Представление инновационного опыта. Тема: "Веселые ладошки"
опыты и эксперименты (младшая, средняя группа) на тему

Хайдарова Рева Мягзумовна

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.  Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта. Теоретическая база опыта. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Анализ результативности. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Адресные рекомендации по использованию опыта.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_innovatsionnogo_opyta_1.docx37.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Хайдаровой Ревы Мягзумовны,

учителя-дефектолога

 муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 91 компенсирующего  вида» г.о. Саранск

Тема: «Веселые ладошки»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Актуальность и перспективность исследования.Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.Вопрос развития мелкой моторики детей с ограниченными возможностями  (ОВЗ) довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.                 

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлено возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого         раннего         возраста.

Актуальность и перспективность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.Проблема развития детей через тренировку мелкой моторики рук получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (И.А. Ермакова, А.Е. Белая, В. А. Сухомлинский, И.П.Павлов, Петерси М., Грилор М и др.) Все вышесказанное дает основание считать проблему развития мелкой моторики ребенка  дошкольного возраста  с интеллектуальной недостаточностью одной из актуальных.Объект исследования: процесс развития мелкой моторики ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта.Предмет исследования: развитие ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта  посредством развития мелкой моторики рук.Цель исследования: разработать систему педагогической работы по развитию мелкой моторики рук ребенка с нарушением интеллекта  средствами  пальчиковых, дидактических игр и упражнений.

Задачи исследования:

1.Изучить литературу по проблеме исследования.

2.Выявить уровень развития мелкой моторики дошкольников.

3.Разработать  систему  занятий  с  использованием  пальчиковых, дидактических игр и упражнений, направленных на развитие  мелкой моторики дошкольников.

4.Проверить эффективность экспериментального обучения.

Гипотеза исследования: крайне низкое развитие пальчиковой моторики ребенка с нарушением интеллекта в дошкольном возрасте, связанное с органическим поражением головного мозга, можно развить, благодаря проведению целенаправленной коррекционной педагогической работы, которая представлена системой занятий, основанных на использовании пальчиковых, дидактических игр и упражнений.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования; обучающие методики. Значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса состоит в разработке системы педагогической работы по  развитию мелкой моторики дошкольников с ОВЗ с использованием пальчиковых, дидактических игр и упражнений, которые могут применяться в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Важным условием результативного использования пальчиковых, дидактических игр и упражнений является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Перед педагогами,  работающими с детьми с ОВЗ, стоят такие задачи: обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания; формирование навыков работы в продуктивной деятельности (конструирование, рисование, лепка, аппликация), подготовка руки ребенка к письму.Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы и методы, одним из которых и являются пальчиковые, дидактические игры и упражнения.

В наш детский сад приходят  дети “домашние”, у них не  сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка, особенно ребенка с ОВЗ, в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях.

Теоретическая база опыта.

  1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
  2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
  3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По мнению М.М. Кольцовой, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.                                                                                  

По наблюдениям исследователей (С.А. Миронова, Е.П. Пименова, М.С. Рузина, И. Светлова, С.В.Соковых, О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, С.А. Шанина),

 развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. По мнению И.П.Павлова: «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В начале работы было проведено диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностика была проведена по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики»,

2. сжимание и разжимание кулачков,

3. потирание кулачков,

4. сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня:

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная   диагностика развития мелкой моторики показала, что 82% вновь пришедших детей имеют низкий уровень, а 18% -  средний.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель работы: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие точности и координации движений, ритмичности и гибкости рук;
  • Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • Формирование и развитие фонематического восприятия у детей с нарушениями речи;
  • Развитие умения действовать по словесным инструкциям педагога;
  • Совершенствование движений рук;
  • Развитие психических процессов.

Для успешного решения этих задач была подобрана и изучена методическая литература, на основе которой был разработан:

  • перспективный план по развитию мелкой моторики
  • предметно – развивающая среда нестандартными дидактическими материалами,
  • картотека пальчиковых и дидактических  игр.

Работа организуется через совместную и индивидуальную работу с детьми.Работа с детьми проводится по следующим направлениям:

  1. пальчиковые игры,
  2. игры с предметами,
  3. дидактические игры.

 Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Например: «Моя семья», «Капуста», «Сорока – сорока», «Пальчики здороваются», «Пальчики в лесу» и др.

Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пуговицами, бумагой, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, а так же упражнения в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Множество игр для развития мелкой моторики рук можно провести, используя самые разнообразные предметы, а также специальные игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, – бусы и шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях и кнопках и др. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук, – пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок) и др.

 «Пирамидки»

Многообразие их видов, форм, конфигураций, усложняющих элементов, позволяет буквально каждый раз давать новое задание. И дети не теряют к ним интереса.

 «Игры с кубиками»

1. Перед ребёнком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребёнок должен самостоятельно поставить один кубик на другой кубик, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик. 

2. Научить ребёнка по образцу выполнять простейшие операции со строительным материалом: «Дорожка», «Заборчик», «Столик», «Ворота» и др.

«Игры с пробками от бутылок»

Открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, бутылок. В таких играх развиваются соотносящие действия рук. Необходимо подобрать разнообразные коробки, бутылки с крышками, спичечные коробки. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала можно предложить ребенку открывать коробки и бутылки, затем закрывать (что сложнее). Чтобы малышу было интереснее играть, можно прятать внутрь интересные предметы.

«Конструктор»

 Занятия с конструкторами очень благотворно влияют на развитие рук ребенка. Желательно приобрести для малыша несколько разных видов конструкторов (чтобы принцип соединения деталей был различным).

«Пазлы»

 В таких играх необходимо плотно соединять детали друг с другом, что требует определенного уровня развития ловкости рук, тонких движений пальцев.

«Мозаика»

Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

«Упражнения с мячами»

  • Учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
  • Катать мяч по часовой стрелке;
  • Держать одной рукой-другой рукой выполнять ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.

«Игры-шнуровки»

 Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук,  пространственное ориентирование, усидчивость;  игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений.

Задания могут быть различные, например:

  • Протянуть шнурок последовательно через все отверстия.
  • Протянуть шнурок, пропуская 1, 2 дырочку.
  • Выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.
  • Завязать узел, бант и т. д.

Выполнению этих заданий предшествует объяснение и показ.

«Игры со счетными палочками, спичками»
Выкладывать фигуры из палочек - развивается тонкие дифференцированные движения пальцев, развитие соотносящих движений рук. Ребенку предлагают выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, прямоугольник, треугольник, домик, грибок, елочку, лесенку и др.

«Игры с прищепками»

Развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:

1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно).

2. Развешивание  кукольной одежды после стирки и закрепление  их прищепками.

3. Отстегивать и пристегивать прищепки.

4. Также можно изготовить простые игрушки для занятий с прищепками: если прикрепить прищепки к желтому картонному кругу, то получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине. Помните, что научиться отстегивать прищепки легче, чем пристегивать.

«Игры с бусинками»:

Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Бусины можно сортировать, либо составлять бусы по размеру, цвету, форме.

«Игры с сыпучими материалами»

1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месит тесто.

2. Перебирание гороха и фасоля указательным пальцем.

3. Рисование по крупе.

4. В «сухой бассейн» помещаем  горох или бобы. Ребенок запускает в него руку и старается найти игрушку.

5. Пересыпать сыпучие материалы  при помощи ложки, совка, воронки. Учим пересыпать сыпучие вещества (крупы, горох, песок) из одной емкости в другую.

«Игры с пуговицами»

Расстегивать и застегивать липучки, пуговицы и кнопки, крючки, молнии - развивает тонкие движения пальцев рук, дифференцирование движений пальцев рук. Перечисленные навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с пуговицами – пуговичный массаж:

  • Заполнить просторную коробку пуговицами.
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, гладкую и пр.

«Игры с бумагой»

1. Мять бумагу - развивается сила рук.  Ребенку предлагают смять в комки листы бумаги или старые газеты.

2. Рвать бумагу - развивается соотносящие движения рук, развитие хватания.  Ребенку предлагают разорвать на кусочки или полосы листы бумаги.

Дидактические игры:

Детям очень нравится показывать на пальцах сказки. Например: «Курочка Ряба»

Педагог проговаривает текст и показывает движения, дети повторяют вместе с ним.

Жили-были дед (Обводят двумя руками сверху вниз воображаемую бороду).

И баба (Изображают, как завязывают под подбородком уголки платка).

И была у них курочка Ряба. (Стучат указательным пальцем по столу (колену).

Снесла курочка яичко

-упражнение "Колечки" (Подушечками больших пальцев прикасаются к подушечкам остальных пальцев).

Да не простое, а золотое.

Дед бил, бил - не разбил.

"Молоточки" (Ритмично с чередованием постукивают кулачком одной руки по ладони другой).

Баба била, била - не разбила.

"Молоточки"

Мышка бежала

"Волны" (Шевелят прямыми пальцамибез напряжения).

Хвостиком махнула

"Лучики" - напрягают выпрямленные пальцы.

- яичко упало и разбилось (Роняют расслабленные руки на колени).

Дед плачет (Закрывают лицо руками).

Баба плачет (Закрывают лицо руками).

А курочка кудахчет:"Не плачь, дед, не плачь баба, я снесу вам яичко

"Колечки"

другое, не золотое, а простое.

3.Итог занятия.

- Вам понравилось показывать сказку?

- А как мы ее показывали? Пальчиками.

- Какие герои у нас побывали в гостях?

Анализ результативности.

Проведённая  работа подтвердила актуальность проблемы,  позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

Постоянно занимаясь с детьми пальчиковой гимнастикой, мы убедились, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогли добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы  пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.  Данная система показывает, что целенаправленная работа по формированию активной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через тренировку пальцев рук (мелкая моторика) дает хорошие результаты.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Дошкольное детство – это период формирования познавательной деятельности ребенка, накопления знаний и умений в познании окружающего мира.Всем известно, что игра, являясь простым и близким ребенку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями и навыками. Но в работе с детьми с ОВЗ педагог сталкивается с трудностями при обучении детей простейшим игровым навыкам, желании играть и проблемами в восприятии игрового материала. В силу своих психофизических особенностей ребенок с ОВЗ не может сконцентрировать свое внимание на задании, запомнить необходимый материал, осмыслить предложенное задание, применить свои знания, а иногда просто понять словесную инструкцию.  Педагог делает все, чтобы разбудить в ребенке те скрытые возможности, которыми он обладает. Необходимо выбирать методы и формы обучения наиболее приближенные к естественной детской среде.

 У педагога есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого ему необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда  личность ребенка проявится во всех направлениях деятельности.

С целью познавательного развития педагогу необходимо:

• создавать как на занятии, так и в свободной деятельности атмосферу доброжелательности;

• использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к деятельности;

• направлять познавательный процесс на достижение конечного результата;

• осуществлять индивидуализацию и дифференциацию коррекционно-развивающего процесса;

избегать перегрузки дошкольников;

• принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;

• создавать условия для развития детей с нарушением интеллекта, усвоения ими способов решения своих проблем.

А трудность опыта  в том и состоит, что педагог должен учитывать все условия непременно, и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Проведённая  работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

 Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.                                                          

 Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет к себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное». Поэтому нужно стараться предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он сделал что-то сам, учить тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.                                          

В результате проделанной работы, можно придти к заключению, что целенаправленная, систематическая, планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это готовит его к успешному обучению в школе.

В дальнейшем следует продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. Опыт работы по данному направлению перенимается педагогами МДОУ «Детский сад №91 компенсирующего вида». Своим педагогическим опытом охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уроне ДОУ, города, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые занятия, мастер-классы, посещаю открытые мероприятия коллег. Разработки и презентации занятий выкладываю в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"

Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта старшего воспитателя МБДОУ Д/с № 102 «Подснежник» Степановой О.И. Тема инновационного опыта: Проектная деятельность в детском саду

Актуальность и перспективность опытаВсесторонне развитый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт  реализации собственных замыслов. Уникальность каждого человека,...

Представление инновационного педагогического опыта

Представление  инновационного педагогического опыта...

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"

Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...

Инновационное представление педагогического опыта Трифоновой Татьяны Владимировны

Тема опыта: «Устное народное творчество в развитии речи дошкольников»  Актуальность и перспективность  опыта        Проблема, связанная с развитием ре...

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"

Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....