Собрание "Готовность к обучению в школе"
консультация (подготовительная группа) по теме

Брюханцева Екатерина Владимировна

Собрание для родителей старшей разновозрастной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Собрание28.01 КБ
Файл Памятки12.14 КБ
Файл Готовность к обучению в школе90.14 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Готовность к обучению школе ».

Цель: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Возраст детей 6-7 лет характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка: идет интенсивное развитие и совершенсвование опорно-двигательной  и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие различных отделов центральной нервной системы (увеличивается головной мозг).Хорошо развита двигательная сфера .Завершается долгий и сложный процесс овладения речью, в высказываниях отражается более богатый словарный запас (до 7000слов). Самооценка несколько завышена, это нормально, идет осознание своего социального «Я» - ребенок осознает себя и свое положение, которое он занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Начинают преобладать мотив «я должен» над мотивом «я хочу» и «я смогу» (кризис 7 лет).

01.09.2013г.- вступил в силу ФЗ РФ «Об образовании в РФ». В соответсвии с законом для дошкольного образования вступил в силу Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) — 01.01.2014г., согласно которому

Содержание нашей Программы охватывает пять образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»»

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Познавательное развитие»

Работа по этому направлению направлена на:

- совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 20, состав числа в пределах 20. На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

- Делить предметы на 2-8 и более равных частей, работать с условной меркой при измерении объёма, веса и длины предмета.

Учить распознавать фигуры, группировать их по цвету, форме, размерам, составлять тематические фигуры в целом и из отдельных частей.

Учить ориентироваться в пространстве, на  листе бумаге

Учить последовательности дней недели, месяцев, времен года.

Организация работы по познавательно- исследовательской и проектной деятельности, сенсорному развитию (правая левая рука, нога, классификация предметов по форме, цвету, строению)

Работа по ознакомлению детей с предметным окружением (история создания)

Ознакомление детей социальным миром (Россия, герб, флаг, гимн, космос, зарождение Земли, права ребенка, ВОВ, города России, малая родина, достопримечательности района, края, России, Российская армия.)

«Речевое развитие»

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи».

Подготовка к обучению грамоте (представление о предложении, составление простого предложения без союзов и предлогов, с указанием последовательности слов, деление слов на слоги, составление слов из слогов, выделение звуков из слова с указанием их последовательности.)

«Художественно-Эстетическое развитие»

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

 «Физическое развитие»

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании».

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Готовность к обучению в школе – это такой уровень физического, психического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы.

Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает:

-физиологическую готовность – хороший уровень физического развития.

-психологическую готовность – достаточное развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, ощущения, речи)

- социальную готовность – умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны.

Более подробно остановимся на психологической готовности,которая включает:

-интеллектуальную готовность;

- мотивационную готовность;

- эмоционально-волевую готовность;

- коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность)

Рекомендации родителям по формированию интеллектуальной готовности:
1. развивайте речь ребенка: читайте книги, обсуждайте прочитанное, учите ребенка задавать вопросы и отвечать на них
2. постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, следите, чтобы ваша речь была грамотная и выразительная
3. развивайте память и внимание, учите ребенка приемам запоминания

4. учите ребенка наблюдать за окружающим миром, выделять свойства и признаки предметов
5. учите сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, узнавать предметы по заданным признакам, классифицировать предметы по группам, анализировать.
6. развивайте мелкую моторику рук

• Главное, что необходимо будущему первокласснику – желание учиться (мотивационная готовность). 

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя.
Нам взрослым нужно помнить, что отношение ребенка к школе формируется еще до того как он в нее пойдет и формируем его мы – родители и педагоги. 
Рекомендации родителям по формированию мотивационной готовности:
1. Беседуйте с ребенком о школе, рассказывайте о своих школьных годах, любимых учителях, рассматривайте свои школьные фотографии
2. Играйте с ребенком в школу
3. Читайте стихи, рассказы о школе.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

- способностей ставить перед собой цель,

-принять решение о начале деятельности,

- наметить план действий,

- выполнить его, проявив определенные усилия,

- оценить результат своей деятельности,

- а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры

Рекомендацииродителям по формированию волевой готовности:
1.Следите, чтобы ребенок выполнял начатое дело до конца
2.Приучайте ребенка хранить личные вещи в порядке, в определенном месте (организованность)
3.Учите ребенка самостоятельно принимать решения (планируйте проведение выходных дней, дайте самостоятельность при выборе одежд)
4.Играйте с ребенком в игры по правилам, сюжетно-ролевые игры, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое поведение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвижные игры с определенными правилами. Поиграть с ребенком в известную игру "Да и нет, не говорите" родителям вполне по силам. 
5.Также развитию произвольности способствуют любые действия по заданному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.
6.Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что его можно было бы похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («молодец!», «ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
7.Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

Коммуникативная готовность – умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив. 
Рекомендации родителям по формированию коммуникативной готовности
1.Удовлетворяйте естественную потребность ребенка в общении (по возможности отвечайте на вопросы ребенка, включайте его в совместную деятельность, поощряйте его общение со сверстниками). 
2.Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий, для прогулок, для общения. 
3.Стимулируйте участие ребенка в коллективных делах, играх. 
4.Поощряйте ролевые игры, в которых развиваются навыки общения, лидерские качества и умение подчиняться (умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем). 
5.Приучайте ребенка признавать и адекватно выполнять правила, предложенные взрослым..

 «Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.»

Л.А.Венгер



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей:

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их  детёнышей.

10.Транспорт наземный, водный, воздушный.

11.Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12.Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13.Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)

15.Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16.Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17.Различать гласные и согласные звуки.

18.Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20.Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21.Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.

22.Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23.Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Тема: «Готовность к обучению в школе» Подготовила: Брюханцева Е.В . муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Ромашка»

Слайд 2

Содержание нашей Программы охватывает пять образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Слайд 3

Социально-коммуникативное развитие приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ; формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Слайд 4

Познавательное развитие совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10, состав числа в пределах 20. На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание. Делить предметы на 2-8 и более равных частей, работать с условной меркой при измерении объёма, веса и длины предмета. Учить распознавать фигуры, группировать их по цвету, форме, размерам, составлять тематические фигуры в целом и из отдельных частей. Учить ориентироваться в пространстве, на листе бумаге Учить последовательности дней недели, месяцев, времен года. Организация работы по познавательно- исследовательской и проектной деятельности, сенсорному развитию (правая левая рука, нога, классификация предметов по форме, цвету, строению) Работа по ознакомлению детей с предметным окружением (история создания) Ознакомление детей социальным миром (Россия, герб, флаг, гимн, космос, права ребенка, ВОВ, города России, малая родина, достопримечательности района, края, России, Российская армия.)

Слайд 5

Речевое развитие развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. Подготовка к обучению грамоте (представление о предложении, составление простого предложения , деление слов на слоги, составление слов из слогов, выделение звуков из слова с указанием их последовательности.)

Слайд 6

Художественно-эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Слайд 7

Физическое развитие развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) ; накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) ; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Слайд 8

Готовность к обучению в школе включает: физиологическую готовность психологическую готовность социальную готовность

Слайд 9

Психологическая готовность включает в себя: интеллектуальную готовность; мотивационную готовность; эмоционально-волевую готовность; коммуникативную готовность.

Слайд 10

Интеллектуальная готовность определяется наличием знаний об окружающем мире, определенным уровнем развития познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия), а также формированием учебно-важных качеств (умение слушать, выполнять действия под диктовку, самостоятельность при выполнении задания, произвольность)

Слайд 11

Мотивационная готовность Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. Нам взрослым нужно помнить, что отношение ребенка к школе формируется еще до того как он в нее пойдет и формируем его мы – родители и педагоги.

Слайд 12

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка: - способностей ставить перед собой цель, -принять решение о начале деятельности, - наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, - оценить результат своей деятельности, - а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры.

Слайд 13

Коммуникативная готовность – умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками, т.е. насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышенную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим определяется то, как ребенок впишется в новый коллектив.

Слайд 14

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться.» Л.А.Венгер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Готовность к школьному обучению как итог психического развития дошкольника и залог успешного обучения в школе"

Готовность к школе – это целая система взаимосвязанных качеств детской личности. Важнейшие компоненты психологической готовности к обучению в школе – личностная и интеллектуальная готовность. ...

опыт работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к обучению в школе"

Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а так же учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника-этот процесс...

Проект "Обучение ребенка сотрудничеству со сверстниками как условие подготовки к обучению в школе"

Для достижения заданных ФГОС целевых ориентиров создан проект, решающий задачи: формировать произвольность поведения и обучения детей в разных ситуациях, связанных со сменой партнеров взаимодействия; ...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

“Особенности психологической готовности детей с ТНР к обучению в школе. Основные рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе”.

В консультации для родителей детей подготовительных групп рассказывается об особенностях психологической готовности детей с ТНР  к обучению в школе. Раскрываются основные рекомендации для родител...

Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"

Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...