Консультация для родителей "Детские страхи и как с ними бороться"
консультация (средняя группа)
Тема "Детские страхи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_strahi_i_kak_s_nimi_borotsya._konsultatsiya.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Детские страхи и как с ними бороться»
Общие понятия о страхе
Тревога, страхи пронизывают жизнь дошкольника и вызывают ответную тревогу в сердцах родителей. Как помочь детям избежать ненужных страхов?
Страх – наследие нашей природы, древнейший защитный ответ всех живых существ на опасность или её возможность. Страх служит предупреждению человека о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на его источнике, искать пути избегания опасности.
Причина: инстинкт выживания, стремление избежать неприятностей, боли, смерти (неизвестности, позора, одиночества и т.д.).
Виды страха:
- по источнику: беспредметный, общий (боюсь вообще, боюсь всего) и предметный (боюсь чего-то конкретного);
- по силе эмоциональных переживаний: опасение, боязнь, тревога, испуг, страх, ужас, паника, аффект;
- по вызываемым в организме изменениям: мобилизующий (активизирующий, когда, например, убегая от собаки, человек может перепрыгнуть через непреодолимую в обычных условиях преграду) и расслабляющий (вызывающий ступор, блокирующий действия). По мнению психологов, вид страха, который будет испытывать ребёнок, зависит и от генетических факторов, и от стиля воспитания в детском возрасте.
Проявления страха:
- физиологические признаки: учащённое сердцебиение, покраснение, приток сил, ком в горле, слабость в ногах, спазм мышц, сосудов, бронхов, сердцебиение, пот, дрожь, головокружение, непроизвольное расслабление, парализация …
- поведенческие признаки: ребёнок грызёт ногти, раскачивается, барабанит пальцами по столу, теребит волосы и т. д.
Особенности страхов ребёнка.
Ребёнок до двух лет часто не ведает страха.
В два года дети, например, боятся посещения врача. С трёх лет число конкретных страхов снижается, появляются символические страхи: темноты, высоты, одиночества. Ребёнок узнаёт, что есть смерть и боится потерять своих родителей.
Ребёнок не рассказывает о своих страхах, об увиденных страшных снах, так как проговаривание, по его ощущению, может оживить эти страхи.
Более интеллектуальные дети имеют больше страхов. Неудовлетворённость родителей работой, жильём, жизнью увеличивает тревожность и количество страхов детей.
В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти. С 7 до 11 лет ребёнок больше всего боится “быть не тем”, сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.
Наличие страхов у ребёнка является нормой, но если страхов очень много, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребёнка. Тревожность дошкольников не является устойчивой психологической чертой, то есть от неё можно избавиться.
Типичные ошибки родителей.
- Ориентация на правило: ”Ты мальчик, ты не имеешь права бояться”.
- Использование в сложных ситуациях оценки: “Ты трус!”, которая должна побуждать ребёнка доказать обратное, но на самом деле, из-за функции внушения усложняет положение ребёнка, снижает его самооценку, веру в себя.
- Уговаривание не бояться.
- Высмеивание переживания ребенком страха.
- В целях преодоления страха осуществление резкого погружения в ситуацию, вызывающую страх. Например, ребёнка, боящегося воды бросают в воду с лодки. Ребёнка, боящегося козы, подносят к морде козы со словами: “Ну, видишь, ничего страшного!” Для детей, характер которых генетически фундаментально тревожен, последствия могут быть очень тяжёлыми и необратимыми.
- Демонстрация чрезмерного родительского страха за ребёнка.
- Запреты рисковать.
- Стремление убедить ребёнка в его беспомощности (опять же в целях повышения его безопасности).
- Гиперзащита родителями ребёнка от реальных и мнимых угроз, которая формирует у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира.
- Восприятие неудачи, ошибки ребёнка как катастрофы. Отсутствие возможности учиться на собственных ошибках. (Не ошибается тот, кто ничего не делает. Анализ ошибки есть мудрость.)
- Создание ситуации внутреннего конфликта ребёнка, которая вызывается чаще всего завышенными, противоречивыми или унизительными требованиями к ребёнку. Это вызывает развитие тревожности.
- Отсутствие безусловной родительской любви ведёт к рождению социально-оценочного страха, когда ребёнок зажимается, напрягается в ситуации внимания к нему.
Задачи, которые должны решить родители.
- К страхам ребенка нужно отнестись со всей серьезностью, какими бы нелепыми они не казались.
- Не следует ругать и наказывать ребенка за трусость. Этим вы только спровоцируете новые проблемы (недовольство собой, боязнь не соответствовать ожиданиям родителей).
- Говорите с ребенком о его страхах (кроме прочего, вы узнаете из таких бесед, чего он боится). Беседа должна проходить в спокойном доброжелательном тоне, без акцентирования на какой-то фобии.
- Попробуйте мягко переубедить ребенка, но не путем преуменьшения страха, а способом изменения к нему отношения.
- Используйте собственный пример, возможно, в виде рассказа о том, что вы тоже боялись этого в детстве и как вам удалось победить свой страх. Уверяйте ребенка в том, что рядом с вами он в безопасности.
- Отвлеките его каким-то интересным занятием, игрой.
- Не вырабатывайте у ребенка «привыкание» к страху (например, если он боится темноты, не оставляйте в темной комнате). Последствия таких действий могут быть печальными для развития и здоровья ребенка.
Главная задача родителей – помочь ребенку преодолеть страх. Избавиться от него ребенок может только самостоятельно, но без вашей поддержки ему не обойтись.
Коррекция.
С помощью сказок.
Это методика заключается в чтении ребенку специально придуманных психологом или тщательно подобранных сказок. Они подаются таким образом, чтобы эмоционально переживая сюжет, ребенок почувствовал себя сильным, храбрым.
Методика игры.
Игра – важный вид деятельности ребенка. Психологи доказали ее терапевтический эффект. Психологически направленная игра позволяет пережить травмирующее обстоятельство в выдуманном мире. В таких условиях оно предстает значительно ослабленным, а значит, преодолевается легче.
Терапия.
В эту методику входят различные приемы оздоровления психического состояния ребенка средствами различных искусств и информации, получаемой от органов чувств (рисование, цветотерапия, музыкотерапия и т.д.)
Сказка для семейного чтения.
КОТ И ЛИСА.
Жил-был мужик; у него был кот, только такой шкодливый, что беда! Надоел он мужику. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок, завязал и понес в лес. Принес и бросил его в лесу: пускай пропадает! Кот ходил, ходил и набрел на избушку, в которой лесник жил; залез на чердак и полеживает себе, а захочет есть — пойдет по лесу птичек да мышей ловить, наестся досыта и опять на чердак, и горя ему мало!
Вот однажды пошел кот гулять, а навстречу ему лиса, увидала кота и дивится: «Сколько лет живу в лесу, а такого зверя не видывала». Поклонилась коту и спрашивает: «Скажись, добрый молодец, кто ты таков, каким случаем сюда зашел и как тебя по имени величать?» А кот вскинул шерсть свою и говорит: «Я из сибирских лесов прислан к вам бурмистром, а зовут меня Котофей Иванович».— «Ах, Котофей Иванович,— говорит лиса,— не знала про тебя, не ведала; ну, пойдем же ко мне в гости». Кот пошел к лисице; она привела его в свою нору и стала потчевать разной дичинкою, а сама выспрашивает: «Что, Котофей Иванович, женат ты али холост?» — «Холост»,— говорит кот. «И я, лисица,— девица, возьми меня замуж». Кот согласился, и начался у них пир да веселье.
На другой день отправилась лиса добывать припасов, чтоб было чем с молодым мужем жить; а кот остался дома. Бежит лиса, а навстречу ей попадается волк и начал с нею заигрывать: «Где ты, кума, пропадала? Мы все норы обыскали, а тебя не видали».— «Пусти, дурак! Что заигрываешь? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужняя жена».— «За кого же ты вышла, Лизавета Ивановна?» — «Разве ты не слыхал, что к нам из сибирских лесов прислан бурмистр Котофей Иванович? Я теперь, бурмистрова жена».— «Нет, не слыхал, Лизавета Ивановна. Как бы на него посмотреть?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты смотри, приготовь барана да принеси ему на поклон; барана-то положи, а сам схоронись, чтоб он тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Волк побежал за бараном.
Идет лиса, а навстречу ей медведь и стал с нею заигрывать. «Что ты, дурак, косолапый Мишка, трогаешь меня? Я прежде была лисица-девица, а теперь замужня жена».— «За кого же ты, Лизавета Ивановна, вышла?»
«А который прислан к нам из сибирских лесов бурмистром, зовут Котофей Иванович,— за него и вышла».— «Нельзя ли посмотреть его, Лизавета Ивановна?» — «У! Котофей Иванович у меня такой сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест! Ты ступай, приготовь быка да принеси ему на поклон; волк барана хочет принесть. Да смотри, быка-то положи, а сам схоронись, чтоб Котофей Иванович тебя не увидел, а то, брат, туго придется!» Медведь потащился за быком.
Принес волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье: смотрит — и медведь лезет с быком. «Здравствуй, брат Михайло Иваныч!» — «Здравствуй, брат Левон! Что, не видал лисицы с мужем?”- “Нет, брат, давно дожи
даю».— «Ступай, зови».— «Нет, не пойду, Михайло Иваныч! Сам иди, ты посмелей меня».— «Нет, брат Левон, и я не пойду». Вдруг откуда не взялся — бежит заяц. Медведь как крикнет на него: «Поди-ка сюда, косой черт!» Заяц испугался, прибежал. «Ну что, косой пострел, знаешь, где живет лисица?» — «Знаю, Михайло Иванович!» — «Ступай же скорее да скажи ей, что Михайло Иванович с братом Левоном Иванычем давно уж готовы, ждут тебя-де с мужем, хотят поклониться бараном да быком».
Заяц пустился к лисе во всю свою прыть. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: «Я полезу на сосну».— «А мне что же делать? Я куда денусь? — спрашивает волк.— Ведь я на дерево ни за что не взберусь! Михайло Иванович! Схорони, пожалуйста, куда-нибудь, помоги горю». Медведь положил его в кусты и завалил сухими листьями, а сам взлез на сосну, на самую-таки макушку, и поглядывает: не идет ли Котофей с лисою? Заяц меж тем прибежал к лисицыной норе, постучался и говорит лисе: «Михайло Иванович с братом Левоном Ивановичем прислали сказать, что они давно готовы, ждут тебя с мужем, хотят поклониться вам быком да бараном».— «Ступай, косой! Сейчас будем».
Вот идет кот с лисою. Медведь увидал их и говорит волку: «Ну, брат Левон Иваныч, идет лиса с мужем; какой же он маленький!» Пришел кот и сейчас же бросился на быка, шерсть на нем взъерошилась, и начал он рвать мясо и зубами и лапами, а сам мурчит, будто сердится: «Мало, мало!» А медведь говорит: «Невелик, да прожорист! Нам четверым не съесть, а ему одному мало; пожалуй, и до нас доберется!» Захотелось волку посмотреть на Котофея Ивановича, да сквозь листья не видать! И начал он прокапывать над глазами листья, а кот услыхал, что лист шевелится, подумал, что это мышь, да как кинется и прямо волку в морду вцепился когтями. Волк вскочил, да давай бог ноги, и был таков. А кот сам испугался и бросился прямо на дерево, где медведь сидел. «Ну,— думает медведь,— увидал меня!» Слезать-то некогда, вот он положился на божью волю да как шмякнется с дерева оземь, все печенки отбил; вскочил—да бежать! А лисица вслед кричит: «Вот он вам задаст! Погодите!» С той поры все звери стали кота бояться; а кот с лисой запаслись на целую зиму мясом и стали себе жить да поживать, и теперь живут, хлеб жуют.
Вопросы ребёнку:
- По какой причине волк и медведь не стали сами звать кота, чтобы передать ему принесённое мясо, а заставили это сделать зайца?
- Почему волк и медведь, слушая, как кот говорит “мяу, мяу”, приняли эти звуки за “мало, мало”?
- Зачем кот бросился прямо на дерево?
- Почему медведь спрыгнул с дерева?
- Действительно ли кот был “сердитый: коли кто не по нем, сейчас съест” и прожористый?
- Почему все звери стали кота бояться?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Детские страхи и как с ними бороться"
Советы для родителей, которых беспокоит проблема детских страхов....
Консультация для родителей «Детские страхи и как с ними бороться»
В консультации вы можете узнать о детских страхах и их появления, о том как предотвратить возникновения страхов у ребенка и как бороться уже с существующими страхами....
Детские страхи. И как с ними бороться.
Детские страхи относятся одним из самых глубоких детских переживаний и могут проявиться даже во взрослой жизни. Ситуация, когда мама в раннем возрасте оставляет ребенка засыпать в одиночестве и не под...
Консультация для родителей "Детские страхи и как с ними бороться"
Статья. Консультация для родителей:" Детские страхи и как с ними бороться"....
Консультация для родителей "Детские страхи и как с ними бороться"
Информировать родителей о проблеме детских страхов, обучение адекватным и доступным приемам в моменты возникновения и переживания детьми ситуации страхов...
Консультация для родителей: Детские страхи и как с ними бороться
Статья для родителей и воспитателей о методах борьбы с детскими страхами....
КОНСУЛЬТАЦИЯ "ДЕТСКИЕ СТРАХИ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ДЕТСКИЕ СТРАХИ И КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ»Многих родителей волнует проблема детских страхов. Дети, у которых полностью отсутствуют страхи, - явление чрезвычайно редкое. ...