  - Ж, чайник, ключ, очки  - Ч.

«Чем отличаются слова». Например: ДОМ – СОМ, ЛАК – РАК, ШИШКА – МИШКА, КОТ – РОТ, ТЕСТО – МЕСТО, ГРАЧ – ВРАЧ, КРЫСА – КРЫША.

«Цепочка слов» на определение первого и последнего звука в словах.  На столе лежат карточки с изображением предметов. «Сегодня мы будем выкладывать цепочку предметов. Наша цепочка начинается со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто найдет предмет с таким названием? Выкладываются на фланелеграфе.

Игры на развитие внимания

Игра «Наоборот». Дети должны выполнять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, т. е. сделать наоборот.

«Четыре стихии». По команде взрослого дети выполняют определенное движение руками.

  • «Земля» - дети опускают руки вниз
  • «Вода» - вытягивают руки вперед
  • «Воздух» - дети поднимают руки вверх
  • «Огонь» - вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах

«Лови ошибку». При объяснении материала педагог намеренно допускает ошибки. Дети на первых порах применения этого приема предупреждаются об этом. Поймать ошибку – это значит быстро поднять руку и объяснить суть ошибки.

Игровой прием «Охотники племени сиу».  Педагог предлагает детям, которым трудно успокоиться после перемены,  представить, что они индейцы племени сиу, их основным занятием является охота. Охотники же должны быть очень внимательными, уметь замечать и слышать все, что происходит вокруг.

«Давайте на время замолчим, так, чтобы стало совсем тихо. Постарайтесь услышать всевозможные шумы, угадать их происхождение».

Игровой прием «Кто меня слышит…». Если возник шум и дети никак не угомонятся, педагог может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Кто-то наверняка услышит и поднимет правую руку. Далее педагог опять тихо произносит: «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова: «Кто меня слышит, хлопните в ладоши два раза». Тут раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека (младший возраст) по теме: Картотека театрализованных игр

Картотека включает в себя театрализованные игры, творческие упражнения, миниатюры, сценки, импровизации. Цель: развитие творческой активности Задачи: развитие творческого воображения, выразительности,...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...