Проект "Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа) на тему

Велавас Анастасия Владимировна

Цель проекта:Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx1005.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»

На огромной планете очень разные дети:

Тихие и шумные, глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.

Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.

У одних – большие ушки, у других - кругом веснушки.

Кто – то рыж, а кто – то бел, кто – то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.

Нужно очень постараться, словно братьев всех любить

И тогда на белом свете так чудесно будет жить!

http://school6-urengoy.ucoz.ru/Matem/210.jpg

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.

Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.

Проведённый опрос родителей показал невысокий уровень осознания проблемы толерантности, низкий уровень национального самосознания. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.

Ожидаемые результаты: 

1. Дети имеют целостное представление о матери, играющую большую роль в жизни каждого человека.
2. Поддерживают доброжелательное отношение во время игр и совместной продуктивной деятельности.
3. Знают много стихов и загадок о мамах.
4. Дети умеют составлять рассказ о своей семье,

5. Знают пословицы и поговорки о маме.
6. С удовольствием поют и слушают песни о маме, готовят подарки для мам.
7. Дети проявляют любовь и уважение к мамам и бабушкам.

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.

Задачи:

  1. Ознакомление с методической литературой, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
  2. Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
  3. Оснащение предметно-развивающей среды в группах;
  4. Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
  5. Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
  6. Анализ и результативность работы, и перспективность проекта.

 Используемый материал:

Иллюстрации по теме, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, произведения художественной литературы согласно теме проекта, прослушивание фонограмм, фотографии с праздника, работы детей - рисунки.

Формы реализации:

Непосредственная образовательная деятельность;

Совместная деятельность взрослого и ребенка;

Художественно-творческая деятельность.

Вид проекта: творческо-исследовательский, межгрупповой, долгосрочный.

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.

Время реализации проекта: октябрь 2016 года – март 2017 года.

Ожидаемые результаты после выполнения проекта:

Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада по теме проекта.

Составление картотеки подвижных игр, досугов с родителями.

Повышение педагогической культуры родителей (консультации, памятки-рекомендации по воспитанию у детей толерантности).

Развитие творческих способностей воспитанников и воспитателей детского сада.

Укрепление отношений в сотрудничестве между детским садом и родителями.

 Этапы проекта

l. Подготовительный – октябрь

Разработать план работы по формированию толерантности на 2016-2017 учебный год.

Продумать и подготовить мероприятия для проведения недели толерантности.

Ознакомление с методической литературой, освещающей вопрос формирования у детей толерантного поведения и общения.

Оснащение предметно – развивающей среды в группе.

Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.

ll. Основной – ноябрь - февраль

Разработка плана мероприятий по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

lll. Заключительный - март

Выявление результатов работы по теме проекта и перспективность

План работы по проекту

 

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

1.«Узнаем друг о друге» 2.«Тайна моего имени»

1.Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира.     2.Способствовать осознанию ребенком своего имени и имени своего товарища.

Ноябрь

1.«Ступени в мир национальностей»          2. «Путешествие в страну воспитанных людей».                            3.День матери

1.Ознакомить детей с разработанной программой.                                             2.Упражнять в умении разрешать достаточно сложные ситуации, приучать считаться с другими.                3.Прививать любовь и заботу о старших.

Декабрь

1.«Давайте жить дружно»                           2. «Мальчики и девочки»

1.Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия.      2.Учить детей понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навык общения мальчика с девочкой.

Январь

1.НОД по ознакомлению с окружающим «Что такое, кто такой?»          2. «Радость»                    3. «Страх»    

1.Познакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность.         2.Учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства через улыбку.                                           3.Расширять представление об эмоции «страх»; учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать умению снятия страха и уверенности в себе.

Февраль

1.«Общаемся играя»       2.Игра «Пойми меня»      3.НОД Физкультура «Детские подвижные игры разных народов»

1.Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой   деятельности, включая в игры всех без исключения детей.                                   2. Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей без барьерному общению.                            3. Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх.

Март

1.НОД по трудовой деятельности«Обновка для группы»                     2. Игра «Дружные ребята» картотека игр    3.Досуг «Путешествие в страну Толерантности»

1.Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита.           2. Совместное разучивание народных игр

Реализация проекта в образовательной деятельности:

1.Игровая деятельность система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.

2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.

– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.

3.Проектная и исследовательская деятельность:

Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры.

4. Досуговая деятельность. Тематические досуги, развлечения:

- День вежливости,

- День прав ребенка,

- День добрых дел,

- Семья – всему  голова

- Мы помощники и т.д.

- Досуг «Путешествие в страну Толерантности»

5. Издание групповых тематических рисунков и газет.

Цель: дать возможность каждому ребенку рассказать о волнующей его проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.

6.Целевые экскурсии по городу детей с родителями, посещение музеев, театров, художественных галерей.

Работа с родителями:

Консультации для родителей по темам: «Что такое толерантность?», «Права и обязанности взрослых и детей», памятки-рекомендации по воспитанию толерантного отношения детей к окружающему миру.

Организация совместной деятельности в проведении досугов.

Заключительный этап

Итоговое занятие в группе. Досуг «Путешествие в страну Толерантности»   (конспект занятия прилагается).

Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в ДОУ (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты, родители), с целью создания условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру

Заключение

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка.  Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учится правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

Результаты работы:

Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада по теме проекта.

Составление картотеки подвижных игр, досугов с родителями.

Повышение педагогической культуры родителей (консультации, памятки-рекомендации по воспитанию у детей толерантности).

Развитие творческих способностей воспитанников и воспитателей детского сада.

Укрепление отношений в сотрудничестве между детским садом и родителями.

Литературные источники:

  1. Л.И. Семина, Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.  Л.И. Семина (текст) Семья и школа. 2001 №№11-12
  2. Степанов П., (текст) Как воспитать толерантность? Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
  3. Риэрдон Б. Э., Толерантность – дорога к миру.   (текст) Риэрдон Б. М., 2001
  4. Интернет

http://nacekomie.ru/forum/files/201411/32034_250399f54d399b262262754112fb2b94.jpg

http://s019.radikal.ru/i628/1609/e7/7078796d5929.jpg

http://www.piter-komplekt.ru/assets/images/DLYa-SADA/obuchayushhie-posobiya/3(58).jpg

http://ne-proza.ru/data/imagegallery/345c2771-bd8a-ccc8-93f1-c91550a619c7/e2298156-c547-dd75-9ccb-16d74e59ae54.jpg

http://znaew.ru/images/Himiya/156.jpg

http://www.detimag.ru/out/pictures/generated/product/2/800_600_90/detimag_igra_d-278_2.jpg

https://inteltoys.ru/files/catalog/2015/11/7988/big/7988-3.jpg

http://eduportal44.ru/Sharya/ds14/1/SiteAssets/SitePages/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F/highres_258450942.jpeg

IMG_0437

IMG_0436


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»

Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как  «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...

«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .

видеоматериал к тексту  выступления  «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»  ....

доклад к педсовету "Воспитание социокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

доклад для педсовета, один из элементов в программе по поликультурному воспитанию....

«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...