Экспериментальная деятельность дошкольников
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментальная деятельность дошкольников
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка.
Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе.
Опыт « Управляем погодой»
Откуда появляется дождь? В теплую погоду со всей поверхности земли испаряется влага. Пар поднимается вверх и, охлаждаясь, превращается в капельки воды. Они начинают собираться вместе, образуя облака. Когда их становится слишком много, они тяжелеют и падают вниз в виде дождя. Представим, что банка – это целый мир. Можно почувствовать себя повелителем стихий и испортить в мире погоду. Для этого набери в трехлитровую банку менее литра горячей воды. Банку закрой металлической крышкой. На крышку сверху положи кубики льда. Через некоторое время ты увидишь, как в верхней части банки собираются облака. Горячая вода нагревает воздух в банке. Он поднимается вверх и сталкивается с холодной крышкой. Образовавшийся водяной пар начинает скапливаться, превращаясь в небольшое облако.
Опыт «Повелители воды»
Для управления водой необходимы специальные приспособления. Чтобы аккуратно поливать растения, используют лейки. Для переноса воды в нужное место служат шланги. А вот управлять водой без помощи таких устройств очень трудно. Но небольшую струю воды можно заставить изменить направление силой мысли. Попробуй сделать так, чтобы вода из крана стала изгибаться. Не прикасаясь к струе руками, очень сложно изменить путь воды. Сделать это с помощью мысли поможет воздушный шарик. Надуй и завяжи шарик. Чтобы шарик стал помощником, его нужно потереть о шерстяную вещь. Теперь можно изменять направление воды! Для этого осторожно приближай воздушный шарик к тоненькой струе из-под крана. Когда шарик окажется близко к воде, она потянется в его сторону. Отрицательно заряженные частицы при трении о шерсть попадают на шарик. Он становится отрицательно заряженным. Когда ты подносишь его к струе воды, то содержащиеся в ней положительные заряды начинают притягиваться. Если воды будет много, то притяжение будет слабым, и она не отклонится
Опыт «Две рыбки»
В водоемах живет много разных рыбок. Некоторые из них плавают возле самого дна, другие любят выныривать из воды. А вот можно ли из двух одинаковых яиц сделать таких разных рыбок? Давай попробуем! Сначала превратим яйца в двух красивых рыбок. Нарисуем на скорлупе разными маркерами глазки, плавники, чешую. Теперь наши рыбки готовы к плаванию. Опусти яйца в одну банку с водой. Рыбки опустятся на дно. Теперь возьми вторую банку. Насыпай в нее соль и размешивай до тех пор, пока соль не перестанет растворяться в воде. Если переместить одну из рыбок во вторую банку, то она не утонет, а останется плавать на поверхности. Меняя количество соли в банке, можно добиться разных результатов. Например, чтобы рыбка плавала посередине банки. Ты, наверное, догадался, что на самом деле рыбки остались прежними, изменилась вода. Чем больше в воде соли, тем легче в ней плавать. Это объясняется различной плотностью воды – у соленой она больше, чем у пресной.
Опыт «Синхронное плавание»
Выступления по синхронному плаванию всегда отличаются необыкновенной красотой. Чтобы добиться слаженности действий, требуются долгие тренировки. Давай попробуем создать свою собственную команду из зубочисток! сначала нужно показать каждой зубочистке ее место. Для этого расположи зубочистки в миске с водой в виде лучиков. Они должны одним концом касаться стенки миски, а другим – указывать в середину. Теперь можно начинать тренировку. Научим зубочистки сближаться. Для этого брось кусочек не быстрорастворимого сахара-рафинада в центр миски. Зубочистки тоже дружно поплывут к центру. Продолжаем тренировать наших «пловцов». Аккуратно вынь сахар из миски, чтобы зубочистки остались на своих местах. Теперь добавь в центр миски несколько капель средства для мытья посуды. Зубочистки вернутся на свои первоначальные места, к краям миски. Зубочистки легко поддаются тренировке благодаря движению воды. Когда ты опускаешь сахар, он начинает поглощать воду. Зубочистки вместе с потоками воды перемещаются к центру. Средство для мытья посуды растекается по поверхности воды и отталкивает зубочистки к краям миски.
Опыт «Шторм в бутылке»
Могучий и грозный шторм можно увидеть только в большом море или океане. Но сделать маленький водоворот получится даже дома. Чтобы стихия разгулялась, налей в одну из бутылок обычную воду. Сними с обеих бутылок крышки и совмести два горлышка. Получится конструкция, похожая на песочные часы. Закрепи бутылки скотчем. Территория для шторма готова. Почувствуй себя морским богом Посейдоном и дай волю стихии! Для этого переверни бутылку с водой вверх дном и несколько раз покрути. Представь, что ты пытаешься что-то размешать в бутылке без помощи ложки. Хватит всего нескольких движений, чтобы увидеть, как вода из верхней бутылки переливается в нижнюю, закручиваясь в причудливый водоворот. Похожий водоворот можно увидеть и в ванной, когда спускаешь воду. Это явление объясняется воздействием нескольких сил на жидкость одновременно. Покрутив бутылку, мы воздействовали на частички воды так, что они стали толкать друг друга. Их толчки и, соответственно, вращение быстро бы угасли, если бы не сила притяжения Земли, которая также двигает частицы воды, помогая им толкать друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...
"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, зак...
Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.
Доклад на семинаре Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....