Конспект интегрированного занятия "Богатыри"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Итоговое мероприятие тематической недели "Богатыри"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatyri_03.02.2013_2.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 «Золотой ключик»
г. Дивногорск
Интегрированное занятие «БОГАТЫРИ»
(музыка, познание, художественное творчество)
Задачи:
1. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках Земли русской.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче
3. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
4. Закрепить знания детей о творчестве художника Ю.Л. Васнецова по картине «Богатыри».
5. Познакомить с музыкальными произведениями русских композиторов М.Мусоргского, А.П. Бородина на богатырскую тему.
Словарь
Русь, русичи, Россия, богатырь, былина, сказитель, гусляр, доспехи, кольчуга, меч булава, шлем, лук и стрелы, колчан, палица, ратники.
Предварительная работа
1. Рассматривание репродукции картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
2. Чтение отрывков о былинных богатырях, чтение «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С.Пушкина.
3. Слушание в исполнении симфонического оркестра произведений: М.Мусоргский «Богатырские ворота», А.П. Бородин «Богатырская симфония».
4. Разучивание муз. материала: валеологическая распевка «Доброе утро» автор О. Арсеневская, песня «Моя Родина» муз.Г. Струве сл. Н. Соловьевой, танец с голубями «Лирический вальс», «Песня о мире» муз. В. Мурадели сл. С. Богомазова.
Оборудование
1. Презентация: карта России, репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», фрагменты репродукции, гусляр-сказитель, портрет М. Мусоргского, В.А. Гартман репродукция картины «Богатырские ворота».
2. Музыкальный фон для коллективной работы – музыка А.П. Бородина «Богатырская симфония»
3. Бумага, восковые карандаши.
4. Запись муз. фрагментов: М. Мусоргского «Богатырские ворота», А.П. Бородина «Богатырская симфония», песня «Богатырская сила» муз. А. Пахмутовой сл. Н.Добронравова.
(Дети под маршевую музык проходят по залу, выстраиваются в круг).
Валеологическая песня-распевка «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской)
Муз. руководитель: Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щечки. Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! (Дети садятся на стульчики)
Дорогие ребята, скоро мы будем отмечать праздник - День защитника Отечества. Скажите, ребята, а что такое Отечество? (Ответ детей). Правильно, ребята, Отечество – это наша Родина. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина – значит родная. Как мать и отец.
Слайд «Карта России»
Муз. рук.: Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина.
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Песня «Моя Родина» муз.Г. Струве сл. Н. Соловьевой
Муз. рук.: Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Многие хотели завоевать нашу землю. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Об этих людях, их подвигах и победах слагали сказки и былины. Называли таких людей сказителями. Слайд «Сказители» (на фоне слайда продолжается беседа) Былина произошла от слова быль. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Народ, который жил в древности на Руси называли русичами. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности (на фоне слов входит Богатырь (ребенок).
Силён, как вольный ветер, могуч, как ураган, он защищает землю от злобных басурман!
Он силой доброю богат, он защищает стольный град. Спасает бедных и детей, и стариков, и матерей!
Богатырь. Низкий поклон вам, люди добрые. Красны девицы, да добры молодцы.
Воспитатель и дети приветствуют Богатыря.
Воспитатель. Мы рады тебя видеть сегодня. Мы с ребятами сегодня вспоминаем про богатырей и их славные подвиги.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь- вот он каков:
(Показывают силача)
Он силён , он здоров,
Он из лука стрелял,
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал (имитируют бросок),
На границе стоял (стоят),
Зорко - зорко наблюдал (поднести руку ко лбу, «смотрят»),
Подрастём, мы и, смотри,
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель (к детям). Ребята, посмотрите, во что одет наш гость (дети называют элементы одежды и снаряжения богатыря).
Воспитатель. А где же твой конь?
Богатырь. Коня надо подковать и тогда мне на нем можно отправляться дальше в путь.
Музыкально-ритмическое упражненияе «Кузнец»
(дети стоят в 2 шеренгах 1- с Кузнецом, 2 – с Богатырем; упражнение проводится 2 раза (на 2 раз Богатырь и Кузнец меняются местами) с ритмическим эхо):
Шеренга с Богатырем. Эй, кузнец, молодец! Расковался жеребец! Ты подкуй его опять!
Шеренга с Кузнецом. Отчего не подковать! Вот - гвоздь, вот - подкова! Раз, два - и готово!
Воспитатель. Лошади подкованы, можно отправляться в путь. Дети бегут по кругу, высоко поднимая колени (муз. В. Витлина «Всадники).
Богатырь. Спасибо, Кузнец.
Богатырь. Ждите в гости еще богатырей. До свидания. Богатырь уезжает на коне (приготовить заранее).
Муз. рук.: Слышу цокот копыт. Приближаются Богатыри. У богатырей – кони богатырские и въезжают они в город через богатырские ворота. Про них нам расскажет музыка Модеста Петровича Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки». Мы с вами уже знакомились с этим циклом. Вспомните, пожалуйста, как появились эти музыкальные картинки? (дети рассказывают).
Мусоргский «Богатырские ворота». Слайд репродукция картины «Богатырские ворота» В.Гартмана
Мини-беседа о характере музыке.
(Звуковой эффект скачущей лошади) звучит фрагмент «Богатырской симфонии» А.П. Бородина.
Муз. рук.: Ребята, что за музыкальное произведение звучит? (ответ детей).
Слайд - репродукция картины «Богатыри»,
Беседа по картине Васнецова В.М. «Богатыри»
Воспитатель: Великий русский художник В.М. Васнецов изобразил картину «Богатыри»(рассматривание репродукции).
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым. В.Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли русской всегда готовы:
Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.
На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.
Муз. рук.: Давайте подберём слова – определения, соответствующих музыке Богатырей и их образу на картине. (Обогащение словаря эмоций) Дети подбирают слова-синонимы: сильные, непобедимые, могучие, несокрушимые, решительные, мужественные, бесстрашные, удалые. (Слова – определения для музыки и картины совпадают. Обратить на это внимание).
Воспитатель: Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб, тоже очень сильное дерево- дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.
Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:
У нас рос дубок. (Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Корень его - вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его - вот так широки! (Развести руки в стороны.)
Ветки его - вот так высоки! (Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную защищать от врага!
Воспитатель: А сейчас я подарю на память о нашем занятии каждому из вас талисман «листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри-защитники земли русской. А сегодня листочек поможет вам найти свою дорогу, где вы сможете нарисовать снаряжение богатырей.(В соответствии с цветом листочка группа делится на 4 подгруппы)
Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Одежда богатырей». Выставка работ.
Рефлексия.
Молодцы, ребята! Вот и вы знаете всё про богатырей, потому что прославляется их сила богатырская, удаль молодецкая в стихах, музыке, картинах. Что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине). «Богатырская Русь» - значит сильная, непобедимая.
Муз. рук.: Завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
Защищать свою Родину, беречь её.
Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
Воспитатель: А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
Очень хочется, чтобы всегда был мир, чтобы люди жили счастливо.
Песня о мире.
Символ мира - голубь. Танец с голубями «Лирический вальс»
Муз. рук.: Ой, вы гой еси, богатыри да русские!
Ай, седлали вы коней добрых
Да стояли вы за веру и отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков. (Дети делают низкий поклон до земли).
Под запись песни «Богатырская сила» А. Пахмутовой дети выходят из зала.
Музыкальный руководитель: Е.В. Суховольская
Воспитатель: О.Н. Иусова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы. Работа с бумагой. План-конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной к школе группы.
Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного материала в ДОУ....
материал интегрированная НОД образовательная область коммуникация«Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
старший дошкольный возраст...
Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»Конспект интегрированной НОД с детьми средней группы «Спасите Солнышко, или Путешествие по сказкам Чуковского»м
НОД для детей старшей группы. Форма - путешествие.Групповое....
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по физической культуре для детей старшей группы с использованием здоровьесберегающих технологий. « Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированной непосредственной образоват
Цель: Укрепление физического здоровья детей через интеграцию образовательных областей. Формирование двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка. Привитие интереса к физку...
Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы» в старшей разновозрастной группе. Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы» в старшей разновозрастной группе. Цель: Воспитание любви и уважения к самому близкому человеку – маме через разл
Конспект интегрированного занятия «Музыка для мамы»в старшей разновозрастной группе. Цель: Воспитание любви и уважения к самому близкому человеку ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «РАДУЖНАЯ СКАЗКА»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе«РАДУЖНАЯ СКАЗКА»...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»
Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...