Проект "Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа) на тему
Цель проекта:Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolerantnost.docx | 1005.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
На огромной планете очень разные дети:
Тихие и шумные, глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.
У одних – большие ушки, у других - кругом веснушки.
Кто – то рыж, а кто – то бел, кто – то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить
И тогда на белом свете так чудесно будет жить!
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте у детей происходит формирование навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Проведённый опрос родителей показал невысокий уровень осознания проблемы толерантности, низкий уровень национального самосознания. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения. Поэтому одной из главных задач детского сада является формирование у детей самосознания, толерантного отношения к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
1. Дети имеют целостное представление о матери, играющую большую роль в жизни каждого человека.
2. Поддерживают доброжелательное отношение во время игр и совместной продуктивной деятельности.
3. Знают много стихов и загадок о мамах.
4. Дети умеют составлять рассказ о своей семье,
5. Знают пословицы и поговорки о маме.
6. С удовольствием поют и слушают песни о маме, готовят подарки для мам.
7. Дети проявляют любовь и уважение к мамам и бабушкам.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- Ознакомление с методической литературой, освещающей вопросы формирования у детей толерантного поведения и общения
- Применение в работе с детьми педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
- Оснащение предметно-развивающей среды в группах;
- Взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности.
- Формирование у детей толерантного поведения, внутренней и внешней правовой культуры.
- Анализ и результативность работы, и перспективность проекта.
Используемый материал:
Иллюстрации по теме, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, произведения художественной литературы согласно теме проекта, прослушивание фонограмм, фотографии с праздника, работы детей - рисунки.
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Художественно-творческая деятельность.
Вид проекта: творческо-исследовательский, межгрупповой, долгосрочный.
Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети.
Время реализации проекта: октябрь 2016 года – март 2017 года.
Ожидаемые результаты после выполнения проекта:
Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада по теме проекта.
Составление картотеки подвижных игр, досугов с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей (консультации, памятки-рекомендации по воспитанию у детей толерантности).
Развитие творческих способностей воспитанников и воспитателей детского сада.
Укрепление отношений в сотрудничестве между детским садом и родителями.
Этапы проекта
l. Подготовительный – октябрь
Разработать план работы по формированию толерантности на 2016-2017 учебный год.
Продумать и подготовить мероприятия для проведения недели толерантности.
Ознакомление с методической литературой, освещающей вопрос формирования у детей толерантного поведения и общения.
Оснащение предметно – развивающей среды в группе.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.
ll. Основной – ноябрь - февраль
Разработка плана мероприятий по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
lll. Заключительный - март
Выявление результатов работы по теме проекта и перспективность
План работы по проекту
Месяц | Тема | Цели |
Октябрь | 1.«Узнаем друг о друге» 2.«Тайна моего имени» | 1.Поэтапный цикл занятий для знакомства детей с различными нациями, народностями, расами. Начать ознакомление с национальным составом группы и довести до ознакомления детей с нациями мира. 2.Способствовать осознанию ребенком своего имени и имени своего товарища. |
Ноябрь | 1.«Ступени в мир национальностей» 2. «Путешествие в страну воспитанных людей». 3.День матери | 1.Ознакомить детей с разработанной программой. 2.Упражнять в умении разрешать достаточно сложные ситуации, приучать считаться с другими. 3.Прививать любовь и заботу о старших. |
Декабрь | 1.«Давайте жить дружно» 2. «Мальчики и девочки» | 1.Сформировать у детей знание, что все люди на земле должны жить в дружбе и мире, не смотря на национальные и расовые различия. 2.Учить детей понимать различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; развивать навык общения мальчика с девочкой. |
Январь | 1.НОД по ознакомлению с окружающим «Что такое, кто такой?» 2. «Радость» 3. «Страх» | 1.Познакомить детей с понятиями национальность, народ, миролюбие, толерантность, поликультурность. 2.Учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; формировать положительные чувства через улыбку. 3.Расширять представление об эмоции «страх»; учить передавать свое эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; способствовать умению снятия страха и уверенности в себе. |
Февраль | 1.«Общаемся играя» 2.Игра «Пойми меня» 3.НОД Физкультура «Детские подвижные игры разных народов» | 1.Помогать строить взаимоотношения между детьми разных национальностей в процессе игровой деятельности, включая в игры всех без исключения детей. 2. Вырабатывать у детей интерес к разным языкам, учить детей без барьерному общению. 3. Направлять действия детей в оказании взаимопомощи и взаимовыручки в подвижных народных играх. |
Март | 1.НОД по трудовой деятельности«Обновка для группы» 2. Игра «Дружные ребята» картотека игр 3.Досуг «Путешествие в страну Толерантности» | 1.Способствовать совместной деятельности педагогов с детьми в оформлении группы и создании предметно-развивающей среды с учетом национального колорита. 2. Совместное разучивание народных игр |
Реализация проекта в образовательной деятельности:
1.Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно – ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры.
2. Чтение художественной литературы из серии «Развитие безусловного принятия себя и другого человек», устный народный фольклор народов РФ.
– недопущение насильных, жестоких мер, ограничивающих порывы и желания детей.
Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми, что приводит к осознанию и накоплению своего жизненного опыта. Это позволяет активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу.
3.Проектная и исследовательская деятельность:
Цель: формировать у детей активную познавательно– исследовательскую деятельность в освоении окружающего мира и норм социальной культуры.
4. Досуговая деятельность. Тематические досуги, развлечения:
- День вежливости,
- День прав ребенка,
- День добрых дел,
- Семья – всему голова
- Мы помощники и т.д.
- Досуг «Путешествие в страну Толерантности»
5. Издание групповых тематических рисунков и газет.
Цель: дать возможность каждому ребенку рассказать о волнующей его проблеме, проявить свое творчество и фантазию, свои мысли и чувства.
6.Целевые экскурсии по городу детей с родителями, посещение музеев, театров, художественных галерей.
Работа с родителями:
Консультации для родителей по темам: «Что такое толерантность?», «Права и обязанности взрослых и детей», памятки-рекомендации по воспитанию толерантного отношения детей к окружающему миру.
Организация совместной деятельности в проведении досугов.
Заключительный этап
Итоговое занятие в группе. Досуг «Путешествие в страну Толерантности» (конспект занятия прилагается).
Данный проект был разработан для участников образовательного процесса в ДОУ (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, специалисты, родители), с целью создания условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру
Заключение
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учится правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.
Результаты работы:
Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов детского сада по теме проекта.
Составление картотеки подвижных игр, досугов с родителями.
Повышение педагогической культуры родителей (консультации, памятки-рекомендации по воспитанию у детей толерантности).
Развитие творческих способностей воспитанников и воспитателей детского сада.
Укрепление отношений в сотрудничестве между детским садом и родителями.
Литературные источники:
- Л.И. Семина, Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. Л.И. Семина (текст) Семья и школа. 2001 №№11-12
- Степанов П., (текст) Как воспитать толерантность? Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
- Риэрдон Б. Э., Толерантность – дорога к миру. (текст) Риэрдон Б. М., 2001
- Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...
Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...
"Роль семьи в формировании межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста".
Презентация....
Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее нелегкое время потребность в проявлении толерантности по отношению к другим людям приобретает всё большую актуальность...
«Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста»презентация .
видеоматериал к тексту выступления «Содержание, пути, средства формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста» ....
доклад к педсовету "Воспитание социокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста"
доклад для педсовета, один из элементов в программе по поликультурному воспитанию....
«Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста».
Сейчас можно встретить бытующее мнение: Я несу обязанность только перед самим собой, отвечаю за собственное благополучие. В этом мире каждый сам за себя. Такого рода мировоззрение формирует эгоиста, к...