Программа воспитателя (старшая группа)
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №883»
(ГБОУ Школа №883)
125480, город Москва, улица Планерная, дом 5, корпус 2; телефон: 8(495)495-84-28; 8(495)495-52-45
ИНН/КПП: 7733853690/773301001 ОРГН: 1137746793579 E-mail: 883@edu.mos.ruСайт: sch883sz.mskobr.ru
«ПРИНЯТО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогическим советом Заместитель директора Директор ГБОУ Школа № 833
ДО №1; ДО№2; ДО№3
Протокол № 1 . .……… ./Кляпка О.В../ …………../Сенин М.А./
От «30» августа 2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
(ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” ст. 48, ч. 1, п. 1: «Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой…» |
Рабочая программа составлена с учетом ФГОС дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Составитель: Горохова А. В.
Мустафаева Э. Э.
Москва 2017 год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ:
1. Пояснительная записка…………………………………………….стр.3 1.1. Цели и задачи Рабочей Программы……………………………......стр.3 1.2. Нормативные документы…………………………………………..стр.3-4 2. Психолого – возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет. …………………………………………………………стр.4-8 2.1. Организация воспитательно - образовательного процесса ………стр.8-10 2.2. Режим дня……………………………………………………………стр.11-12 2.3. Основные виды организованной образовательной деятельности………………………………………………………………стр.12-16 2.4. Развивающая предметно-пространственная среда средней группы……………………………………………………………стр.17-18 2.5. Проектная деятельность………………………………………………стр.18-20 3. Планируемые результаты освоения Программы детьми ………..стр.20-22 3.1. Система мониторинга достижений детей ……………………………стр.22-24 3.2. Перспективный план по взаимодействию с родителями……………стр.24-25 3.3. Формы осуществления преемственности в образовательном Комплексе……………………………………………………………………стр.25-28 Список методической литературы…………………………………...стр.29 ПРИЛОЖЕНИЕ: Комплексно – тематическое планирование образовательной деятельности |
1.Пояснительная записка
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Рабочая программа воспитателя разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой по ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для работы с детьми старшей группы.
1.1. Цели и задачи Рабочей Программы
Целью Программы является развитие личности детей дошкольного возраста 5-6 лет в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи Программы:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
- Обеспечение преемственности образовательной программы дошкольного и начального общего образования;
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.2. Нормативные документы:
|
Значимые для разработки и реализации программы характеристики.
Наименование группы: старшая группа № 7
Общая численность детей: детей 26
Девочек: 18 детей. Мальчиков: 8 детей.
Кадровое обеспечение образовательного процесса:
Воспитатель: Горохова А.В. - Образование высшее педагогическое.
Воспитатель: Мустафаева Э.Э. Образование высшее педагогическое.
Комплектование группы № 7 на 01.09.2017 г.
№ гр | возраст детей | Кол-во | мальчики | девочки | наполняемость по нормам | фактическая наполняемость |
7 | 5 – 6 лет | 26 | 8 | 18 | 26 | 26 |
2. Психолого – возрастные и индивидуальные особенности детей 5 – 6 лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё
поведение, придерживаясь роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети могут конструировать из бумаги, складывая её в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребёнок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребёнок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др.
В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).
Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.
Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действийи поступков.
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствованиетехники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
ИТАК! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
2.1. Организация воспитательно - образовательного процесса
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Воспитательно -образовательный процесс, строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации воспитательно-образовательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму».
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Модель образовательного процесса в СТАРШЕЙ группе на неделю
Направления развития ребёнка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
Физическое развитие и оздоровление |
|
|
Познавательно-речевое развитие |
|
|
Социально-личностное развитие |
|
|
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Формы организации образовательного процесса
Детская деятельность | Формы работы |
Двигательная | Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования, игровые ситуации, досуг, спортивные игры и упражнения , спортивные праздники, развлечения, виды гимнастик, недели здоровья; |
Игровая | Сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, создание игровой ситуации, режимные моменты с использованием литературного произведения, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, театрализованные игры, режиссерские игры; |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктивного детского творчества, реализация проектов, опытно-экспериментальная деятельность, выставки, мини-музеи; |
Чтение художественной литературы | Чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа, театрализованная деятельность, самостоятельная художественно-речевая деятельность, викторины, КВН, вопросы и ответы, презентации книг, выставки в книжном уголке, литературные праздники, досуг; |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, исследование, реализация проекта, игры сюжетные с правилами, интеллектуальные игры (головоломки викторины, задания, шутки, ребусы, кроссворды, шарады, конструирование, увлечение); |
Коммуникативная | Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные с правилами, театрализованные), игровые ситуации и постановки; |
Трудовая | Дежурство, поручение, задание самообслуживание, совместные действия, экскурсии, коллективный труд; труд в природе |
Формы проведения непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Виды | Содержание заданий |
Комплексное | На одном НОД используются разные виды деятельности и искусства: художественное слово, музыка, изобразительная деятельность и другие |
Тематическое | НОД построена по одной общей тематике , направлению , проектной деятельности. |
Экскурсия | Организованное целевое посещение детских садов комплекса, школы, школьного музея, школьной и районной библиотек, военной части, целевые познавательные экскурсии по району. |
Коллективное задание | Коллективные познавательные мероприятия: эксперименты, собрание коллекций, создание мини - музея в группе, совместные игры, проекты, труд в природе, выставки, конкурсы .. |
Занятие-труд | Оформление помещений, высадка рассады, работа в огороде, труд на экологической тропе, посадка цветов и уход за клумбами.... |
Интегрированное | НОД включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех направлений, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. (Один вид деятельности наполняет содержанием другой) |
НОД – творчество | Творчество детей в специально созданной обстановке: в музее, мастерской, ИЗО - студии, театральной студии, музыкальном зале… Творческие виды деятельности заканчиваются выставками, конкурсами, альбомами… |
НОД – посиделки | Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности |
НОД – сказка (Театрализованная деятельность) | Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой |
Заседания, конференции «интервью) | Дети задают вопросы, дискутируют, спорят, делают выводы, задают задачи и решают их. |
НОД– эксперимент | Дети экспериментируют, делают опыты с бумагой, тканью, песком, снегом, водой, разными материалами….. |
НОД – конкурс | Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими |
НОД – рисунки-сочинения | Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам, иллюстрирование собственных и коллективных сочинений. |
НОД – беседа | Беседы взрослых с детьми, детей со сверстниками , обсуждение вопросов детей с родителями… |
Комбинированная НОД, детско-родительский проект | В процессе проведения НОД или проекта сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методики р/р, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.) Трансляция разных видов детской деятельности для родителей… |
2.2. РЕЖИМ ДНЯ – холодный период года
Режимные моменты | Время |
Прием детей в группе (игры, общение, индивидуальная работа, беседа с родителями) Самостоятельная деятельность в группе (привитие культурно-гигиенических навыков) Утренняя гимнастика ( традиционная. игровая, сюжетная, с использованием элементов дыхательной гимнастики) | 7. 00-7.30 7. 30-8.15 8.15-8.25 |
Подготовка к завтраку ( мытье рук, гигиенические процедуры) Завтрак ( Закрепление навыков еды, выполнение правил этикета за столом.) | 8.25 - 8.35 8.35 - 8.45 |
Самостоятельная деятельность ( привитие культурно-гигиенических навыков, организационный момент к НОД) | 8.45 - 9.00 |
Непосредственно - образовательная деятельность(физкультминутка во время занятий по мере необходимости, двигательная разминка во время перерыва между занятиями 2-3 мин.). Игры, самостоятельная деятельность | 9. 00 – 9.25 9. 35 – 10.00 10.20-10.45 10.00 -10.10 |
Второй завтрак (соки, фрукты, кефир) | 10.15 – 10.30 |
Подготовка к прогулке ( привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания). Прогулка (подвижные игры, упражнения в основных видах движения, игры с двигательными игрушками, хороводные игры, самостоятельная деятельность,) | 10.40-10.50 10.50-12.15 |
Возвращение с прогулки ( развитие навыков самообслуживания, мытье лица и рук до локтей) | 12.15 - 12.25 |
Подготовка к обеду (беседа о культуре поведения за столом) Обед (Создание обстановки для приема пищи с удовольствием). | 12.25-12.35 12.35-12.50 |
Подготовка ко сну (формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, создание спокойной обстановки для засыпания) Дневной сон (создание условий для полноценного сна). | 12.50-13.00 13.00-15.00 |
Постепенный подъём. (Гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам, воздушные, водны процедуры) | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник (Закрепление навыков самостоятельной еды, выполнение правил поведения за столом.) | 15.10-15.25 |
Игры, индивидуальная работа, общение, дополнительное образование, досуги… | 15.25-15.45 |
Подготовка к прогулке Прогулка (подвижные игры, наблюдение, свободная деятельность детей) | 16.45-16.55 16.55 – 18.15 |
Подготовка к ужину (мытье рук, гигиенические процедуры) Ужин. (Закрепление навыков самостоятельной еды, выполнение правил поведения за столом.) | 18.15-18.30 18.30-18.45 |
Сенсорные развивающие игры с воспитателем), (самостоятельные игры, индивидуальная работа, общение, работа с родителями, уход домой) | 18.45 -19.00 |
РЕЖИМ ДНЯ – теплый период года
Режимные моменты | Время |
Прием детей на улице (игры, общение, индивидуальная работа, беседа с родителями) Самостоятельная деятельность в группе (привитие культурно-гигиенических навыков) Утренняя гимнастика (традиционная. игровая, сюжетная, с использованием элементов дыхательной гимнастики) | 7. 00-8.00 8.00 -8.15 8.15-8.25 |
Подготовка к завтраку (мытье рук, гигиенические процедуры) Завтрак (Закрепление навыков еды, выполнение правил этикета за столом.) | 8.25 - 8.35 8.35-8.50 |
Самостоятельная деятельность (привитие культурно-гигиенических навыков, организационный момент к НОД) | 8.50 - 9.00 |
Непосредственно - образовательная деятельность (физкультминутка во время занятий по мере необходимости, двигательная разминка во время перерыва между занятиями 2-3 мин.). Игры, самостоятельная деятельность | 9. 00 – 9.25 9. 35 – 10.00 10.20-10.45 10.00 10.10 |
Второй завтрак (соки, фрукты, кефир) | 10.20 – 10.30 |
Подготовка к прогулке (привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания). Прогулка (подвижные игры, упражнения в основных видах движения, игры с двигательными игрушками, хороводные игры, самостоятельная деятельность,) | 10.45-10.55 10.55-12.15 |
Возвращение с прогулки (развитие навыков самообслуживания, мытье лица и рук до локтей) | 12.15- 12.25 |
Подготовка к обеду (беседа о культуре поведения за столом) Обед (Создание обстановки для приема пищи с удовольствием). | 12.25-12.30 12.30-12.50 |
Подготовка ко сну (формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, создание спокойной обстановки для засыпания) Дневной сон (создание условий для полноценного сна). | 12.50-13.00 13.00-15.00 |
Постепенный подъём. (Гимнастика пробуждения, ходьба по массажным дорожкам, воздушные, водные процедуры) | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник (Закрепление навыков самостоятельной еды, выполнение правил поведения за столом.) | 15.25-15.45 |
Игры, индивидуальная работа, общение, дополнительное образование, досуги… | 15.45-16.45 |
Подготовка к прогулке Прогулка (подвижные игры, наблюдение, свободная деятельность детей) | 16.45-16.55 16.55 – 18.15 |
Подготовка к ужину (мытье рук, гигиенические процедуры) Ужин. (Закрепление навыков самостоятельной еды, выполнение правил поведения за столом.) | 18.15-18.30 18.30-18.45 |
Сенсорные развивающие игры с воспитателем), (самостоятельные игры, индивидуальная работа, общение, работа с родителями, уход домой) | 18.45 -19.00 |
2.3. Основные виды организованной образовательной деятельности.
РАСПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
День недели | Виды образовательной деятельности по ФГОС ДО | Образовательная деятельность |
ПОНЕДЕЛЬНИК | Социально-коммуникативное развитие (ФЦКМ) Физическое развитие Игровая деятельность в течение дня | 1.Формирование целостной картины мира 2. Физкультура 2 половина дня. Дидактические и развивающие игры |
ВТОРНИК | Речевое развитие (Развитие речи) Художественно-эстетическое развитие (рисование, музыка) | 1. Развитие речи. 2. Музыка. 2 половина дня. 3.Рисование |
СРЕДА | Речевое развитие (Развитие речи) Физическое развитие Познавательное развитие- (Конструирование/ экспериментирование) | 1. Развитие речи. Подготовка к обучению грамоте. 2. Физкультура. 2 половина дня. 3.Конструирование/ Экспериментирование |
ЧЕТВЕРГ | Познавательное развитие (ФЭМП) Речевое развитие (художественная литература, театрализованная деятельность Художественно-эстетическое развитие (рисование) Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие (совместная трудовая деятельность) | 1. ФЭМП 2. Рисование. 3. ФИЗО на улице 2 половина дня. Художественная литература Театрализованная деятельность. Труд. |
ПЯТНИЦА | Художественно-эстетическое развитие (музыка, лепка/ аппликация). Речевое развитие (художественная литература, театрализованная деятельность Социально-коммуникативное развитие (совместная трудовая деятельность). | 1. Аппликация/ лепка. 2.Музыка. 2 половина дня. ДОСУГИ |
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
(далее - образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие | направлено: - на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; -развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; - развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; - формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | -патриотическое в-е -общение, досуги, игры -Досуги -проектная д-ть -коллективный труд -творчество -ОБЖ |
Познавательное развитие | предполагает - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; -формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др, - о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | -проектная д-ть; -эксперимент, -РЭМП -Опытно-экспериментальная д-ть -Конструирование -Традиции, культура, история -Родины…. -Экология |
Речевое развитие | включает владение речью, как средством общения и культуры; - обогащение активного словаря; -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; -развитие речевого творчества; - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | -развитие связной речи -речевое творчество -чтение детской литературы |
Художественно-эстетическое развитие | Предполагает: -развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; -становление эстетического отношения к окружающему миру; -формирование элементарных представлений о видах искусства; -восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; -стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). | -Музыка -Рисование -Лепка, -Аппликация -Творчество (самост) -Дизайн -чтение детской литературы -Ручной труд -Досуги |
Физическое развитие | включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: -двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; - способствующих: правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), -формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; -становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; - становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | -ФИЗО -Досуги -Соревнования -Подвижные игры -Спортивные игры |
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной программой «От рождения до школы» - Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
Линии развития | Задачи | Методическая литература |
Социально-коммуникативное развитие | - направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. | -Веракса Н. Е., Веракса А. Н ПР Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5-7 лет./Веракса Н.Е., Веракса А.Н. -Комарова Т. С., Зацепина М. Б. ПР Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. -Т.В. Смирнова «Игровые занятия по формированию представлений о себе. Для младших дошкольников»- -О.Л. Князева Р.Б. Стёркина «Я, ты, мы» (социально-эмоциональное развитие детей от 3-7 лет) - Н.В. Клюева Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» |
Познавательное развитие | - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Формирование представлений о малой родине и Отечестве. Представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | -Веракса Н. Е., Галимов О. П. ПР Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - Павлова Л. Ю. ПР Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром - Дыбина О. В. ПР Занятия по ознакомлению с окружающим миром . - Помораева И. А., Позина В. А. ПР Занятия по формированию элементарных математических представлений - Варенцова Н. С. ПР Обучение дошкольников грамоте. - О.А. Скоролупова комплект методических пособий по ознакомлению с окружающим миром: «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» - О.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: транспорт, космос, правила дорожного движения и др.» - Н.В.Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» |
Речевое развитие | - включает в себя: овладение речью, как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | -Гербова и др. ПР Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 года - Гербова В.В ПР Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - Гербова В. В. ПР Занятия по развитию речи детском саду. Помораева И. А., Позина В. А. ПР Занятия по формированию элементарных математических представлений в подгот. к школе группе детского сада Варенцова Н. С. ПР Обучение дошкольников грамоте. Конспекты Пензулаева Л. И. ПР Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 Гербова В. В. ПР Развитие речи в разновозрастной группе детского сада- Варенцова Н. С. ПР Обучение дошкольников грамоте. - Гербова В. В. ПР Развитие речи в разновозрастной группе детского сада |
Художественно-эстетическое развитие | - развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). | - Куцакова Л.В. ПР Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. - Комарова Т. С. ПР Занятия по изобразительной деятельности - Куцакова Л.ВПР Занятия по конструированию из строительных материалов в ДС. - Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в д/с» (подготовительная группа) - Е.В. Баранова А.М. Савельева«От навыков к творчеству.Для занятий с детьми 2-7лет.» -Лыкова И.А. «Цветные ладошки» -М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в д/с для занятий с детьми 2-7лет.» - М.Б.Зацепина «Музыкальное воспитание в д/с для занятий с детьми 2-7лет.» - О.Радынова «Музыкальные шедевры» |
Физическое развитие | - включает в себя, приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также, с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений. (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны и др ) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | - Пензулаева Л. И ПР Оздоровительная гимнастика для детей 3-7лет. - С.Н.Теплюк «Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада» - «Физическое воспитание в д/с. Для занятий с детьми 2-7лет.» - Н.И. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников 2-7 лет» -Т.А. Тарасова Л.С. Власова «Я и моё здоровье», «Физическое воспитание в д/с. Для занятий с детьми 2-7лет.» - Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду.» |
2.4. Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного отделения, создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка, с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития.
Условия формирования развивающей предметно-пространственной среды ДО.
Условия | Цели |
1) содержательно-насыщенная среда | – она должна включать средства обучения (технические и информационные), материалы (в том числе расходные); инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в т ом числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно -пространственным окружением; возможность самовыражения детей; |
2) трансформируемая развивающая среда | - должна – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей; |
3)полифункциональная развивающая среда | - должна – обеспечивать возможность разнообразного использования Составляющих РППС (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, природных материалов) в разных видах детской активности; |
4) доступной для каждого ребенка | – должна обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; |
5) безопасной для использования и охраны жизни и здоровья детей | – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования интернетом. |
2.5. Проектная деятельность. - Проект «КОСМОС знакомый и не знакомый»
Интерес детей к космосу, определил тему проекта «КОСМОС знакомый и не знакомый». Это одно из познавательных направлений, всегда интересных детям. Оно содержит развивающее и логическое мышление; исследовательскую деятельность, моделирование; решение кроссвордов; познание окружающего мира…
Использование «космической» музыки окрашивает образовательную деятельность яркими эмоциями и пробуждает в детях желание попасть в неизведанный фантастический мир космоса.
Игровая деятельность наполнена новым интересным содержанием и несет в себе не только эмоциональную, но и познавательную нагрузку; дает возможность детям и взрослым слиться в совместной деятельности.
Самостоятельно ребенку сложно найти ответы на интересующие его вопросы, в этом ему помогаем мы - взрослые – педагоги и родители.
Задачи:
- Интеграция образовательных областей, на основе единого проекта;
- Расширить и систематизировать знания детей о космосе, о его роли в жизни на земле об освоении космического пространства.
- Развитие познавательных и творческих способностей: совершенствование представлений о космонавтах, космических кораблях и целях изучения космоса.
- Активизировать словарь детей, учить четко и правильно выражать свои мысли.
- Формировать у детей интерес к ознакомлению с окружающим миром , с космосом, с ролью человека в освоении космоса.
- Расширять знания детей о планетах, звездах, луне, солнце, о космических телах: кометах, метеоритах и др.
- Для закрепления материала использовать ролевую игру, придумывание сюжетов, создание атрибутов, костюмов, оборудование игровых зон.
Перспективное планирование ««КОСМОС знакомый и не знакомый»
Старшая группа
№ п/п | Тема | Программное содержание | Интеграция областей |
1. | «Космос – космическое пространство» (4 занятия) – сентябрь-октябрь | Познакомить детей с понятиями «Космос», «космическое пространство». Дать понятие Земля-планета, ее спутник Луна, космонавты - покорили космос. Словарь: планеты, космическое пространство, космонавт, невесомость, безвоздушное пространство, невесомость НЛО, инопланетяне; «метеориты», кометы, космические тела… | Музыка: «космическая музыка», движения под музыку; невесомость, выход в открытый космос, полет… Игровые упражнения, слушанье музыки, игра «Космонавты на луне» |
2. | «Планета земля» (2 занятия) - октябрь | Дать детям знания о том, что земля планета солнечной системы. Рассказать, почему на земле есть жизнь. Рассмотреть с детьми глобус, глобус – это макет земли: на нем синие моря, океаны, реки, есть материки и островки. Дать знания о смене дня и ночи, почему это происходит. | ИЗО-деятельность: аппликация «Планета Земля и космос» Коллективное занятие: Материал: панно, тонированное синим цветом, цветная бумага, фольга, гофрированная бумага. Дети изготавливают из разных видов бумаги солнце, землю, луну и другие планеты. |
3. | Серия занятий «Планеты солнечной системы» (7 занятий и досуг) ноябрь, декабрь, | Знакомство детей с планетами солнечной системы, их названием, особенностями, расположением: Марс, Венера, Юпитер, Меркурий, Плутон. Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, их особенности, расположение о солнца и земли. | Рисование (планеты): Лепка (панно): планеты и солнце- выбор пластилин, глина. Аппликация: «Наши соседи» Ручной труд: «Планеты солнечной системы». Литературное творчество: Придумывание загадок и стихов о космосе. Досуг – спортивно-музыкальный: «Мы космонавты с планеты «Земля»». |
4. | Серия занятий «Путешествие Белки и Стрелки» «Первый космонавт Ю.Гагарин» «Первая женщина космонавт В.Терешкова» «Выход в космос Леонов» (4 занятия- январь-февраль) | Дать детям знания об освоении космоса, опытах ученых, космический аппарат, о полетах человека в космос. Систематизировать знания детей о полетах вокруг земли, на луну, о выходе человека в космическое пространство. | ИЗО-деятельность: Коллективная работа «Полет в космос» макет космического пространства, полет ракеты, вид земли и солнца Конструирование: ракета «Восток-первый полет» Лепка: «Космонавты-выход в космос» Ручной труд: «Полет над землей». (бросовый материал) |
5. | Досуг к Дню космонавтики – апрель. «Космос – наш дом» Организация выставки семейных работ «Космос – колыбель человечества» (Оформление музыкального зала к тематическому досугу) | Закрепить и систематизировать знания детей о космосе, космонавтах, об изучении космоса. Стихи, загадки, игры, рассказы. Создание условий для совместного творчества детей, родителей и педагогов | Музыкальный досуг: Песни о космосе, стихотворения-загадки. Транслирование презентации «Космос – колыбель человечества» Музыка; коммуникация; социализация; художественное творчество. |
6. | Конкурс поделок из разных материалов- апрель «Космические чудеса» апрель Игровая деятельность: Ролевые игры; Игры - инсценировки «Космонавты на луне»; «Встречи с жителями космоса»; «Полеты на луну» и др. Спортивный досуг, Тренировки; эстафеты, соревнования. | Закрепить знания детей о космических чудесах; изготавливать макеты; учить ориентироваться на плоскости; развивать воображение; фантазию, стремление к познанию окружающего мира. Закрепление представлений о космонавтах, их подготовке к полетам в космос. Учить обыгрывать встречи с инопланетянами, передавать их внешний вид, поведение, язык общения… « Мы – будущие космонавты» | Художественное творчество; Музыка; Конструирование из бросового материала, бумаги, пластилина и др. Социализация; Познание; Коммуникация; музыка; О.О.Здоровье; Физическое развитие |
7. | Жители космоса – звезды (3 занятия) - май | Рассказать детям о звездах, их отличиях от планет. Дать представления о солнце, звезде, которая дарит жизнь на земле всему живому. Рассмотреть картину звездного неба, созвездий, рассказать о смене дня и ночи. | Коллективная работа: составление пазла – «Звездное небо» Рисование: «Карта звездного неба», «Мы в планетарии» Игра сюжетно-ролевая: «Мы астрономы», «Полет к звездам» |
8. | Спутник Земли – Луна (1 занятие) - май | Рассказать детям о луне – спутнике земли, дать представление о ней, ее положении, о смене дня и ночи, о форме луны, о том, почему она светится ночью. Почему превращается в месяц и меняет форму. Рассказать о лунных затмениях, о ее роли в жизни. | ИЗО + музыкальное слушанье: «Лунная соната». Рисование: Трафарет «Лунная ночь» Материал: гуашь, акварель, пластилин… Выставка детских работ «Земля и луна». |
9. 10. | Музей и дети: «Планетарий» май | Рассказ воспитателя о планетарии, рассматривание иллюстраций О цели создания музея, об экспонатах, представленных в нем. Демонстрация презентации «Прогулка по планетарию» | Коллективный труд: «Планетарий – звездное небо в зонтике» Материал: цветная бумага, фольга, картон, трубочки для коктейля, бусинки, ракушки. |
Галерея творческих работ «Космос наш дом» | Итоговая выставка – музей. | Конкурс творческих работ из разных материалов, изготовленных детьми и родителями. |
Рекомендации родителям:
- Посетить с детьми музеи космоса (Музей космонавтики; (ВДНХ), Планетарий); готовят и демонстрируют тематические презентации «Путешествие в неизведанное»;
- Принимать участие в сборе информации и фотоматериалов;
- Готовить альбомы с материалами о космосе и космонавтах.
- Принимать участие в семейных конкурсах рисунков «Мы и космос»; Конкурсе макетов «Космические чудеса»
- Принимать участие в интеллектуальных конкурсах «Семь-Я» - «Что мы знаем о космосе».
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр: «Большое Космическое путешествие» «Покорение космоса» «Здравствуй, друг с другой планеты»
Мы строим Космодром. «Космонавты» «Выходим в космос»«Астрономы» «Космические дали» «Путешествие по планетам» «Полет в звездное небо»
Результат проектной деятельности – создание в группе музея «КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ»; галерея работ «КОСМОС – наш дом»; набор презентаций, собранный руками родителей и педагогов; собрана энциклопедическая библиотека (книги о космосе; материалы из интернета; папки иллюстративного материала).
3. Планируемые результаты освоения Программы
Старшая группа ( 5-6 лет)
Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» |
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений. Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания. Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье. |
Интегративное качество «Любознательный, активный» |
Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.). Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности. |
Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый» |
Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, .кукольных спектаклей. Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведением, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения. Проявляет чуткость к художественному слову, чувствует ритм и мелодику поэтического текста. Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. |
Интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» |
Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь становится главным средством общения. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории н рассказывать их сверстникам и взрослым. Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы. Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т.д.). Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. |
Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» |
Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками о том, кто какую часть работы будет выполнять. Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет. Понимает, что надо заботиться о младших, помогать им, защищать тех. кто слабее. Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать сваи поступки и поступки сверстников. Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детско саду, на улице. В повседневной жизни сам, без напоминания со стороны взросло пользуется «вежливыми» словами. |
Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» |
Владеет элементарными навыками самообслуживания. Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди — сзади, слева — справа, между, рядом с, около и пр.). Умеет устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Способен конструировать по собственному замыслу. Способен использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи, Проявляет образное предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов может сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта. Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие. |
Интегративное качество «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" |
Знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать улицу, на которой живет. Знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна. Имеет представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы. |
Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» |
Имеет навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице. Способен принять задачу на запоминание, помнит поручение взрослого, может выучить небольшое стихотворение. Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут. Проявляет ответственность за выполнение трудовых поручений. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками. |
Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» |
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
3.1. Система мониторинга достижений детей
Пункт 3.2.3., ФГОС ДО раздела III. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», гласит:
«при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей».
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения программы
Объект | Форма (метод/методика) | Периодичность | Сроки | Ответственный |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | методика определения физических качеств и навыков | 1 раз в год | май | Физ.воспитатель, медсестра |
Наблюдение (Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов / под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.) | 2 раза в год | Октябрь, май | воспитатель, физ.воспитатель | |
Любознательный, активный | Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» (источник: Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 640 с.) | 1 раз в год | май | Психолог |
Наблюдение | 2 раза в год | Сентябрь, май | Воспитатель | |
Эмоционально отзывчивый | Методика «Что – почему – как» (Нгуен М.А.) Методика «Отражение чувств» (Нгуен М.А.) | 1 раз в год | Психолог | |
Наблюдение | 2 раза в год | Сентябрь, май | Воспитатель | |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Методика «Необитаемый остров» (источник: Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под.ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.) | 1 раз в год | апрель | Психолог |
Наблюдение | 2 раза в год | Сентябрь, май | Воспитатель | |
Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже) | 1 раз в год | апрель | Психолог |
Наблюдение | 2 раза в год | Сентябрь, май | Воспитатель | |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Методика исследования словесно-логического мышления (по Я. Йерасеку) | 1 раз в год | май | Психолог |
Наблюдение | 2 раза в год | Октябрь, май | Воспитатель | |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе | Методика «Какой Я?» (источник: Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 640 с.) | 1 раз в год | март | Психолог |
Наблюдение | 2 раза в год | Октябрь, май | Воспитатель | |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | Рассказ по картинке (источник: Успех. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов / под ред. И.А. Бурлаковой, М.И. Степановой. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.) | 1 раз в год | апрель | Психолог |
Наблюдение | 1 раз в год | май | Воспитатель, педагог музыки, ИЗО и др.специалисты | |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Тест простых поручений | 1 раз в год | апрель | Психолог |
Наблюдение | 1 раз в год | май | Воспитатель |
Мониторинг отвечает задачам Стандарта индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей. Программа мониторинга отвечает экологическим принципам охраны и защиты прав ребёнка и его семьи, а также принципам конфиденциальности.
Мониторинг социокультурного развития и социализации ребёнка-дошкольника описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников
3.2. Перспективный план по взаимодействию с родителями
Цели партнерства с родителями:
| |
Задачи партнерства с родителями: | Формы работы с родителями |
- Создание условий ситуативно-делового общения педагогов, родителей и детей, на основе общей задачи и получения общего результата – рисунка, поделки, роли, игры, спектакля, праздника….. - Обеспечение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей; - Собеседование родителей со специалистами (руководители учреждений, педагог - психолог, учитель -логопед, методист ДО). - Психолого-педагогическое просвещение родителей будущих воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семьи. - Консультативная - индивидуальная и подгрупповая помощь родителям: оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в обеспечении всестороннего гармоничного развития их детей. Выработка единого стиля воспитания и общения с ребенком в детском саду и семье. - Мастер-классы педагогов с участием родителей и детей – «НАШИ УМЕЛЫЕ РУКИ». - Повышение педагогической компетенции родителей. Активизация и обобщение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. | Создание детско-родительского клуба «ДИАЛОГ» Задачи клуба: 1.Создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка; 3. Освоение современных педагогических технологий по работе с детьми; 4. Просветительская и партнерская работа с семьей. 5. Совместное планирование работы. -Групповые мероприятия для родителей: консультации, семинары, Мастер-классы, веселые уроки, интеллектуальные игры, досуги… -Подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами, потребностями; - Индивидуальное консультированиеродителей воспитанников. - Открытые показы видов деятельности, дни открытых дверей. - Творческие и педагогические МАСТЕР-КЛАССЫ педагогов. |
3.3. Формы осуществления преемственности в образовательном комплексе
Формы осуществления преемственности в образовательном комплексе могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
1. Работа с детьми: | • экскурсии в школу; • посещение школьного музея, библиотеки; • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; • выставки рисунков и поделок; • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ; • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; • участие в театрализованной деятельности; • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) . |
2. Взаимодействие педагогов: | • совместные педагогические советы (ДО и школа) ; • семинары, мастер- классы; • круглые столы педагогов ДО и учителей школы; • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; • проведение диагностики по определению готовности детей к школе; • взаимодействие медицинских работников, психологов ДО и школы; • открытые показы образовательной деятельности в ДО и открытых уроков в школе; • педагогические и психологические наблюдения. Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями: |
3. Сотрудничество с родителями: | • совместные родительские собрания с педагогами ДО и учителями школы; • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; • родительские конференции, вечера вопросов и ответов; • консультации с педагогами ДО и школы; • встречи родителей с будущими учителями; • дни открытых дверей; • творческие мастерские; • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; • семейные вечера, тематические досуги; • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.) ; • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар) . |
Результатом реализации программы сотрудничества ДО и НОО должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды: | • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; • комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам. |
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся | • развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. |
Тематическое планирование
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | V неделя |
СЕНТЯБРЬ | «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!» | «Наш город. Наша улица» /Знакомство с народной культурой и традициями/ . | «Хлеб всему голова» | «Во саду ли, в огороде» /Овощи, фрукты/ | - |
ОКТЯБРЬ | «В мире вещей» / Осенняя одежда. Обувь/ | «Золотая осень ». | «Птицы». | «Лес. Деревья, Кустарники». | Монито-ринг |
НОЯБРЬ | «Я и моя семья» /Человек. Части тела/. | «Транспорт: виды транспорта. Правила дорожного движения». | «Профессии» | «Дом: мебель, бытовые приборы. ОБЖ». | - |
ДЕКАБРЬ | «Зимующие птицы». | «Здравствуй ,зимушка-зима»/Зима, её признаки/. | «В мире вещей» /Зимняя одежда. Обувь/ | Новый год. Зимние забавы. | |
ЯНВАРЬ | Каникулы | «Там чудеса, там леший бродит…» /неделя сказок/ | «Домашние животные и их детёныши. Домашние птицы». | «В мире животных» /Дикие животные. Животные Севера и жарких стран/ | - |
ФЕВРАЛЬ | «Посуда. Продукты питания» | «Школа. Школьные принадлежности» | «Защитники отечества» | «Орудия труда. Инструменты». | ---- |
МАРТ | «Сердце матери лучше солнца греет» | «Школа добрых дел» | «Здоровье-главная ценность» | «Животный мир рек, озёр, морей и океанов» | ---- |
АПРЕЛЬ | «Матушка весна- всем людям красна!» | «Космос». | «Береги свою планету» /Человек и природные богатства/. | «Россия-Родина моя!» | Монито ринг |
МАЙ | «День победы» | «Цветы» | «Насекомые» | «Лето» | --- |
Список методической литературы
1.Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Москва, Мозаика-Синтез 2015г.
2. Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» Методическое пособие.
М. Мозаика-Синтез. 2009-2010 г.
3. Н.Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе детского
сада. Методическое пособие. М. Мозаика-Синтез 2009-2010г.
4. Помарева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических
представлений». Старшая группа (5-6 лет).
5. Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Расскажи детям о…»
Мозаика-Синтез. 2010-2012 г.
6. В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду и дома». Хрестоматия 5-6 лет. Москва
2005г.
7. Е. С. Евдокимова, Н.В. Дадокина. Детский сад и семья: методика работы с родителями.
Москва. Мозаика-Синтез 2007-2010 г.
8. Комплексное перспективное планирование старшая группа. Методическое пособие под
редакцией Н Е. Вераксы, Т.С. Камаровой, М.А. Васильевой, Волгоград. 2016г.
9. Стеркина Р. Б. «Безопасность» Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург 2009г.
10.Дыбина О.В. «Ознакомление с предметами и социальным окружением: Старшая группа
(5-6 лет)
11. Сычева Г.Е. «Формирование элементарных математических представлений».
12.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа (5-6 лет)
13.Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей с 5-6 лет с ОНР».
14.Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: старшая группа (5-6 лет).
15.Колесикова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет.»
16. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).
17.Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет).
18. Хрестоматия для чтения детям в детском саду.
19. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Т.Г. Кобзева, И.А.
Холодова, Г. С. Александрова, Волгоград, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа воспитателя старшей группы
Рабочая программа по развитию детей старшей группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной примерной общеобразовательной программой, в соответствии с Федеральными государственным обр...
Фрагмент рабочей программы воспитателя старшей группы
Цель: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, - сохранение и укреп...
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...
Рабочая программа воспитателей старшей группы ГБОУ Школа № 851 группы № 7 «Теремок» с учетом ФГОС ДО на 2016-2017 учебный год составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Верак
СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел Рабочей программы………………………………………………&hell...
Рабочая программа воспитателя старшая группа. Программа "Детство"
Рабочая программа воспитателя. Старшая группа 5-6 лет. Комплексная программа "Детство"...
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"...
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе "от рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы "от рождения до школы"...
- Мне нравится (1)