«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ»
учебно-методический материал по теме
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившим в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. . Именно творчество, умение фантазировать, нестандартно мыслить формирует личность ребенка, развивает его познавательный интерес.Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Формированию творческих способностей дошкольников с учетом обозначенных тенденций может способствовать использование элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festeval_1.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей
детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ»
В ФГОС уделяется большое внимание воспитанию нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Именно творчество, умение фантазировать, нестандартно мыслить формирует личность ребенка, развивает его познавательный интерес. Опыт показывает - у детей недостаточно высок уровень творческого мышления.
Это значит - необходимо вести целенаправленную работу по формированию творческих способностей, нового мышления у всех детей.
В связи с этим сегодня актуален вопрос - как можно и нужно развивать творческие способности. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Формированию творческих способностей дошкольников может способствовать ТРИЗ.
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, была разработана бакинским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий.
ТРИЗ способствует:
- Развитию познавательной активности детей;
- Развитию гибкости, системности мышления дошкольников;
- Развитию умения творчески подходить к решению проблем;
- Приобретению опыта доводить начатое дело до конца;
- Приобретению опыта отстаивать свою точку зрения;
- Проявлению самостоятельности в постановке и достижении цели;
- Созданию положительной мотивации к получению знаний.
Работу по системе ТРИЗ осуществляем постепенно.
Выделили 4 этапа работы:
I этап –научить ребенка находить и выделять противоречия, которые окружают его повсюду;
II этап - учить детей фантазировать, изобретать;
III этап - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ;
IV этап - ребенок применяет полученные знания и, используя оригинальные, нестандартные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
На 1 этапе, наша цель была научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду, познакомить с проблемой многофункционального использования объекта. Проводили исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.
На этом этапе использовали следующие игры и методы:
- Игра «Наоборот», усваивали прием противоположные значения;
- «Четвертый лишний»
- «Черное-белое»
- «Полезно-вредно»
- «Хорошо-плохо», сначала взрослые называли «плохо», дети – «хорошо», теперь делим детей на две команды, одна команда называет «хорошо», другая – «плохо», соревнуясь, кто больше назовет качеств; (например, ветер - хорошо, ветер – плохо)
- «Что сначала, что потом», используя паровозик, который помогает заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее ( зернышко-колосок-мука-тесто-пирог)
Сейчас, после того, как дети научились выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, мы приступили ко 2-му этапу работы по ТРИЗ. Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать.
В данный момент, на этом этапе используем следующие методы:
Метод мозгового штурма.
Игра «Фантазеры» участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений предложенной задачи, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Метод фокальных объектов - придумываем что-либо новое, видоизменяя реальный объект. Для видоизменения выбрали яблоко. Затем, подобрав другой объект (зайца), подобрали к нему определения (трусливый, пушистый, длинноухий и т.д.), после чего эти определения подставили к слову «яблоко». Получилось - прыгающее яблок, длинноухое яблоко и т.д. Затем дети изобразили его, проявив творчество.
Игра «Фантастическое животное» - соединяя воедино элементы различных животных, создаем новые образы. Дети дают им названия, описывают, где они живут, чем питаются, как общаются с сородичами. Получаются интересные , фантастические истории из их жизни.
Метод морфологического анализа
« Новый образ Ивана Царевича»
Суть метода заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Обычно для морфологического анализа строят таблицу или ящик. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Наше воображение рисует нам образ молодого человека, доброго, смелого, сильного, красивого и т.п. Выделим основные критерии, по которым можно охарактеризовать этот сказочный персонаж: возраст, место жительства, внешний вид, средство передвижения, одежда и т.д. Для удобства заносим данные в таблицу, мы используем фетрограф. Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описан новый образ. В их число можно внести привычки героя, хобби, особенности общения, особенности частей тела, цвет волос, глаз и т.д. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.
Выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы.
Мышление по аналогии.
Игра "Теремок" Детям раздаются различные предметы. Выбирается «хозяин теремка». Он сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.
Ира « Спасем колобка». При решении такой задачи, как спасти колобка, изменили оператор -размер. К решению этой проблемы дети подошли по разному, кто то превратил колобка в великана, и лиса его не смогла проглотить; а другие уменьшили лису, и она стала похоже на муху. Затем они придумали и рассказали свою историю о колобке, отразили в продуктивной деятельности, проявив фантазию и творчество. Оформили альбом «Наше творчество. Сказки на новый лад».
Мы используем метод ТРИЗ во всех видах деятельности (в образовательной, продуктивной, на прогулке, в играх и режимных моментах).
Таким образом, в результате систематической работы с применением технологии ТРИЗ, мы отметили, что у детей стало более развито воображение, активизировалась речь, повысился уровень познавательных способностей.
Таким образом, мы можем сделать выводы:
-ТРИЗ - способствует формированию творческой активности детей, развитию их творческой способности;
- ТРИЗ - позволяет развивать воображение, фантазию детей;
- ТРИЗ - стимулирует познавательную активность дошкольников
- ТРИЗ - создает положительный эмоциональный настрой.
Мы предполагаем, продолжать эту работу. Цель следующего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством лепки
Эта презентация разработана для демонстрации на районном методическом объединении по художественно- эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше ...
Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Описание опыта работы воспитателя по развитию театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....
Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...
Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет
Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...