ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Головина Полина Евгеньевна

 

Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления у дошкольников – одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Главное для ее решения – рациональная организация всего учебного процесса (создание проблемных ситуаций в обучении, соблюдение принципа диалогичности при проведении занятий и т. д.), но нельзя пренебрегать и таким средством, как специально организуемый игровой тренинг.

Основой любого полноценного мыслительного процесса, направленного на понимание усваиваемого материала и творческое его преобразование, является наличие как минимум трех универсальных составляющих:

высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выделение существенного и др.);

высокий уровень активности, рискованности и плюралистичности мышления,  проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, в установке на множественность вариантов решения,  в свободе выдвижения нестандартных идей и в гибкости перехода от одной из них к другой;

высокий уровень организованности и целенаправленности мышления,  проявляющийся  в  четкой  ориентации  на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа, в осознании собственных способов мышления и в контроле за ними.

Предлагаемый нами комплекс интеллектуальных игр направлен прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной рискованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса.

Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом, поэтому при проведении игрового тренинга желательно не нарушать их последовательность.

Занятия проводятся с группой из 5–10 старших дошкольников. Длительность одного занятия – от 15 до 30 мин. Периодичность проведения занятий – 1–2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждая игра «прокручивается» по нескольку раз на различном материале в течение нескольких занятий.

На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.

Задача педагога – стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться, последовательно проводить мысль о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожие друг на друга.

 

Общие рекомендации к предлагаемым играм

 

• Ни в коем случае не пресекать шутливых ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления.

• Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число разнообразных ответов, с другой – прежде всего поощрять оригинальные, творческие решения.

• Обязательными условиями эффективности проведения игр являются обсуждение детьми  всех  предложенных решений  и развернутое обоснование, почему какое-то решение им понравилось, а какое-то – нет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_razvitie_myshleniya_st.doshk_.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игра 1. Составление предложений

Цель. Развивать способность быстро устанавливать разнообразные, иногда неожиданные связи между знакомыми предметами; создавать новые образы из отдельных элементов.

Игровое задание. Составить как можно больше предложений, обязательно использовав названные педагогом три слова, не связанные друг с другом по смыслу (например, озеро, карандаш, медведь). Падеж слов можно менять, в предложениях могут использоваться и другие слова.

Ответы могут быть:

– стандартными («Медведь утопил в озере карандаш»);

– сложными с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и с введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»);

– творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

Игра 2. Поиск общего

Цель. Формировать умение находить в разрозненном материале несколько общих моментов; дать представление о степени существенности признаков.

Игровое задание. Назвать как можно больше общих признаков двух предметов, указанных педагогом (например, тарелка и лодка).

Ответы могут быть стандартными («Это вещи, сделанные человеком»; «Они имеют глубину») и необычными, позволяющими увидеть знакомые предметы в новом свете. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее.

Задача педагога – распределить все ответы по степени  существенности вскрываемых в них связей между предметами для того, чтобы дети четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки.

Игра 3. Исключение лишнего слова

Цель. Развивать способность устанавливать неожиданные связи между явлениями, переходить от одних связей к другим, удерживать в «поле мышления» сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Формировать установку на то, что возможны разные способы объединения и расчленения предметов.

Игровое задание. Берутся три слова (например, собака, помидор, солнце). Надо оставить два слова, обозначающие предметы, в чем-то схожие между собой, и исключить третье, лишнее слово, называющее предмет, не обладающий общими для первых двух предметов признаками.

Задача педагога – стимулировать детей к поиску как можно большего числа вариантов исключения лишнего слова, начиная от лежащих на поверхности решений (исключить слово «собака», так как и помидор, и солнце круглые) и кончая самыми неожиданными.

Игра 4. Поиск аналогов

Цель. Формировать умение выделять в предмете различные свойства и оперировать с каждым из них в отдельности; развивать способность классифицировать явления по их признакам.

Игровое задание. Назвать как можно больше аналогов, т. е. предметов, сходных с указанным педагогом (например, с вертолетом) по различным существенным признакам, и систематизировать их по группам на основании того, какой сходный признак их объединяет (например, вертолет, птица, бабочка – все они летают; вертолет, автобус, поезд – это транспортные средства).

Игра 5. Поиск «противоположных» предметов

Цель. Формировать способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами; сравнивать предметы друг с другом, выделяя в них общее и различное.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, «противоположных» указанному педагогом (например, дому), ориентируясь на различные свойства этого предмета и систематизируя его противоположности по группам (например, дом – сарай, противоположны по размеру и степени комфорта; дом – поле, противоположны по качественным характеристикам пространства: закрытого в первом случае и открытого – в другом и т. д.).

Игра 6. Поиск предметов по заданным признакам

Цель. Формировать способность быстро находить аналогии между различными, не похожими друг на друга предметами; оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков; переключаться с одного объекта на другой.

Игровое задание. Назвать как можно больше предметов, обладающих заданными признаками и с этой точки зрения похожих на два–три названных педагогом предмета. Например: «Назовите предметы, которые выполняют две противоположные функции, например дверь (она закрывает и открывает помещение) и выключатель (зажигает и гасит свет)».

Игра 7. Поиск соединительных звеньев

Цель. Формировать способность устанавливать связи между предметами, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга; находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими предметами.

Игровое задание. Называются два предмета, например лопата и автомобиль. Надо назвать предметы, являющиеся как бы переходным мостиком от первого ко второму, т. е. имеющие четкую, логическую связь с заданными предметами. Например, экскаватор (копает землю, как лопата, и является транспортным средством, как автомобиль); человек (он может копать лопатой и иметь автомобиль) и т. д.

Допускается использование двух–трех соединительных звеньев (лопата–тачка–прицеп–автомобиль). В данном случае особое внимание обращается на обоснование детьми связи между соседними звеньями цепочки.

Игра 8. Способы использования предмета

Цель. Развивать способность концентрировать мыслительный процесс на одном предмете, умение вводить его в самые различные ситуации и взаимосвязи, видеть в обычном предмете неожиданные возможности.

Игровое задание. Назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета, например книги. Правило: недопустимо называть безнравственные, варварские способы использования предмета (игра может послужить основой для беседы о нравственных критериях поведения).

Игра 9. Формулирование определений

Цель. Формировать четкость и стройность мышления, умение фиксировать существенные признаки и отвлекаться от несущественных, а также способность одним мысленным взором охватывать разновидности одного и того же предмета.

Игровое задание. Дать наиболее точное определение знакомого предмета или явления (например, дырки), которое обязательно включало бы все его существенные признаки, не упоминало бы о несущественных и формулировалось бы таким образом, чтобы под него подпадали все разновидности этого предмета (явления), а никакие другие предметы под это определение не подходили.

Игра 10. Перечислить возможные причины

Цель. Развивать способность при решении задачи или осмыслении какого-либо явления искать все возможные причины, чтобы можно было проработать самые различные версии и только после этого принять решение.

Игровое задание. Педагог описывает какую-либо ситуацию, например: «Вернувшись с прогулки, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута настежь...» Дети должны быстро назвать как можно больше возможных причин этого факта, возможных его объяснений, чтобы решить, что им следует предпринять (начиная от самых банальных – «забыл закрыть дверь» – и кончая нетривиальными – «марсиане прилетели»).

Игра 11. Сократить рассказ

Цель. Учить концентрировать внимание на сути, отсекая все второстепенное.

Игровое задание. Передать содержание рассказа максимально кратко – в двух–трех предложениях, сохранив основное его содержание.

В этой игре возможна коллективная доработка наиболее удачных ответов.

Е. ФЕДОРОВА,

заведующая Центром дошкольного

образования № 40,

практический психолог,

г. Нижневартовск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей" Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников". Дистанционное обучение родителей.

Актуальность данной консультации заключается в том, что очень важно познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации иг...

Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников.

Рекомендации родителям по проведению игр на развитие логического мышления....

интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников

развитие мышления, установление связей между предметами, находить общее в разрозненном материале....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯУ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ...