интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников
консультация на тему
развитие мышления, установление связей между предметами, находить общее в разрозненном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnye_igry.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников»
Александрова Людмила Максимовна
Воспитатель
ГБДОУ № 75 Приморского района
Г. Санкт- Петербург
«Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников»
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Сначала повторение, а потом новая игра.
ИГРА №1
«Составление предложений»
Цель: Развивать способность быстро устанавливать разнообразные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.
Игровое задание.
Составить как можно больше предложений, обязательно использовать названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу. Например: озеро, карандаш, медведь. Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.
- Ответы могут быть стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);
- Сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»)
- Творческими, включающими эти предметы и в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
ИГРА №2
«Поиск общего»
Цель: Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов, дать представление о степени существенности признаков.
Игровое задание.
Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом. Например: тарелка и лодка.
- Ответы могут быть стандартными («Эти вещи, сделанные человеком», «Они имеют глубину»)
- Необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.
Задача педагога - распределить все ответы по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами для того, чтобы дети чётко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки.
ИГРА №3
«Исключение лишнего слова»
Цель: Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленение предметов.
Игровое задание.
Берутся три слова. Например: помидор, собака, солнце. Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чём- то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.
Задача педагога - стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности
решений (исключить слово «собака» т. к. и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.
ИГРА №4
«Поиск аналогов»
Цель: Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности, развивать способность классифицировать явлениями по их признакам.
Игровое задание.
Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом. Например: с вертолётом, по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет. Например: птица, бабочка – все они летают. Автобус, вертолёт, поезд - это транспортное средство.
ИГРА №5
«Поиск противоположных предметов»
Цель: Формировать способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами; сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное.
Игровое задание.
Назвать как можно больше предметов, « противоположных» указанному педагогом, (например: дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например: дом-сарай; противоположны по размеру и степени комфорта; дом-поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого - в другом и т. д.)
ИГРА №6
«Поиск предметов по заданным признакам»
Цель: Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.
Игровое задание.
Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожими на два – три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например: дверь ( она закрывает и открывает помещение и выключатель ( зажигает и гасит свет).
ИГРА №7
«Поиск соединительных звеньев»
Цель: Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далёкими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.
Игровое задание.
Называются два предмета, например: лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие чёткую логическую связь с заданными предметами. Например: экскаватор (капает землю, как лопата и является транспортным средством, как автомобиль); человек (он может капать лопатой и иметь автомобиль) и т. д.
ИГРА №8
«Способы использования предмета»
Цель: Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете; умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи; видеть в обычном предмете неожиданные возможности.
Игровое задание.
Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например, книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета .Игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения.
ИГРА №9
«Перечислить возможные причины»
Цель: Развивать способность при решении задачи или осмысления какого- либо явления, искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение
Игровое задание.
Педагог описывает какую-нибудь ситуации, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь…». Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять, начиная от банальных: «забыл закрыть дверь» и кончая самыми фантастичными: «марсиане прилетели».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей. Тема : "интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников"
консультация для родителей...
Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников
сообщение к семинару...
Консультация для родителей" Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников". Дистанционное обучение родителей.
Актуальность данной консультации заключается в том, что очень важно познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации иг...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебног...
Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников.
Рекомендации родителям по проведению игр на развитие логического мышления....
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ...