Ваш ребенок входит в социум
консультация (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Ребенка можно сравнить с зеркалом:
Он отражает, а не излучает любовь.
Если дать ему любовь, он возвращает её.
Если ничего не дать - ничего и не получишь».
Р. Кемпбелл.
Семья как институт
первичной социализации ребёнка
Ребёнок находит себя впервые в семье, которая окружает его в ранние годы тесной социальной оболочкой. Среди родных лиц, обычно связанных между собой взаимной симпатией, растёт ребёнок, - и уже в эту пору его социальные запросы очень велики. Социальное общение имеет, полагает В.В.Зеньковский, главное значение в эту пору усвоения традиции. И в этой сфере стержнем, несущим основной груз ценностных ожиданий относительно любви и поддержки, является семья.
В целом следует отметить, что родители и семья являются первыми социальными воспитателями ребёнка. Они не односторонне влияют на ребёнка, а взаимодействуют с ним. Это социальное взаимодействие во многом определяется соотношением пола ребёнка и родителей.
Ребёнок в семье приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Эта роль семьи, которую она играет, не прилагая для этого почти никаких усилий, огромна. Естественная социальность семьи ведёт к тому, что в ней развёртываются первые социальные замыслы ребёнка, приобретается вкус к социальному сближению, формируется способность к социальному обмену.
Но семья, если она хорошо построена, может иметь и более глубокое значение в социальном созревании ребёнка. Всякая семья есть не просто сожительство, но почти всегда сотрудничество. Семья представляет как бы простейший элемент общества, она живёт замкнутой хозяйственной жизнью, имеет своё отдельное жилище и т.д. Всё это при нормальных условиях ведёт к тесному сотрудничеству членов семьи. На почве общей жизни, на основе деловой помощи друг другу вырастает забота друг о друге, умение считаться с особенностями каждого члена семьи, взаимная уступчивость, - развивается дух солидарности. Где и кроется социальная сила семьи.
Нормальная семья является незаменимым органом социального воспитания, потому что к тесному социальному сотрудничеству присоединяются естественное чувство родственной близости и органическая связь членов семьи. Почти все социальные чувства находят для себя материал в семейных отношениях. Вот отчего идеал семьи является высшим социальным идеалом: из семей, из семейных отношений струится в душу человека наиболее полный, наиболее яркий свет социальности.
Что хорошего в детском саду?
Нужно ли ребенку ходить в детский сад? "Домашние" дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.
Что же именно дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех - совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
В детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их.
Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития.
Можете ли Вы дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?
В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании - это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.
Обращайте больше внимания на то, как ваш ребенок общается с другими детьми на площадке, в гостях. Легко ли он знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и если годам к пяти ребенок так и не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит посоветоваться с детским психологом.
Ваш ребенок идет в детский сад
Вот и подрос ваш малыш. Он многое умеет делать сам, а что-то делает с вашей помощью. И в какой-то момент мама решает, что пора идти в детский сад. Это очень важное решение. И здесь родители всегда задают себе вопрос: дорос ли мой ребенок до детского сада? Маму одолевают сомнения, особенно если малышу нет еще трех лет. В этот период полезно помнить следующее – наши сомнения относительно успешности ребенка в детском саду порождают сомнения в душе самого ребенка. Поэтому сказав себе: «Мой малыш готов, он справится!», больше к принципиальному «отдавать – не отдавать», не возвращаться.
Таким образом, важное решение принято, и вы начинаете готовить вашего малыша к этому поворотному моменту в его жизни. Родители должны понимать, что дошкольное учреждение – это первая ступенька социализации малыша (то есть вписания личности ребенка в структуру общества). Потом будет школа, потом институт и т.д.
Что же должны сделать родители, чтобы привыкание к детскому саду прошло быстро и безболезненно?
1.Пробудить интерес у ребенка. Говорить о детском садике всегда только эмоционально приятные слова. «О! Вы там будете вместе играть! О! Там столько игрушек! Там так весело и интересно! Когда я был маленьким и ходил в детский садик … (далее следует интересная веселая история про ваше садовское детство).
2.Научить малыша самостоятельно одеваться, мыть руки, кушать, пользоваться носовым платком. Чем шире будет диапазон самостоятельных возможностей вашего ребенка, тем лучше.
3. Параллельно с организационными вопросами, а желательно еще в период «принятия окончательного решения» необходимо задуматься об оздоровительных процедурах в отношении ребенка. Они включают в себя следующие компоненты: Витаминотерипия; Закаливание; Необходимые прививки.
Итак, все сомнения позади и вы ведете малыша в детский сад.
Задачей родителей является максимальное облегчение привыкания ребенка к детскому садику, к этой новой для себя реальности. Для этого можно использовать следующие приемы: «не кормить перед детским садом», «будешь спать с детками», «очень вкусно кормят». Благодаря вашей уверенности и умелости вы сделаете жизнь вашего малыша в группе радостной и счастливой.
Кроме того, полезно предварительно поговорить с воспитателем об особенностях вашего ребенка. Расскажите ему о том, что умеет делать ваш малыш, а чего делать еще не умеет. Обязательно просветите педагога о его вкусовых предпочтениях. Расскажите о том, спит ли ваш ребенок днем, как засыпает. Есть ли логопедические проблемы у вашего малыша (особенности речевого развития). Вся информация, полученная педагогом, облегчит ему работу, а соответственно и жизнь вашему ребенку.
Возможно, что ситуация будет складываться не так как вам хотелось бы. Вы уходите, а ваш малыш плачет, и вы долго не можете с ним расстаться. Вспомните пословицу «долгие проводы – долгие слезы». Поинтересуйтесь у воспитательницы, долго ли плачет ребенок после вашего ухода. Может ему больно расставаться именно с вами? Тогда для сохранения хорошего настроения малышу лучше, чтобы его, хотя бы на первых порах, в детский садик отводил кто-то эмоционально нейтральный, например папа или бабушка.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом: вы породите страх, а для успешной адаптации необходимо доверие.
Руководствуясь этими нехитрыми, хотя и многочисленными приемами, уважаемые родители, вы пройдете период адаптации к детскому саду легко и безболезненно. Ваш ребенок не заболеет, и будет радовать вас своими успехами не просто в детском саду, а в детском сообществе.
Успехов в воспитании детей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский сад и семья – первый социум для ребенка
Для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации личности ребёнка в его первых социумах в семье и детском саду....
Аптечка в дорогу для ребенка – что должно входить.
Дети – это непоседы, которые могут перегреться на солнце, получить какую-то легкую травму или просто съесть немытые овощи или фрукты. Ведь не всегда за этим можно уследить. Да и бывает так, что рядом ...
Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»
Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ» Образовательный раздел «Ребенок входит в мир социальных отношений, формирование первичных представлений о себе, других людях»
данная рабочая программа разработана для детей 3-4 лет...
Круглый стол «Ребенок входит в мир социальных отношений»
Круглый стол "Ребенок входит в мир сциальных отношений"...
Безопасность ребенка в быту, социуме, природе
Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка....
Регистрация Вход Консультация для родителей: «Как правильно одеть ребенка зимой на прогулку»
Консультация для родителей:«Как правильно одеть ребенка зимой на прогулку»...