Картотека "Артикуляционная гимнастика"
методическая разработка на тему
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению к школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию ре пытаются чевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно.Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением подражать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 481.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика в сентябре
Артикуляционная гимнастика
Цель: развивать артикуляционный аппарат, формировать слуховое
восприятие, вырабатывать длительный речевой выдох и умение менять
силу голоса.
Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.
Чередование положений губ.
6. Кролик.
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка – Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук “поцелуя”.
7. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
Звуковая культура речи
«Улица. Город. Безопасность на дорогах»
ДА – ДА – ДА – большие города
ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ – мы в городе живем
ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ – улицы большие
МА – МА – МА – в нашем городе дома
ОГИ – ОГИ – ОГИ – в городе дороги
ОГИ – ОГИ – ОГИ – широкие дороги
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – опасно стоять на дороге
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – машины едут по дороге
ОГУ – ОГУ – ОГУ – осторожно переходят дорогу
АСТЬ – АСТЬ – АСТЬ – осторожно, проезжая часть
ОВКА-ОВКА-ОВКА- у дороги остановка
ОР – ОР – ОР – на перекрестке светофор
ОР – ОР – ОР – нам помогает светофор
ОР – ОР – ОР – людям нужен светофор
АРЬ – АРЬ – АРЬ – на улице фонарь
РИ – РИ – РИ – у дороги фонари
БЫ – БЫ – БЫ – вдоль улицы столбы
ДИ – ДИ – ДИ – у светофора дорогу переходи
АЙ – АЙ – АЙ – правила пешехода соблюдай
АТЬ – АТЬ – АТЬ – надо правила соблюдать
АТЬ – АТЬ – АТЬ – правила дороги надо знать
ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода
КО – КО – КО – по мосту переходить дорогу легко
ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – подземные переходы
ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – мы с вами пешеходы
АКИ – АКИ – АКИ – есть дорожные знаки
НЫ – НЫ – НЫ – дорожные знаки нужны
ШИН – ШИН – ШИН – знаки для людей и для машин
АТЬ – АТЬ – АТЬ – дорожные знаки важно знать
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – нельзя без инспектора на дороге
Артикуляционная гимнастика в октябре
Артикуляционная гимнастика
Цель: Продолжаем развивать артикуляционный аппарат, формируем
правильное звукопроизношение.
Комплекс «Овощи»
Жил на свете бегемот,
Широко открывши рот,
Он ходил в свой огород,
Улыбался во весь рот.
Брал лопатку в руки
И копал без скуки,
Вверх — вниз, вверх- вниз
Наклонялся наш малыш.
Вот зелёный удалец-
Это вкусный огурец,
Здесь не рыжая плутовка,
Это тонкая морковка.
Здесь пузатый кабачок
Солнцу показал бочок.
Вот здесь горьки лук, чеснок,
Съесть он их уже не смог.
Надо овощи сажать,
Чтоб здоровым, сильным стать.
Звуковая культура речи
«Транспорт»
ИН – ИН – ИН – в городе много машин
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – по дорогам едут машины
НЫ – НЫ – НЫ – автомобили людям нужны
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – легковые автомобили
ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ – вот автомобиль
ОЙ – ОЙ – ОЙ – грузовик большой
ОБУС – ОБУС – ОБУС – новенький автобус
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – троллейбус едет по дороге
ЛИ – ЛИ – ЛИ – едут «Жигули»
АЙ – АЙ – АЙ – на остановке стоит трамвай
ОВКИ – ОВКИ – ОВКИ – троллейбус у остановки
ВАЙ – ВАЙ – ВАЙ – новенький трамвай
АЗЫ – АЗЫ – АЗЫ – мы увидели «КамАЗы»
ИЛЫ – ИЛЫ – ИЛЫ – мимо проезжают «ЗИЛЫ»
УЗЫ – УЗЫ – УЗЫ – машины возят грузы
УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – у машины руль
ЖИР – ЖИР – ЖИР – сел в автобус пассажир
ОТУ – ОТУ – ОТУ – пассажиры едут на работу
ЦИКЛЫ – ЦИКЛЫ – ЦИКЛЫ – мчатся мотоциклы
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – мопеды проезжают по дороге
ПЕДЫ – ПЕДЫ – ПЕДЫ – вот велосипеды
ЦУ – ЦУ – ЦУ – машины едут по кольцу
ОК – ОК – ОК – транспортный поток
ВИК – ВИК – ВИК – у перекрестка грузовик
Артикуляционная гимнастика в ноябре
Звуковая культура речи
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
ШИН – ШИН – ШИН – раньше не было машин
ЛЕГЕ – ЛЕГЕ – ЛЕГЕ – люди ездили на телеге
ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА – деревянная телега
УЗЫ – УЗЫ – УЗЫ – на телегах возили грузы
ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – в телегу запрягали лошадей
РА – РА – РА – в поле трактора
РА – РА – РА – землю пашут трактора
РОВ – РОВ – РОВ – в поле много тракторов
ВЕК – ВЕК – ВЕК – трактором управляет человек
РИСТ – РИСТ – РИСТ – веселый тракторист
ОЗЕР – ОЗЕР – ОЗЕР – вот шумит бульдозер
ЧИ – ЧИ – ЧИ – людям помогают тягачи
АН – АН – АН – вот подъемный кран
АЕТ – АЕТ – АЕТ – экскаватор яму копает
ИЛ – ИЛ – ИЛ – загрузили грузом «ЗИЛ»
ФЕР – ФЕР – ФЕР – за рулем сидит шофер
ДЁТ – ДЁТ – ДЁТ – машину он ведёт
ВИК – ВИК – ВИК – на стройке грузовик
ХОД – ХОД – ХОД – белый теплоход
ХОД – ХОД – ХОД – огромный пароход
АН – АН – АН – на пароходе главный – капитан
ОРЕ – ОРЕ – ОРЕ – яхта вышла в море
СА – СА – СА – у яхты паруса
РЯ – РЯ – РЯ – опускают якоря
РЯ – РЯ – РЯ – поднимают якоря
АЗЫ – АЗЫ – АЗЫ – плывут водолазы
КОВ – КОВ – КОВ – корабль моряков
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – на корабле матросы
ЛИ – ЛИ – ЛИ – военные корабли
УЖБЫ – УЖБЫ – УЖБЫ – корабли военной службы
ОДКА – ОДКА – ОДКА – плывет подводная лодка
ОЙ – ОЙ – ОЙ – лодка под водой
РОК – РОК – РОК – для морских прогулок легкий катерок
ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – летят боевые самолеты
ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – военный истребитель
ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – пассажирский самолет
ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – дальний перелет
ЛОТ – ЛОТ – ЛОТ – самолетом управляет пилот
ЛЕТЕ – ЛЕТЕ – ЛЕТЕ – летчик в самолете
ОР – ОР – ОР – у самолета есть мотор
СИ – СИ – СИ – у самолета есть шасси
ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – взлетают вертолеты
АМИ – АМИ – АМИ – вертолет летит над горами
ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – военный вертолет
КАМИ – КАМИ – КАМИ – истребитель под облаками
ОЙ – ОЙ – ОЙ – самолет над головой
КО – КО – КО – самолеты высоко
АЮТ – АЮТ – АЮТ – самолеты быстро летают
АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты
ИТ– ИТ – ИТ – в космос ракета летит
КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета
ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ – спецавтомобиль
АЕТ – АЕТ – АЕТ – скорая помощь нам здоровье сохраняет
ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – человека везут в больницу
ЧИ – ЧИ – ЧИ – в скорой помощи врачи
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – скорая помощь мчится по дороге
ИНА – ИНА – ИНА – пожарная машина
АРЕ – АРЕ – АРЕ – такая машина нужна при пожаре
ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – машина для спасения людей
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – милицейские машины
УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – едет дорожный патруль
ЭС – ЭС – ЭС – автомобили ДПС
УЖБЫ – УЖБЫ – УЖБЫ – машины газовой службы
ОЗИТ – ОЗИТ – ОЗИТ – машина мебель перевозит
УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ – машина развозит продукты
ДА – ДА – ДА – едут поезда
ОР – ОР – ОР – перед поездом семафор
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ – поезд едет по железной дороге
ДА – ДА – ДА – электричке нужны провода
ЧИТ – ЧИТ – ЧИТ – поезд колесами по рельсам стучит
АВ – АВ – АВ – мчится грузовой состав
ДА – ДА – ДА – возят грузы поезда
НЕ – НЕ – НЕ – на поезде едут по стране
АЛАМ – АЛАМ – АЛАМ – нельзя гулять по рельсам и шпалам
СКАЗКА ПРО ЯЗЫЧОК
Этот маленький дружок -
Твой веселый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом,
шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок,
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5—7.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 5-10.
Д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек
Т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра -
В гости к тетушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетания звуков «ддддд», «ттттт».
Тетушка Щечка
Племянничка ждет,
Блинчики с маком
К обеду печет.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами произносить: «пяпя-пя…»(
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок.
В горку медленно идет:
Цок-цок-цок-цок-цок.
А с горы стрелой несется:
Цок-цок-цок-цок-цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Сначала медленно, затем быстрее.
Тетушка племянничка
Весело встречает
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная
Просто объеденье -
Ням-ням-ням-ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, совершая движения языком слева направо и сверху вниз.
Под окошком – блл, блл, блл -
Индюки болтают.
Индюшачей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
«Блл, бллл!» – предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее.
Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не послышится сочетание «БЛ-БЛ-БЛ…» («болтушка»).
Ну-ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся: «И-у! И-у! И-у!»
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6– 7 раз.
Дайте Язычку дуду
И еще пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
«Садитесь, комарики!»
Предложить ребенку длительно произносить звук «шшш». Обратить его внимание на то, что при произнесении звука «ш» передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
Вот интересная игра —
Воздушный Колобок.
Из щечки в щечку покатать
Его не каждый мог!
Приоткрыть рот, языком поочередно упираться в щеки, «выдавливая» шарики. Выполнять упражнение 8—10 раз.
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Брррр – брррр – брррр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на нее, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять упражнение в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лег в кроватку на бочок:
Пя-пя-пя-пя-пя-пя..Отдыхаем все, друз
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пяпя-пя…». Выполнять упражнение в течение 10 сек.
Звуковая культура речи
[м]
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
[л]
Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.
[р]
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.
Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
[п]
По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.
[б]
Бо-бо-бо – большой забор.
Бы-бы-бы – в лесу грибы.
Ба-ба-ба – бежит кабан.
[т]
Та-та-та – поймай кота.
Ту-ту-ту – поет петух.
То-то-то – поем батон.
Ят-ят-ят – птички летят.
[д]
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.
[н]
Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Он-он-он – возьми бидон.
На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
На-на-на, ни-ни-ни.
«Садитесь, комарики!»
[в]
Ву-ву-ву – лови сову.
Во-во-во – воет волк.
Вы-вы-вы – бегут львы.
[ф]
Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.
[к]
Ко-ко-ко – рот далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.
[г]
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.
[х]
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Ух-ух-ух – летит пух.
[с]
Са-са-са, са-са-са – у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си – мы едем мимо на такси.
[з]
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
Артикуляционная гимнастика
В зоопарк пойдем теперь.
Открываем шире дверь.
Открывать широко рот и закрывать его.
Нас встречает добрый слон.
Длинный хобот тянет он.
Тянуть губы вперед «хоботком».
Если очень захотеть,
Можно хоботом вертеть.
Вращать вытянутыми губами по кругу.
Улыбнулись нам подружки —
Большеротые лягушки.
Широко улыбаться, растягивая губы.
Жираф вытянул вверх шею.
Очень он гордится ею.
Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться высунутым языком к носу.
Зебры – резвые лошадки –
Бойко скачут по площадке.
Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к нёбу. Максимально растягивать подъязычную связку.
Потянула зебра ножку,
Постояла так немножко.
Держать рот широко открытым, улыбаться. Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку.
А у зебры есть полоски.
Их рисуем кистью плоской.
Рот открыть и не закрывать. Проводить широким языком по нёбу вперед-назад.
Посмотри: хамелеон.
Хвост закручивает он.
Рот широко открыть. Поднять язык за верхние зубы и закрутить его наверх. Придержать его зубами.
Вот пантера. Зверь другой.
Спину выгнула дугой.
Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы. Выгнуть спинку языка.
Спину выгнула дугой.
Язычок, скорей домой!
Спрятать язык. Закрыть рот.
Язычок
А давайте с вами постоим заборчик? Повторяйте за мной! (Построить забор)
Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5.
Умницы! Ребята, все видели слоника? А что его отличает от других животных? Хобот! Давайте с вами побудем слонятами. И у нас будет такой же хоботок. (хобот слона)
Описание:Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от1 до 5.
А сейчас давайте поиграем в футбол! Делимся на две команды. У каждой команды свой стол. На столе лежит ватный шарик, он исполняет роль футбольного мяча. А мы с вами игроки на поле. Нам нужно загнать мячик в ворота на конце стола. А сделаем мы это при помощи воздуха! Каждой команде нужно набрать побольше воздуха и дунуть на мячик. Какая команда сделает это быстрее и правильнее – получит небольшой приз. Поехали! (Загнать мяч в ворота) Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком, загоняя его между двумя кубиками.
Молодцы! А сейчас ребята, предлагаю провести еще один конкурс. У кого самый широкий язык! А выявим мы это при помощи упражнения. Повторяйте за мной. (Лопатка)
Описание:Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.
А у всех ли есть зубки? Покажите! Давайте мы их почистим! Да не простой щёткой, а языком. (Почистим зубы) Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор».
Ребята, все ли любят конфетки? Давайте поиграем с ней! Положите ваш язык так, как ложили на конкурсе «широкий язык», я положу каждому конфетку. А потом попробуем приклеить конфетку к нашему небу. (Приклей конфетку) Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
А варенье мы любим? Давайте каждого угощу вареньем! Только не облизывайтесь! (угощать небольшим количеством варенья так, чтобы на верхней губе осталось чуть- чуть варенья). Какое вкусное варенье! Ой, только мы испачкались. Давайте вытрем наши губы язычком. Ведь на них осталось самое вкусное. (Вкусное варенье)
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
А теперь предлагаю провести еще один конкурс, и выявить на сколько тихими и громкими вы бываете! (тише/громче) Рука исполняет роль дирижёра. Чем она выше, тем мы громче произносим звук а, чем ниже-тем тише.
Ребята, а кто это? (показать картинку лошадки). А как она делает? (игого) а как ходит? (Лошадка)
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
А сейчас покажу вам фокус! Буду вас щекотать не касаясь. Как? При помощи вашего язычка. (Маляр)
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. (при выполнении упражнения, твердому небу щекотно)
Звуковая культура речи
[ш]
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
[щ]
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи
“Ковшик”
Широко рот открываем,
Краешки приподнимаем,
Язычок – баловничок,
Спинку низко опускает.
Очень он на ковш похож,
В него воду вылить можно,
Держи воду, не спеши,
Ковшик всем свой покажи.
“Показать язык”
Язык наш нужно показать,
Сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та(покусать кончить языка)
Заморились уже зубы,
Пусть язык покажут губы.Пя-Пя-Пя(пошлепать кончик языка).
“Лопатка”
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
“Часики”
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
“Почистим зубы”
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
“Гармошка”
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем,
Очень здорово играем.
Звуковая культура речи
Чистоговорки:
Ба-ба-ба – в поход зовёт труба.
Би-би-би – маме не груби!
Бе-бе-бе – дарю цветы тебе!
Бу-бу-бу – вёслами гребу.
Бы-бы-бы – выросли грибы.
Ву-ву-ву – мы ездили в Москву.
Во-во-во – ждёте вы кого?
Вы-вы-вы – привет вам из Литвы!
Ва-ва-ва – вкусная халва.
Ви-ви-ви – смотрите MTV ( или листики не рви!)
Га-га-га – каблук от сапога.
Го-го-го – читаем мы Гюго.
Ги-ги-ги – готовы пироги.
Ге-ге-ге- гетры на ноге.
Гу-гу-гу- гуси на лугу (или в школу я бегу)
Да-да-да- капает вода (или скорей иди сюда)
Ду-ду-ду- гуляли мы в саду.
До-до-до- на дереве гнездо.
Ды-ды-ды- сели все ряды.
Де-де-де- купаемся в воде.
Ди-ди-ди- Данил, домой иди!
Жи-жи-жи- в море плавают моржи.
Жа-жа-жа- есть иголки у ежа
Же-же-же- мы на первом этаже.
Жу-жу-жу- я с весёлыми дружу.
Зу-зу-зу- печенье я грызу.
За-за-за- вчера была гроза.
Зо-зо-зо- идёт урок изо.
Зы-зы-зы- получим мы призы.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Описание: широко открыть рот — “жарко” закрыть рот — “холодно”
«Варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу и спрятать в рот
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
«Орешки»
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — “орешки”.
Звуковая культура речи
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Звуковая культура речи
[ж]
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
[ч]
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.
Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....
Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...
«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...
Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...
Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...