Проект по образовательной области "Познание" для детей старшего возраста "Дорога в космос"
проект (подготовительная группа) по теме
«Дорога в космос»
Проект
Краткосрочный (три недели)
Образовательная область: познание
Тип: информационный, творческий
Подготовительная группа
Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперед
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы.
В.Войнович
Актуальность темы:
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка.
Для лучшего освоения детьми подготовительной группы материалов по разделу «Окружающий мир» тема «Космос» была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Педагогические мероприятия направлены на развитие детей, которые осуществляются через различные виды детской деятельности. Содержание педагогических мероприятий доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Проблема:
Незнание детьми российского праздника - День космонавтики,
о дате первого полёта человека в космос. Поверхностные
знания детей о космосе, о истории его исследования и освоения.
Цель проекта:
Формирование у старших дошкольников представлений о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о роли человека в изучении космического пространства
Основные методы, приемы.
Для осуществления проекта использовала следующие методы и приемы
• Метод одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности)
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, и т.д.)
• словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
• практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
• эвристический (развитие находчивости и активности)
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе.
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Задачи:
• Закрепить знания детей о названии нашей планеты «Земля», с ее формой, с понятием «космос», что солнце, луна и звезды – это планеты, что солнце и луна имеют круглую форму и похожи на мяч.
• Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.
• Дать возможность понять, кто такие космонавты, на чем они отправляются в космос.
Предполагаемые результаты:
У детей сформированы элементарные знания по теме «Космос», эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
Этапы реализации проекта
1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Проведение по разработанному плану мероприятий;
2. Работа с родителями по заданной теме
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр.
3 этап
1. Организация выставки детского рисунка.
2. Спортивное развлечение «Космическое приключение»
3. Презентация проекта
Предварительная работа:
• Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
• Просмотр презентаций « Детям о космосе»
• Составление рекомендаций для родителей «Праздник - День космонавтики», «Что рассказать ребенку о космосе?»
• Чтение с детьми Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
1 этап
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии по¬знавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопро¬сы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближай¬шего развития.
А вопросов у нас возникло очень много:
«Много ли ракет летает в космосе?»
«Почему в космосе темно? Там же солнышко светит?»
«Сколько планет?»
«А Луна далеко или близко?»
«Сколько лун?»
«Почему Солнце горячее?»
«Сколько в космосе звезд?»
«Сколько было космонавтов?»
«Какая планета самая холодная и самая горячая?»
«Где живут инопланетяне?»
Анализ вопросов, которые дети задавали о космосе и космических объектах, позволил сделать ряд важных выводов.
• Познавательные возможно¬сти дошкольников в области ес¬тествознания очень велики.
• Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логичес¬ких рассуждений.
• Дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- Богдан предложил попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
- Полина сказала, что о космосе можно прочитать в энциклопедии
- Славик решил попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей.
2 этап - реализация проекта
Был составлен план реализации проекта в соответствии с образовательными областями:
Виды деятельности | Сроки | Цели | Форма регистрации результата |
беседа «Солнечная система» | 22.03.2016г. | Активизировать словарный запас, развивать навыки творческого рассказывания | Конспект НОД, фотографии |
Рассматривание энциклопедии «Покорители космоса» | с 21.03.2016 по 25.03.2016г. | Объяснить детям этапы завоевания воздушного пространства Земли и космоса | Фотографии |
Рассматривание альбома «Космические корабли» | 30.03.2016г. | Объяснить детям, что такое космические корабли. Какие они бывают, их роль завоевания воздушного пространства Земли и космоса | Фотографии |
Беседа «Первые попытки покорения космоса» |
04.04.2016г. |
Объяснить детям этапы завоевания воздушного пространства Земли и космоса |
Конспект беседы |
НОД по рисованию «Планета Земля» | 24.03.2016г. | Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности | Конспект НОД фотографии |
Рисование «Первый космонавт» | 17.04.2014г. | Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности | Конспект НОД фотографии |
НОД по конструированию из бумаги (оригами) «Ракета» | 06.04.2016г. | Формировать у детей интерес к искусству оригами | Конспект НОД фотографии
|
НОД по познавательному развитию «Наш дом – планета Земля» | 05.04.2016г. | Активизировать словарный запас, развивать навыки творческого рассказывания | Конспект НОД фотографии |
Лепка «Картина из пластилина» | 31.03.2016г. | Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности | Конспект беседы фотографии |
Ознакомление с художественной литературой Н.Носов «Незнайка на Луне» (отрывки) | С 01.04.2016г. по 07.04.2016г. | Знакомство с новым произведением |
|
Вечер стихов и загадок | 08.04.2016г. | Расширение и активизация словарного запаса детей | Стихи, загадки |
Дидактические игры | с 01.04.2016 по 12.04.2016г. | Закрепление полученных знаний | фотографии |
Сюжетно – ролевая игра «Космонавты» | С 01.04.2016 по 12.04.2016г. | Создание положительной эмоциональной атмосферы, активизировать словарный запас, закрепить знания о космосе | фотографии |
Спортивное развлечение Космическое приключение» | 12.04.2016г. | Создание положительной эмоциональной атмосферы, закрепление знаний о космосе. | фотографии |
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.
При проведении работы учитывались возрастные индивидуальные и психологические особенности детей (развитие мышления, памяти, воображения, восприятия). Содержание деятельности ориентировано на умственное, личностное и психологическое развитие ребёнка.
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имена первых космонавтов Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению,
развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: непосредственная организованная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
3 этап
1. Организация выставки детского рисунка.
2. Викторина «Все о космосе»
3. Презентация проекта
Продукты проекта:
• конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
• выставка детских работ;
• выставка книг о космосе.
В ходе реализации проекта пришла к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Вывод:
У воспитанников сформированы элементарные знания и представления по теме «Космос».
Дети знают название нашей планеты «Земля», знакомы с ее формой, что солнце, луна и звезды – это планеты. Они имеют представления кто такие космонавты, знают, что такое космические корабли и испытывают чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по духовно-нравственному воспитанию
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "Храмовая архитектура" ....
Краткосрочный проект для детей старшей-подготовительной группы "Космос"
Задачи:1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.2. Познакомить с учёными основателями космоса, с первым лётчиком-кос...
Краткосрочный проект для детей старшей-подготовительной группы "Космос"
Тип проекта : -обучающий, - исследовательский,- игровой,-творческийПродолжительность: краткосрочный (Апрель 2017 г. Две недели.)Участники: Воспитатели, дети и родители. Проблема: К...
Проект для детей старшего возраста "Неизведанный космос"
Проект для детей старшего возраста "Неизведанный космос"...
Творческий среднесрочный проект для детей старшей группы «Загадочный космос»
Творческий среднесрочный проект для детей старшей группы «Загадочный космос»Цель:Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации для детей старшей группы. Тема «Космос».
Образовательные: выяснить, что дети знают о космосе, названия планет; закрепить активный и пассивный словарь по теме «Космос».Развивающие: развивать зрительную память, внимание, аккуратнос...
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН – КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ФЭМП Тема: «Путешествие в космос»
laquo;К.Э. Циолковский и С.П. Королев: полететь к другим планетам»....