Космическая игротека
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3»
«Космическая игротека»
Сборник игр по теме: «Космос»
Составила: Букина Я. С.
Воспитатель
Полысаево
2015
"КОСМОС"
(дидактическая игра для детей 4-5 лет)
Цель:
• учить детей плоскостному конструированию по образцу, развивать мышление, творческое воображение, память
Количество игроков 1-12.
Игра состоит из 12 больших карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.) и геометрических фигур разного цвета.
Варианты игры:
Вариант 1: дети накладывают детали на образец.
Вариант 2: дети конструируют, глядя на образец.
Вариант 3: дети конструируют по памяти.
" Угадай по тени" (космическая техника).
- К каждой форме большой карты нужно подобрать пару - предмет с таким же размером и внешними очертаниями.
В состав игры входят большие карты с силуэтами картинок и маленькие карточки с рисунками предметов.
Перед началом игры рассмотрите большие карты с силуэтами, на что (кого) они похожи.
Варианты игр могут быть такими:
- взрослый показывает и называет изображение, ребенок рассматривает цветную картинку и находит соответствующий силуэт;
- взрослый показывает, но не называет изображение, ребенок сравнивает, находит, называет картинку и получает карточку.
«Разрезные картинки».
На картоне рисуются (распечатываются) самые простые картинки (космонавт, ракета, планеты)
Для начала лучше делать картинки покрупнее.
Картинки разрезаете на восемь частей.
Задача ребенка: сложить все половинки в одно целое.
На обратную сторону картинок можно наклеить липучку и тогда собирать их можно будет на фланелеграфе, что очень удобно в том плане что картинки не будут "ломаться" при неосторожных движениях.
Когда ребенок хорошо освоит принцип складывания картинок можно брать сюжетные картинки.
« Мы изучаем космос».
1-й вариант игры
Цель: развивать память детей ,внимание, воображение, коммуникативные способности, конкретизировать знания детей о профессии космонавта, условиями работы в космосе, космическими обитателями.
Ход игры: (Постройка космического корабля и путешествие на нем.) Педагог, используя заранее приготовленную схему, обговаривает устройство космического корабля. Сверяясь с чертежами, дети строят корабль(выделяют отсеки: рабочий, технический, пульт управления, иллюминаторы, трап.) Обговаривают одежду космонавта, пробуют надеть воображаемый скафандр, шлем. Обсуждают, какими качествами должен обладать космонавт, в чем заключается смысл этой профессии. Затем дети занимают места в космическом корабле и воображают себя в открытом космосе.
2-ой вариант игры
Цель: развивать внимание, память, воображение; продолжить знакомство с условиями работы в космосе и планетами.
Игровое задание: побывать в космосе и познакомиться с планетами Солнечной системы.
Ход игры: Педагог предлагает детям занять место в воображаемом звездолете (предварительно обыгрывается старт звездолета) и отправиться в путешествие к планетам Солнечной системы. Используя фотографии, рисунки детей, педагог дает характеристику каждой планете. Обговаривается вместе с детьми ее форма, цвет. Расположение в пространстве .В итоге дети выполняют рисунки под впечатлением от предпринятого путешествия.
«Геометрия в космосе».
В космос полетел необычный человек, который состоит только из геометрических фигур. Посмотрите внимательно на рисунок этого человечка и ответьте на вопросы:
- Какие геометрические фигуры вы видите?
- Сколько кружков, треугольников, квадратов, отрезков?
Чего больше: кружков или треугольников? Квадратов или кружков
«Космическая пыль».
Цель:
- учить видеть среди множества предметов заданный предмет, развивать зрительное внимание, восприятие.
- формировать понятие относительности величины предметов, умение сравнивать предметы по величине.
Ход игры:
1. Детям предлагается среди разложенных на полу звезд, найти заданную:
– Найдите большую красную звезду, или маленькую зеленую.
- Найдите большую голубую звезду.
- Сравните, какая из больших звезд больше: красная или голубая? и т.д.
«Маршрут ракеты».
Цель:
- развивать у детей зрительное восприятие;
- активизировать зрительные функции глаз, развивать периферическое зрение;
- формировать зрительно-двигательную ориентировку, графические навыки.
Ход игры:
Дети, следуя инструкции педагога рисуют маршрут ракеты:
- Сначала ракета долетит до большой красной звезды, далее полетит к маленькой зеленой планете и т.п.
Один ребенок выполняет задание у доски.
«Семейка слов».
Цель:
- словообразование родственных слов.
Ход игры:
Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда».
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)
«Космическое путешествие».
На площадке в 4-5 местах обозначаются «ракеты». Можно поставить игрушки ракет, а сбоку прикрепить надпись маршрута, например: «Земля - Венера - Земля», «Земля - Лупа -Земля», «Земля - Марс - Земля». В каждой ракете 3-6 мест. Весь зал (площадка) - ракетодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих.
Ход игры:
Играющие, не держась за руки, идут по кругу говорят:
«Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!»
После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.
Правила игры:
1) Опоздавшие игроки становятся в центр круга
2) Игра повторяется несколько раз.
Передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.
«Космические разведчики».
Цель: развитие у детей наблюдательности, коммуникативности, организаторских способностей.
Ход игры: Воспитатель: «Наш космический корабль совершил посадку на неизведанной планете. Прежде чем высадиться на ней и разбить лагерь, мы должны провести разведку. Давайте выберем разведчика и командира. Остальные дети образуют отряд, или группу разведки».
В комнате стулья расставлены хаотично. Разведчик прокладывает маршрут между стульями, обходя их с разных сторон. Командир наблюдает за действиями разведчика, а потом проводит свой отряд по проложенному маршруту. Можно построить игру и по-другому: командир ведет отряд из того места, где закончил свой путь разведчик, в то место, из которого разведчик вышел.
После игры дети обсуждают правильность действий командира и допущенные им ошибки.
«Что изменилось?»
Цель: тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.
Ход игры: Воспитатель: «А сейчас мы проверим, какая память у наших космонавтов». Для игры первоначально выбирается группа из 7-9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Воспитатель вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид всех участников игры. На это дается 1-2 минуты. После этого водящие удаляются в другую комнату. По указанию воспитателя дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм или прическу.
Затем по очереди вызывают водящих. Каждый из них должен назвать те изменения, которые заметил. Побеждает тот, кто заметил больше изменений.
«Дверная скважина».
Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.
Ход игры:
Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам еще одно испытание на сообразительность. Я покажу вам картинки с изображением того, что вы можете увидеть на далекой планете. Но представьте, что иллюминаторы в нашем корабле маленькие, экраны ваших скафандров тоже невелики. Поэтому видеть всю картинку целиком вы не можете. Вы увидите отдельные фрагменты и должны догадаться, что же изображено на картинке». Для игры необходимо приготовить небольшую яркую картинку и лист бумаги, по площади примерно вчетверо превосходящий размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие круглой формы (как иллюминатор). Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими (лучше, если их будет 4-5 человек). Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают картинку одновременно, но каждый водит лист в течение 1 минуты. Затем один из игроков рассказывает, что изображено на картинке, другие исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается и воспитатель объявляет победителя, лучше и подробнее всех рассказавшего о том, что изображено на картинке.
«Звук потерялся».
Цель:
-развитие внимания, развитие фонематического слуха.
Ход игры:
Воспитатель: «Космонавты должны быть очень внимательны. Сейчас мы потренируем наше внимание в одной простой игре». Воспитатель называет заранее подобранные простые слова, в которых пропущен какой-то звук, без которого слово превращается в бессмыслицу. Дети должны говорить, какой именно звук пропущен и как будет правильно звучать слово. Игра проводится в кругу, воспитатель бросает мяч одному из детей, тот должен вернуть мяч вместе с правильным ответом. Еще один вариант игры: слово с точками вместо пропущенного звука пишется на доске, дети должны вписать нужный звук и прочесть слово целиком.
Подвижная игра « Космический полет».
Дети передвигаются по залу под музыку, на полу разложены обручи из расчета на 1 меньше, чем детей. Музыка замолкает, и дети занимают свободный обруч… не успевший выбывает из игры, воспитатели убирают обруч после каждой остановки музыки. Играют до последнего оставшегося ребенка, который считается победителем.
«Кто быстрее до Луны».
Выбираются 2 ребенка, встают друг напротив друга. У каждого в руках край ленты на палочке. В центре ленты символ Луны. По команде дети закручивают ленту на палочку. Кто быстрее, тот и выиграл. Проводится 3-4 раза.
«Назови ласково».
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображениями
большого и маленького размера.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого предмета, например, звезды и спрашивает,
как он называется. Затем объясняет: «Это звезда большая. А
как ты назовешь ласково маленькую. Демонстрирует картинку
Аналогично рассматриваются другие предметы:
Солнце – солнышко
Дождь – дождик
колесо
«Один - много»
Цель: научить образовывать существительные
множественного числа.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч:
Планета – планеты
Ракета – ракеты
Космонавт – космонавты
Луноход - луноходы
«Чего не стало?»
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: предметные картинки
Ход. Взрослый выкладывает предметные картинки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из них. Ребенок должен отгадать, какая картинка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»
Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...
Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"
Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...
«С математикой в космический полет»в космический полет»
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе...
Мастер-класс по изготовлению аппликации «Космическая ракета» с элементами конструирования ко Дню космонавтики Тема: «Космическая ракета».
Задачи:- продолжать расширять знания детей, связанные с Днём Космонавтики;- учить складывать ракету в технике оригами из квадратного листа бумаги;- развивать творчество в оформлении звездного неба и с...
Космическая игротека
Предлагаю картотеку для использования открытых тематических занятий и досугов "КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"....
Первый в мире полёт человека в космическое пространство. Советский космонавт Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» выполнил один оборот вокруг Земли; Конспект занятия "Мы первые"
Цель: создание условий для формирования устойчивого интереса к своей истории, создание плаката «Мы первые! Первый полёт в космос»....
Конспект станции "Космическая кухня - 2" для старшего возраста в рамках космического квеста
В рамках квеста "Космическое путешествие" описывается станция "Космическая кухня". Где дети лепят из соленого теста печенье и пиццу, наблюдают изменения цвета жидкости....