Программа развития свободной предметно-игровой деятельности младших дошкольников «Растем играя».
методическая разработка (младшая группа) по теме

Кандаурова Вероника Сергеевна

Ребенок младщего дошкольного возраста, это прежде всего неутомимый деятель. Играя дети лучше усваивают содержание игры. В игре закрепляються диаолгоическоая речь приобретенная навыками ранее. Чем полнее и разнообразнее игра, тем больше она значима для ребенка, и благоприятного его развития. Данная программа расчитана на три месяца и она сосоит из серии специальных организованных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_veronika.docx68.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития свободной предметно-игровой деятельности младших дошкольников  

«Растем играя»

Выполнила:  Кандаурова  В. С.

МБДОУ  №4 «Ромашка» г. Бавлы

Пояснительная записка

Актуальность. Ребенок младшего дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. Играя, дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. В игре закрепляется навыки диалогического общения детей, приобретённые ранее. Чем полнее и разнообразнее детская игра, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

Представленная здесь программа способствует созданию условий в детском саду для развития у каждого ребенка способностей, широкого взаимодействия с миром, развитию игрового замысла в разных видах деятельности, творческой самореализации, самостоятельности, познавательной активности, и социальной уверенности.

При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Растем играя» мы осуществляли в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом программы является игра как особое пространство развития ребенка.

Данная программа рассчитана на три месяца, она состоит из серии специально организованных  занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель:

 Создать в детском саду возможность поэтапного обучения детей играм, активного участия в разных видах игровой деятельности, творческой самореализации. Создание условий всестороннего развития ребенка, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах игровой деятельности.

Задачи

  1. Создание и реализация детских игровых замыслов, обогащение умений складывать сюжет;
  2. Развивать  умение детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли;
  3. Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности;
  4. Формировать умение дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками-заместителями;
  5. Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.

Материалы и оборудование:  предметные игрушки, игрушки-заменители, машинки, куклы, сюжетные игры.

Этапы

I этап: Игры с предметами.

II этап: Игры с предметами-заместителями.

III этап: Первые сюжетно-ролевые игры младших дошкольников.

Ожидаемые результаты

  1. Умеют  вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;
  2. Умеют пользоваться игрушками, предметами – заместителями, атрибутами к игре.
  3. Умеют следовать правилам ведения игры.

I этап:  Игры с предметами, направленные на развитие самостоятельных игровых действий

  1. «Грузовая машина»

Цель: Познакомить детей с грузовой машиной. Учить детей называть и показывать основные части машины. Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями, действовать по сигналу.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на новую грузовую машину. Рассматривают ее вместе с детьми: есть кабина, колеса, руль. Для чего нужна грузовая машина. Затем воспитатель раздает детям рули, и обыгрывают под слова текста игру с элементами дорожного движения.

  1. «Игры с пирамидками»

Цель: Обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру. Развитие координации движений руки; Закрепление понятий «много» и «один».

Ход игры:

Пирамидки на конической основе из пяти разноцветных колец, равномерно убывающих по размеру. Воспитатель обращает внимание на пирамидки, обговаривает с детьми, какие бывают колечки. Затем раздает пирамидки на всех детей, и они самостоятельно с помощью подсказки воспитателя собирают пирамидку.

  1. «День рождения у куклы Кати»

Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел; научить устанавливать взаимоотношения в игре; показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей «что такое день рождения». Затем дети вместе с воспитателем идут в гости Кате в игровой форме с помощью физминутки. С помощью куклы и куклы биабоб поздравляют куклу Катю. Предлагает детям подойти со своей игрушкой и подарить кукле Кате.

  1. «Что нам привез Мишка»

Цель: Перед играющим ставится задача: узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему.

  1. «Игры мальчиков и девочек»

Цель: Развитие дружеских взаимоотношений между девочками и мальчиками, формирование образа «я», закрепление умения дифференцировать свою половую принадлежность, расширять представления детей об игрушках, которыми пользуются девочки и мальчики.

Ход игры:

Воспитатель объясняет, кто и чем должен играть. Девочки колясками и куклами, мальчики машинками. Но иногда бывают исключения, где мальчики предпочитают кукол, а девочки машинки. Тогда воспитатель показывает, как играть в таких ситуациях.

II этап: игры с предметами-заместителями

  1. «Завтрак для мишек»

Цель: Формирование навыка воспроизведения цепочки простых игровых действий по подражанию действиям воспитателя.

Ход игры:

Воспитатель выбирает заранее прочитанную сказку «три медведя». В гости приходят мишки, они здороваются с детьми. Дети усаживают их за стол и начинают угощать их. Затем игра с мишкой и посудой обыгрывается еще раз.

  1. «Спасатели»

Цель: Закреплять обобщенное представление детей о видах транспорта, профессии «спасатели»; учить детей играть самостоятельно и брать на себя роль спасателей, развивать логическое мышление.

Ход игры:

Пришло тревожное сообщение о том, что Смешарики отправились на лыжах в лес, но из-за сильного снегопада, связь с ними была утеряна. Возможно, они попали в беду и им нужна помощь. Поможем им? Я предлагаю вам стать спасателями и отправиться на помощь. Затем воспитатель показывает постройку из кубиков и дает самостоятельное задание.

  1. «Мостик через речку»

Цель: Учить детей способу конструирования: укладыванию кирпичиков на широкую грань на поверхность и прикладыванию кирпичика к кирпичику узкой гранью. Обыграть с предметами (игрушки зайчики).

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание на домик, ставит задачу. Что вокруг речка и надо добраться до домика. Показывает, как надо строить мостик. Дети выполняют самостоятельно. Затем обыгрывают с зайчиком. Таким образом, учим детей играть самостоятельно с конструктором за столами или на ковре.

  1. «День рождения матрешки»

Цель: Детей учим сервировать стол в правильной последовательности и быть вежливыми.

Ход игры:

Звонит звонок и воспитатель привлекает внимание детей, что у Матрешки день рождения. Она просит помочь накрыть на стол. Дети берут детскую посуду, и воспитатель показывает, как нужно накрывать на стол, в какой последовательности. Затем приходит Матрешка и играет с детьми.

  1. «Игры заменители»

Цель: Развивать воображение, умение действовать в условном плане, пользоваться предметами-заместителями.

Ход игры:

Воспитатель учит детей использовать игрушки-заменители. Например: мячик может стать арбузом, ежиком, колобком.

III этап: Первые  сюжетно-ролевые игры младших дошкольников.

  1. «Игры с куклой Машей»

Цель: Обучение детей элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей. Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.

Ход игры:

Воспитатель в ходе игры ставит задачи перед детьми. Кукла спит, надо ее разбудит. Кукла хочет кушать, надо ее покормить и т.д. Дети вместе с воспитателем решают эти задачи с помощью музыки, посуды, кроватки.

  1. «Как мы солнышко искали»

Цель: Знакомить детей с русскими народными играми, фольклором, песенками. Развивать интерес к их обыгрыванию. Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.

Ход игры:

Воспитатель приглашает детям отправиться в путешествие в лес. Задаётся игровая задача помочь зверятам найти солнышко. В игровой форме с песенками, стихами дети отправляются искать солнышко и помочь зверятам.

  1.  «Поможем зайчику»

Цель: Формировать развитие игровой деятельности у  детей  интереса к различным видам игр. Вызывать у ребенка ощущение эмоциональной общности с взрослыми и сверстниками. Способствовать развитию умения играть вместе, согласовывать свои действия в процессе игры.

Ход игры:

С помощью билетов «Геометрических фигур», автобуса дети отправляются на помощь к зайчику. Где их ждет удивительные приключения с тремя медведями. Дети попадают в домик и угощают их, укладывают спать. Затем в конце увлекательного путешествия они находят маму зайчика и самого зайчика. Затем дети обыгрывают со всеми атрибутами самостоятельно.

  1. «Подвижные игры»

Цель: формировать у детей правилам игры, соблюдать дистанцию.

Ход игры:

Дети повторяют за взрослыми и по сигналу и слов выполняют правила игры. Затем дети в свободное время сами играют в эти игры.

Таким образом, наша программа развития свободной предметно-игровой деятельности младших дошкольников  содержит следующий учебный план:

 

Приложение  1

Конспект игрового занятия «Игры с куклой Машей»

Задачи:

Образовательные: Обогащение жизненного, игрового опыта детей.

Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.

Обучение детей элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.

Развивающие: Развивать познавательные способности детей.

Воспитывающие: Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

Цель: формирование интереса у детей на предстоящую игровую деятельность

Вводная часть

Воспитатель приглашает детей в игровой уголок и читает стишок: 

Посмотрите-ка, ребятки?

А у нас тут непорядки:

Кукла спит, но не в кроватке, 

Спит Маша сладко-сладко.

Что нам делать? Как нам быть?

Надо куколку будить!

- Как мы будем ее будить?

- А давайте ее будить под музыку

            Дети выполняют музыкальную разминку  «Похлопаем немножко»

Основная часть.

Посмотрите, наша куколка проснулась, давайте с ней поздороваемся, ее зовут Маша. Посмотрите на куклу, какая она красивая и нарядная!C:\Users\Ирина\Desktop\Прогламмы на лицен3ию\маш.jpg

-  Ротик – клюковка,

Носик – пуговка,

Глазки – луковка –

Дочка моя куколка.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить: 

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».

                     Дети рассматривают куклу, здороваются с ней.

- Чем Машу будем угощать?

Воспитатель обращает внимание детей на накрытый стол.

- Давайте ее чаем угостим:

Угощайся, Маша, чаем,

Я вареньем угощаю,

Чаю в чашку я налью,

И баранок положу.

Будем пить его с тобой.

Как бы не обжечься. Ой!

                   Наливает чай в чашку, берет баранки, кукла пьет чай.

Воспитатель:

Кукла чаю попила,

А теперь играть пора!

                      Музыкально-ритмическая разминка

Воспитатель:

Кукла пела и плясала –

Весело нам было с ней.

Но теперь она устала…

Помогите, детки, ей.

Давайте ее разденем и положим в кроватку.

Что мы снимаем с куклы?

Куда вешаем платье?

А теперь споем ей песенку, пусть Маша спит.

Маша, баю, бай-бай!

Не ложись на самый край –

Придет серенький волчок, 

Схватит Машу за бочок.

Баю, баю, баю, бай… Усни…

Заключительная часть

Вы такие молодцы! Поиграли с Машей и чаем ее напоили, и спать уложили, а теперь вас ждут другие игрушки. А Маша пусть отдыхает….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.

                  Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка с...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Показать значимость театрализованных игр в активизации речевой деятельности детей младшего возраста....

«Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников»

В данном докладе идет речь о значении дидактической игры как средства речевой деятельности младших дошкольников...

Экологическое воспитание и развитие в игровой форме деятельности младших дошкольников

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы...

Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо

Развитие речи.  Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.  Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...