Программа развития свободной предметно-игровой деятельности младших дошкольников «Растем играя».
методическая разработка (младшая группа) по теме
Ребенок младщего дошкольного возраста, это прежде всего неутомимый деятель. Играя дети лучше усваивают содержание игры. В игре закрепляються диаолгоическоая речь приобретенная навыками ранее. Чем полнее и разнообразнее игра, тем больше она значима для ребенка, и благоприятного его развития. Данная программа расчитана на три месяца и она сосоит из серии специальных организованных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programa_veronika.docx | 68.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития свободной предметно-игровой деятельности младших дошкольников
«Растем играя»
Выполнила: Кандаурова В. С.
МБДОУ №4 «Ромашка» г. Бавлы
Пояснительная записка
Актуальность. Ребенок младшего дошкольного возраста это, прежде всего, неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром. Играя, дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий. В игре закрепляется навыки диалогического общения детей, приобретённые ранее. Чем полнее и разнообразнее детская игра, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.
Представленная здесь программа способствует созданию условий в детском саду для развития у каждого ребенка способностей, широкого взаимодействия с миром, развитию игрового замысла в разных видах деятельности, творческой самореализации, самостоятельности, познавательной активности, и социальной уверенности.
При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы «Растем играя» мы осуществляли в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. Поэтому особым разделом программы является игра как особое пространство развития ребенка.
Данная программа рассчитана на три месяца, она состоит из серии специально организованных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель:
Создать в детском саду возможность поэтапного обучения детей играм, активного участия в разных видах игровой деятельности, творческой самореализации. Создание условий всестороннего развития ребенка, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах игровой деятельности.
Задачи
- Создание и реализация детских игровых замыслов, обогащение умений складывать сюжет;
- Развивать умение детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли;
- Способствовать отражению в игре представлений об окружающей действительности;
- Формировать умение дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками-заместителями;
- Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.
Материалы и оборудование: предметные игрушки, игрушки-заменители, машинки, куклы, сюжетные игры.
Этапы
I этап: Игры с предметами.
II этап: Игры с предметами-заместителями.
III этап: Первые сюжетно-ролевые игры младших дошкольников.
Ожидаемые результаты
- Умеют вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности;
- Умеют пользоваться игрушками, предметами – заместителями, атрибутами к игре.
- Умеют следовать правилам ведения игры.
I этап: Игры с предметами, направленные на развитие самостоятельных игровых действий
- «Грузовая машина»
Цель: Познакомить детей с грузовой машиной. Учить детей называть и показывать основные части машины. Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на новую грузовую машину. Рассматривают ее вместе с детьми: есть кабина, колеса, руль. Для чего нужна грузовая машина. Затем воспитатель раздает детям рули, и обыгрывают под слова текста игру с элементами дорожного движения.
- «Игры с пирамидками»
Цель: Обогащение сенсорного опыта детей при сравнении предметов по размеру. Развитие координации движений руки; Закрепление понятий «много» и «один».
Ход игры:
Пирамидки на конической основе из пяти разноцветных колец, равномерно убывающих по размеру. Воспитатель обращает внимание на пирамидки, обговаривает с детьми, какие бывают колечки. Затем раздает пирамидки на всех детей, и они самостоятельно с помощью подсказки воспитателя собирают пирамидку.
- «День рождения у куклы Кати»
Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел; научить устанавливать взаимоотношения в игре; показывать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает детей «что такое день рождения». Затем дети вместе с воспитателем идут в гости Кате в игровой форме с помощью физминутки. С помощью куклы и куклы биабоб поздравляют куклу Катю. Предлагает детям подойти со своей игрушкой и подарить кукле Кате.
- «Что нам привез Мишка»
Цель: Перед играющим ставится задача: узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему.
- «Игры мальчиков и девочек»
Цель: Развитие дружеских взаимоотношений между девочками и мальчиками, формирование образа «я», закрепление умения дифференцировать свою половую принадлежность, расширять представления детей об игрушках, которыми пользуются девочки и мальчики.
Ход игры:
Воспитатель объясняет, кто и чем должен играть. Девочки колясками и куклами, мальчики машинками. Но иногда бывают исключения, где мальчики предпочитают кукол, а девочки машинки. Тогда воспитатель показывает, как играть в таких ситуациях.
II этап: игры с предметами-заместителями
- «Завтрак для мишек»
Цель: Формирование навыка воспроизведения цепочки простых игровых действий по подражанию действиям воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель выбирает заранее прочитанную сказку «три медведя». В гости приходят мишки, они здороваются с детьми. Дети усаживают их за стол и начинают угощать их. Затем игра с мишкой и посудой обыгрывается еще раз.
- «Спасатели»
Цель: Закреплять обобщенное представление детей о видах транспорта, профессии «спасатели»; учить детей играть самостоятельно и брать на себя роль спасателей, развивать логическое мышление.
Ход игры:
Пришло тревожное сообщение о том, что Смешарики отправились на лыжах в лес, но из-за сильного снегопада, связь с ними была утеряна. Возможно, они попали в беду и им нужна помощь. Поможем им? Я предлагаю вам стать спасателями и отправиться на помощь. Затем воспитатель показывает постройку из кубиков и дает самостоятельное задание.
- «Мостик через речку»
Цель: Учить детей способу конструирования: укладыванию кирпичиков на широкую грань на поверхность и прикладыванию кирпичика к кирпичику узкой гранью. Обыграть с предметами (игрушки зайчики).
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание на домик, ставит задачу. Что вокруг речка и надо добраться до домика. Показывает, как надо строить мостик. Дети выполняют самостоятельно. Затем обыгрывают с зайчиком. Таким образом, учим детей играть самостоятельно с конструктором за столами или на ковре.
- «День рождения матрешки»
Цель: Детей учим сервировать стол в правильной последовательности и быть вежливыми.
Ход игры:
Звонит звонок и воспитатель привлекает внимание детей, что у Матрешки день рождения. Она просит помочь накрыть на стол. Дети берут детскую посуду, и воспитатель показывает, как нужно накрывать на стол, в какой последовательности. Затем приходит Матрешка и играет с детьми.
- «Игры заменители»
Цель: Развивать воображение, умение действовать в условном плане, пользоваться предметами-заместителями.
Ход игры:
Воспитатель учит детей использовать игрушки-заменители. Например: мячик может стать арбузом, ежиком, колобком.
III этап: Первые сюжетно-ролевые игры младших дошкольников.
- «Игры с куклой Машей»
Цель: Обучение детей элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей. Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.
Ход игры:
Воспитатель в ходе игры ставит задачи перед детьми. Кукла спит, надо ее разбудит. Кукла хочет кушать, надо ее покормить и т.д. Дети вместе с воспитателем решают эти задачи с помощью музыки, посуды, кроватки.
- «Как мы солнышко искали»
Цель: Знакомить детей с русскими народными играми, фольклором, песенками. Развивать интерес к их обыгрыванию. Формировать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детям отправиться в путешествие в лес. Задаётся игровая задача помочь зверятам найти солнышко. В игровой форме с песенками, стихами дети отправляются искать солнышко и помочь зверятам.
- «Поможем зайчику»
Цель: Формировать развитие игровой деятельности у детей интереса к различным видам игр. Вызывать у ребенка ощущение эмоциональной общности с взрослыми и сверстниками. Способствовать развитию умения играть вместе, согласовывать свои действия в процессе игры.
Ход игры:
С помощью билетов «Геометрических фигур», автобуса дети отправляются на помощь к зайчику. Где их ждет удивительные приключения с тремя медведями. Дети попадают в домик и угощают их, укладывают спать. Затем в конце увлекательного путешествия они находят маму зайчика и самого зайчика. Затем дети обыгрывают со всеми атрибутами самостоятельно.
- «Подвижные игры»
Цель: формировать у детей правилам игры, соблюдать дистанцию.
Ход игры:
Дети повторяют за взрослыми и по сигналу и слов выполняют правила игры. Затем дети в свободное время сами играют в эти игры.
Таким образом, наша программа развития свободной предметно-игровой деятельности младших дошкольников содержит следующий учебный план:
Приложение 1
Конспект игрового занятия «Игры с куклой Машей»
Задачи:
Образовательные: Обогащение жизненного, игрового опыта детей.
Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые задачи.
Обучение детей элементам сюжетно-ролевых игр согласно возрасту детей.
Развивающие: Развивать познавательные способности детей.
Воспитывающие: Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Цель: формирование интереса у детей на предстоящую игровую деятельность
Вводная часть
Воспитатель приглашает детей в игровой уголок и читает стишок:
Посмотрите-ка, ребятки?
А у нас тут непорядки:
Кукла спит, но не в кроватке,
Спит Маша сладко-сладко.
Что нам делать? Как нам быть?
Надо куколку будить!
- Как мы будем ее будить?
- А давайте ее будить под музыку
Дети выполняют музыкальную разминку «Похлопаем немножко»
Основная часть.
Посмотрите, наша куколка проснулась, давайте с ней поздороваемся, ее зовут Маша. Посмотрите на куклу, какая она красивая и нарядная!
- Ротик – клюковка,
Носик – пуговка,
Глазки – луковка –
Дочка моя куколка.
Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить:
«Чем нам Машеньку кормить?»
Один скажет: «кашкою»,
Другой – «простоквашкою»,
Третий скажет – «молочком,
И румяным пирожком».
Дети рассматривают куклу, здороваются с ней.
- Чем Машу будем угощать?
Воспитатель обращает внимание детей на накрытый стол.
- Давайте ее чаем угостим:
Угощайся, Маша, чаем,
Я вареньем угощаю,
Чаю в чашку я налью,
И баранок положу.
Будем пить его с тобой.
Как бы не обжечься. Ой!
Наливает чай в чашку, берет баранки, кукла пьет чай.
Воспитатель:
Кукла чаю попила,
А теперь играть пора!
Музыкально-ритмическая разминка
Воспитатель:
Кукла пела и плясала –
Весело нам было с ней.
Но теперь она устала…
Помогите, детки, ей.
Давайте ее разденем и положим в кроватку.
Что мы снимаем с куклы?
Куда вешаем платье?
А теперь споем ей песенку, пусть Маша спит.
Маша, баю, бай-бай!
Не ложись на самый край –
Придет серенький волчок,
Схватит Машу за бочок.
Баю, баю, баю, бай… Усни…
Заключительная часть
Вы такие молодцы! Поиграли с Машей и чаем ее напоили, и спать уложили, а теперь вас ждут другие игрушки. А Маша пусть отдыхает….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка с...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Курсовая работа...
Опыт работы "Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников" Презентация
Обобщение личного опыта...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Показать значимость театрализованных игр в активизации речевой деятельности детей младшего возраста....
«Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников»
В данном докладе идет речь о значении дидактической игры как средства речевой деятельности младших дошкольников...
Экологическое воспитание и развитие в игровой форме деятельности младших дошкольников
Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы...
Рабочая программа Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи— диалогической и мо
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: гра...