Использование театрализованных игр в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности с детьми
статья (младшая группа) на тему
Выступление из опыта работы воспитателя МКДОУ №28 «Сар Герел» Надбитовой А.Г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование театрализованных игр в режимных моментах и непосредственно образовательной деятельности с детьми»
Выступление из опыта работы воспитателя МКДОУ №28 «Сар Герел»
Надбитовой А.Г.
Использование в играх элементов театрализации вызывает у детей более яркие положительные эмоции. Кукольный театр всегда был одним из любимых зрелищ детей, привлекал их своей необычностью, яркостью, красочностью. Мишка, зайка, собачка такие близкие и знакомые вдруг оживают, двигаются, говорят. Это всегда вызывает радостные переживания ребенка, находит эмоциональный отклик в его душе. Не менее сильные положительные эмоции вызывает использование в игровых ситуациях игрушек сказочных персонажей.
В группе, где я работаю, находятся дети двух-трех лет. В период адаптации я стараюсь использовать в играх этого периода игровые персонажи, так как они помогают мне и ребенку в непосредственном общении друг с другом. Ведь именно в этот период ребенок чувствует себя одиноким и незащищенным, моя цель - наладить с ним доверительные отношения, привлечь к себе, наладить эмоциональный контакт. Поэтому игры, в которые мы играем с детьми («Приглашаем вас в гости», «Прячемся от дождика», «Загляни ко мне в окошко», « Шли – шли и нашли») помогают мне выразить свою заботу и внимание к каждому ребенку.
Знакомство детей с театрализованной игрушкой я провожу в процессе игры «Загляни ко мне в окошко», которую не раз проводила во время адаптации, раздавая детям яблоки во время полдника или книжки для рассматривания. Для этой игры использую домик с окошечком и занавесками. Сажусь у окошка, таинственным голосом сообщаю детям, что к ним кто-то пришел в гости. Показываю через окошко кошку. Появление в окне игрушки неизбежно вызывает детский интерес. Кошка «мяукает». Я говорю детям, что кошка здоровается с ними и предлагаю каждому тоже поздороваться с ней. Подчеркиваю, как ей приятно, что дети здороваются с ней. Стараюсь, чтобы ни один ребенок не был обойден вниманием, не потерял интерес к происходящему.
Дети знакомятся с кошкой по очереди, называя свои имена, кормят ее с ладони молоком. Кошка «благодарит» детей, называя их ласково: Леночка, Катенька. Затем Мурка говорит детям, что очень любит ловить мышей и предлагает поиграть: «Вы будете мышки, а я буду вас догонять». Поиграв с детьми, Мурка прощается, обещает прийти в гости снова.
Во время этого маленького спектакля, как и во время последующих, я стараюсь поддерживать интерес к игрушке у каждого ребенка, помогаю в этом себе мимикой, жестами, интонацией.
Для рассматривания возможностей использования театрализованной игрушки в группе был создан кукольный театр. Появление каждого персонажа обыгрывалось мною с детьми, вызывало у них радость, активность и раскрепощенность в поведении, способствовало развитию речи ребенка.
Театрализованная игрушка использовалась мною во время привития культурно – гигиенических навыков: «Посмотрите дети, какая нарядная и чистенькая наша кукла Таня. У нее чистые ладошки, чистое личико. Давайте спросим у нее, почему она такая нарядная и аккуратная». Таня «отвечает», что научили ее умываться, сухо полотенцем вытираться, на платьице не брызгать водой. Я спрашиваю у детей, хочется ли им быть такими же чистыми и аккуратными, как Таня. «Давайте сейчас подкатаем рукава повыше, чтоб не замочить их, вымоем руки чисто-чисто, вытрем их полотенцем сухо-насухо. А потом покажем их Тане, пусть она увидит, что мы тоже аккуратные!»
Дети охотно подкатывают рукава, тщательно моют руки, старательно вытираются полотенцем. Затем с особой радостью бегут демонстрировать кукле свои руки. Радуются, когда кукла «хвалит» их: «Молодец, Миша, ручки чистые, даже блестят».
Во время проведения режимных моментов (кормление, одевание, умывание, подготовка ко сну) использую потешки, прибаутки, стихи, которые помогают установлению между мной и ребенком эмоционального контакта, вызывают радостные эмоции у ребенка, особенно, если, произнося потешку, называют его имя. Для закрепления полученных знаний предлагаю детям игровые ситуации. Например: приношу куклу, у которой испачканы руки и лицо. Объясняю детям, что Кема гуляла на улице, оступилась и упала в грязь. Нужно ей помочь, но как? Дети подсказывают, что куклу нужно вымыть. Предлагаю им самим вымыть куклу. Распределяю между ними действия: Саша нальет воду в таз, Лена подкатает кукле рукава, и т.д. Видя, что интерес к игре не ослабевает, предлагаю напоить куклу чаем. Дети предлагаемое принимают и продолжают игровые действия с куклой. Незаметное изменение ситуации делает игру продолжительной и интересной. Конфликтные ситуации между детьми всегда решаю методом отвлечения, стараюсь не использовать порицания. Во время игры воспитываю бережное отношение к игрушке: ребенок берет в руки игрушку, но заметив машину, бросает ее на пол и устремляется к машине. «Сашенька», - останавливаю я его, - ты слышишь, кто-то плачет?» Отвечаю «Мишкиным» голосом: «Уронили меня на пол, чуть не оторвали лапу. Больно мне!» «Не плачь. Мы с Сашей тебе поможем, мы тебя пожалеем. Правда, Саша?» Саша поднимает игрушку, жалеет, утешает мишку. Медведь перестает реветь и просит, чтобы Саша покатал его на машине.
Путем использования в подобных ситуациях игрушек изображающих живых существ, я стараюсь воспитать в детях сочувствие к попавшему в беду, желание помочь, сострадание.
В процессе игры развиваю речь ребенка. Играя, я предлагаю ребенку убаюкать куклу («баю-бай»), разбудить мишку («Мишенька, проснись!»), а так же побуждаю обговаривать свои действия: «Кушай Мишка, кашу!», «Водичка, водичка, умой мое личико». А так же учу вежливому, ласковому обращению с друзьями.
Для того чтобы заложить в сознании детей представления о положительном и отрицательном поведении, провожу игры-инсценировки, в которых использую элементы театрализации, показываю детям ситуации, характерные для их возраста. В этих ситуациях малыши помогают игрушками своими советами. Например: приношу в группу зайку Ноську, который горько плачет и медвежонка Топтыжку. Медвежонок обидел зайку, толкнул его. Дети по одному и все вместе объясняют медвежонку, как нехорошо толкаться. Топтыжка просит прощения у зайки.
Вскоре после прочтения сказки «Теремок», Вношу в группу игрушку, изображающую медведя. Он рассказывает детям, как нечаянно сломал Теремок, где жили его друзья. В процессе рассказа дети вспоминают, кто жил в теремке, как квакала лягушка, пищала мышка, и т.д. Мишка «просит» детей помочь ему построить новый Теремок. Дети охотно берутся за дело. Когда постройка закончена медведь «спрашивает»: «А на чем я буду спать?» А на чем будет сидеть мышка (заяц, лиса)?» В процессе этой игры закрепляются знания ребенка о величине, полученные до этого на других занятиях: для медведя кровать большая, а для мышки маленькая. Такая игра способствует развитию мышления, проявлению детской фантазии.
Дети размышляют, где поставить кровать, стол, стул. А можно еще поставить диван и телевизор в этом развивается воображение, проявляется творческая фантазия ребенка.
Для того, чтобы создать больше возможностей для использования в игровой деятельности элементов театрализации в группе созданы разные виды театра: настольный кукольный, пальчиковый, на фланелеграфе, театр «варежка», театр из бросового материала.
Наблюдая за детьми в процессе всей работы, я пришла к выводу, что использование в игровых ситуациях элементов театрализации является важным средством эмоционального воздействия на детей, способствуя развитию творческого мышления, воображения.
Игры с театрализованной игрушкой помогают раскрепощению ребенка, вырабатывают у ребенка доброжелательное отношение к окружающим, учат правилам поведения и раскрывает их индивидуальные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Зимняя сказка". Использование современных образовательных технологий: ИКТ, технология поисково-познавательной деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема "Дикие животные". Тема: "Игра - путешеств...
Опыт работы по теме "Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Представленный опыт работы помогает решить проблему формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни через развитие творческих способностей в театрализованной д...
«Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей в соответствии с ФГОС».
«Использование театрализованной деятельности по формированию ЗОЖ в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей в соответствии с ФГОС»....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Театрализованная деятельность. Настольный театр «Теремок» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Театрализованная деятельность. Настольный театр Теремок. Образовательная область:художественно эстетическое раз...
"Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности детей дошкольного возраста"
По мнению известного психолога Б.М. Теплова, музыка – это...
«Музыка в режимных моментах и в образовательной деятельности дошкольников»
По мнению известного психолога Б. М. Теплова, музыка – это зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми по театрализованной деятельности «Кто сказал «мяу» (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьмипо театрализованной деятельности «Кто сказал «мяу» (старшая группа)...