Полезные советы
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Полезные советы
ИГРУШКА В ЖИЗНИ МАЛЫША
Давайте вспомним наше детство... Что приходит сразу? Конечно, мамины теплые руки, и... любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. — у каждого свое). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает ценностью общечеловеческой, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и более веселого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым, нужно очень серьезно.
Итак, начнем с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребенком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. И через общение с ней ребенок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребенка, так как
игрушка должна привлекать внимание ребенка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом:
стучать им, кидать его. Хорошо, если игрушка будет звучащей. В 6—9 месяцев можно добавить так называемые игрушки-вкладыши, которые позволяют ребенку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9—12 месяцев можно порадовать ребенка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10—12 месяцев ребенку уже нужны пирамидки из 3—5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребенок буквально все тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребенка таким же средством познания, как и руки, и глаза. Вам необходимо лишь помнить о гигиене игрушек.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становится более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу — проблемы родителям! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам — уберите их с глаз ребенка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребенку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее четко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширить набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более легкой. Ребенок стремится жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребенку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально.
К З-м годам игрушки, живущие у ребенка, должны увеличиться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребенку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребенку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрешки. Если хотя бы одну из них ребенок поместит неправильно — матрешки не будут неразлучными сестрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребенка различные настольно-печатные игры.
К 4—5-ти годам живейший интерес у ребенка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребенок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребенку начинают быть доступными все виды игрушек: и куклы, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку:
мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки — кукол и все, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребенка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует еще одна, не менее важная группа — предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор. Но для ребенка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества.
Это все возможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.
Введение этих предметов целесообразно с 2—3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счет введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!). Вы скажете: «Все это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может себе их позволить!» да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребенку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребенка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию — и у вас все получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель; смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для нее, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой — хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться еще на одном моменте — выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребенку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами. Игрушка должна быть:
1) безопасной (просмотрите качество изготовления, материал, из которого она сделана);
2) эстетичной на вид;
З) соответствующей возрасту;
4) многофункциональной (чем больше действий ребенок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше. Естественно, это правило не касается погремушек для малышей).
В заключение необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!
РЕБЯТА и ЗВЕРЯТА
В жизни каждого родителя наступает момент, когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно кошки или собаки. И тут часто приходят на ум сотни отговорок: денег нет, у бабушки аллергия на шерсть, некому ухаживать и т. п. Подождите, остановитесь на мгновение! Сейчас у вас появляется великолепная возможность положительно повлиять на развитие душевных качеств вашего ребенка. Ухаживая за домашним питомцем, ваш малыш учится самоконтролю, у него развивается произвольность. В отличие от игрушек настоящее животное сразу даст ребенку понять, что он делает что-то не так, причиняет боль или неудобство. Именно в домашних животных можно найти образец бескорыстной дружбы и преданности. Именно они дают ребенку возможность научиться отстаивать свою свободу и не нарушать чужое пространство без его разрешения. Животные учат нас быть уверенными в себе, знать себе цену.
Если мы вас хоть немного убедили в необходимости покупки домашнего животного — замечательно!
Следующий шаг — выбор домашнего любимца. Как давно подметили ученые, люди не случайно отдают предпочтение или кошкам, или собакам.
Выбор часто зависит от типа темперамента человека, его характерологических особенностей, потребностей и проблем. Кошки чаще помогают компенсировать человеку потребность в телесном контакте, в спокойствии, в независимости. Собака же — это воплощение живого эмоционального контакта, коммуникабельности, замечательный пример самоконтроля. Поэтому, прежде чем приступить к воплощению мечты вашего ребенка в жизнь, задумайтесь над его проблемами и потребностями. Обычно дети сами интуитивно чувствуют, что им надо.
НЕХОРОШИЕ ВЫРАЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ
С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных кружков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое — хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов — бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.
Вариант 1. Ругаем
«И в кого только он пошел?..» — удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является ли характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя’>.
Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)
Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды забыв эти выражения, ребенок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придет к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.
Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться — язык отрежут!»)
Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т. д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребенка начнется истерика.
Вариант 4. Объясняем.
Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребенок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают, дайте ребенку возможность сделать свой выбор!
Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, — это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребенка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь — спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребенка. Будьте здоровы!
КАК ПРИОБЩИТЬ РЕБЕНКА К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ
Для приобщения ребенка к безопасному поведению на дороге существует несколько принципов:
1. Последовательность. Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определенной культуры мышления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно — от знакомого к незнакомому, т. е. любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Процесс должен начинаться с родителей. Обучать детей необходимо с раннего возраста.
2. Воспитание собственным примером. Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочитают скучным нравоучениям. И если одно расходится с Другим, то трудно требовать от ребенка следования правилам.
3. Соответствие формы обучения возрасту ребенка. Целесообразность того или иного поведения на дорогах должна выступать в контексте потребностей ребенка, а также его возрастных возможностей.
4. Включенность обучения в контекст повседневной жизни. Знания должны стать для ребенка основой его жизнедеятельности. Родители и воспитатели обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в сюжетно-ролевые, дидактические игры, развлечения и т. д.
5. Поощрение ребенка к принятию ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному оцениванию ситуации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребенком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо.
Естественно, без сухих правил обойтись нельзя. Но надо помнить, что ребенок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
полезные советы родителям
Памятка для родителей...
Буклет для родителей "Полезные советы"
Предлагаю вашему вниманию «Полезные советы». Они помогут Вам донести до детей самоценность окружающих нас живых и неживых объектов, увидеть их хрупкость и незащищённость, дадут повод задуматься ...
Полезные советы родителям
Ребенок очень хочет быть похожим на своих родителей и старается им подражать. Так давайте поможем воспитать в ребенке самостоятельность, общительность, развить трудолюбие и культуру речи, а также укре...
Полезные советы родителям в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению
Данные советы предназначены для родителей детей раннего возраста, которые собираются вести своего ребёнка в детский сад впервые Прислушаясь к данным советам, родители смогут подготовить малыша ...
Полезные советы
Информация для воспитателей, родителей, логопедов, которую можно разместить на информационных стендах в ДОУ...
Консультация для родителей"Полезные советы в экстренных ситуациях"
Консультация для родителей на тему " Полезные советы в экстренных ситуациях" материал для размещения в родительских уголках и на стендах....