Консультация для родителей "Детские страхи и как с ними бороться"
статья (младшая, средняя, старшая группа) по теме
Статья. Консультация для родителей:" Детские страхи и как с ними бороться".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_roditeley.docx | 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские страхи и как с ними бороться
Общие понятия о страхе
Тревога, страхи пронизывают жизнь дошкольника и вызывают ответную тревогу в сердцах родителей. Как помочь детям избежать ненужных страхов?
Страх – наследие нашей природы, древнейший защитный ответ всех живых существ на опасность или её возможность. Страх служит предупреждению человека о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на его источнике, искать пути избегания опасности.
Причина: инстинкт выживания, стремление избежать неприятностей, боли, смерти (неизвестности, позора, одиночества и т.д.).
Виды страха:
- по источнику: беспредметный, общий (боюсь вообще, боюсь всего) и предметный (боюсь чего-то конкретного);
- по силе эмоциональных переживаний: опасение, боязнь, тревога, испуг, страх, ужас, паника, аффект;
- по вызываемым в организме изменениям: мобилизующий (активизирующий, когда, например, убегая от собаки, человек может перепрыгнуть через непреодолимую в обычных условиях преграду) и расслабляющий (вызывающий ступор, блокирующий действия). По мнению психологов, вид страха, который будет испытывать ребёнок, зависит и от генетических факторов, и от стиля воспитания в детском возрасте.
Проявления страха:
- физиологические признаки: учащённое сердцебиение, покраснение, приток сил, ком в горле, слабость в ногах, спазм мышц, сосудов, бронхов, сердцебиение, пот, дрожь, головокружение, непроизвольное расслабление, парализация …
- поведенческие признаки: ребёнок грызёт ногти, раскачивается, барабанит пальцами по столу, теребит волосы и т. д.
Типичные ошибки родителей.
- Ориентация на правило: ”Ты мальчик, ты не имеешь права бояться”.
- Использование в сложных ситуациях оценки: “Ты трус!”, которая должна побуждать ребёнка доказать обратное, но на самом деле, из-за функции внушения усложняет положение ребёнка, снижает его самооценку, веру в себя.
- Уговаривание не бояться.
- Высмеивание переживания ребенком страха.
- В целях преодоления страха осуществление резкого погружения в ситуацию, вызывающую страх. Например, ребёнка, боящегося воды бросают в воду с лодки. Ребёнка, боящегося козы, подносят к морде козы со словами: “Ну, видишь, ничего страшного!” Для детей, характер которых генетически фундаментально тревожен, последствия могут быть очень тяжёлыми и необратимыми.
- Демонстрация чрезмерного родительского страха за ребёнка.
- Запреты рисковать.
- Стремление убедить ребёнка в его беспомощности (опять же в целях повышения его безопасности).
- Гиперзащита родителями ребёнка от реальных и мнимых угроз, которая формирует у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира.
- Восприятие неудачи, ошибки ребёнка как катастрофы. Отсутствие возможности учиться на собственных ошибках. (Не ошибается тот, кто ничего не делает. Анализ ошибки есть мудрость.)
- Создание ситуации внутреннего конфликта ребёнка, которая вызывается чаще всего завышенными, противоречивыми или унизительными требованиями к ребёнку. Это вызывает развитие тревожности.
- Отсутствие безусловной родительской любви ведёт к рождению социально-оценочного страха, когда ребёнок зажимается, напрягается в ситуации внимания к нему.
Задачи, которые должны решить родители.
- К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
- Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
- Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
- Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения.
- Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
- Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
- Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.
Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детские страхи и как с ними бороться"
Советы для родителей, которых беспокоит проблема детских страхов....
Консультация для родителей «Детские страхи и как с ними бороться»
В консультации вы можете узнать о детских страхах и их появления, о том как предотвратить возникновения страхов у ребенка и как бороться уже с существующими страхами....
Детские страхи. И как с ними бороться.
Детские страхи относятся одним из самых глубоких детских переживаний и могут проявиться даже во взрослой жизни. Ситуация, когда мама в раннем возрасте оставляет ребенка засыпать в одиночестве и не под...
Консультация для родителей "Детские страхи и как с ними бороться"
Информировать родителей о проблеме детских страхов, обучение адекватным и доступным приемам в моменты возникновения и переживания детьми ситуации страхов...
Консультация для родителей: Детские страхи и как с ними бороться
Статья для родителей и воспитателей о методах борьбы с детскими страхами....
Консультация для родителей "Детские страхи и как с ними бороться"
Тема "Детские страхи"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ "ДЕТСКИЕ СТРАХИ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ДЕТСКИЕ СТРАХИ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ»Многих родителей волнует проблема детских страхов. Дети, у которых полностью отсутствуют страхи, - явление чрезвычайно редкое. ...