Влияние танцетерапии на эмоциональное состояние детей 5-7 лет в условиях ДОУ
консультация (средняя, старшая группа) на тему

Коробкова Ирина Геннадьевна

В сообщении говорится о влиянии танцев на эмоциональное состояние детей 5-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №100»

СООБЩЕНИЕ

на тему

Влияние танцетерапии на эмоциональное состояние детей 5-7 лет в условиях ДОУ

Подготовил:

Музыкальный руководитель

Коробкова И.Г.

г. Дзержинск, Нижегородская обл.

 

Всем известна давняя истина о том, что музыка обладает удивительной силой в жизни людей. Она сопровождает человека с первых дней его жизни. Помогает ему в трудные минуты сосредоточиться, успокоиться, настроиться на «нужный лад». Музыка – источник гармонии в мире, и она многогранна, так как реализуется в песне, исполнительстве, слушании и танце.

Танец – универсальная грань музыки, в которой человек слушает, сопереживает, двигается и  пропевает мелодию внутри себя. Занимаясь танцами, музыка одновременно затрагивает все функции нашего сознания и благотворно влияет на него.  «Наблюдения влияния танцевальных движений на организм человека привели к тому, что в педагогике, психологии и медицине появилось новое понятие – «танцетерапия». Оно отделилось из общей музыкотерапии и стало самостоятельным направлением в решении эмоциональных и физических проблем здоровья» [4; 112].    «Танцетерапия – это оздоровление человека средствами танцевального искусства» [1; 49].  В связи с этим сегодня значительно возрос интерес к танцевальной терапии не только у хореографов, но и медиков, музыкантов, воспитателей и учителей, специалистов по физической культуре.

Все это позволяет судить о том, что танцетерапия привлекает к себе внимание многих ученых и педагогов, которые тщательно стремятся раскрыть сущность целительной силы танца и создают индивидуальные методики.

Таким образом, выбранная мною тема «Влияние танцетерапии на эмоциональное состояние детей 5-7 лет в условиях  ДОУ» является актуальной и представляет интерес в современном мире, в котором дети уже с ранних лет подвержены каким-либо заболеваниям.

Цель данной работы поделиться опытом в решении проблем  мышечной закрепощенности, а также психоэмоционального напряжения средствами танцевальной терапии у детей 5-7 лет на музыкальных занятиях в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ.)

Научная литература, на которой основывается теоретическая часть работы – это труды Э. Гренлюнд, Е. Черемновой, Д. Ходорова, которые тщательно занимаются изучением танцевальной терапии и влиянием правильно подобранного музыкального материала на здоровье человека.

Методы исследования были подобраны в соответствии с целью и спецификой настоящего исследования и относятся к хореографическим и психолого-педагогическим методам, а именно – непосредственный показ,  словесное повествование, двигательные упражнения, психогимнастика, а также  импровизация, игра и релаксация.

Современные дети очень подвижны, остроумны, но одновременно порой сильно зажаты и закомплексованы. Им так хочется быть лучшими, первыми, чтобы у них все получалось. Но, к сожалению, не у всех это выходит. Прежде всего, это связано с тем, что они испытывают сложности в общении со сверстниками, связанные с их эмоциональными переживаниями, страхами, а также проблемами физического здоровья. Это заставляет задуматься, насторожиться и побуждает искать способы решения данной проблемы, ее коррекцию. 

При обобщении опыта работы, была замечена следующая тенденция. Дошкольники от 2 до 4 лет очень открыты, внимательны. Они с интересом следят за происходящим, хорошо воспринимают любую информацию, которую им предоставляют педагоги ДОУ. В этом возрасте дети непосредственны и любознательны. Но к четырем и более годам воспитанники становятся более активными, у некоторых из них проявляется гиперактивность, которая отвлекает всех окружающих и мешает жить самому ребёнку. У других детей проявляются рассеянность и невнимательность, страхи; третьи – с трудом выполняют программные упражнения, вызванные плоскостопием, вальгусной деформацией и задержкой психического развития. 

Эти проблемы побудили меня больше и чаще использовать в своей работе здоровье сберегающие технологии такие как:

  • «логопение – разработанные музыкальные попевки и упражнения, которые не только формируют координацию голоса и слуха, но и положительно влияют на постановку звуков в речи у детей» [3; 202];
  • физкультминутки, сказки - шумелки, музыкальные пальчиковые игры и релаксационные игры по программе Железновых;
  • песни-игры для ног, рук и глаз, а также музыкальные массажи;
  • музыкотерапия по произведениям классиков;
  • танцетерапия (как классическая, так и эстрадная).

Данные технологии позволяют разнообразить стандартные музыкальные занятия, т.к. весь материал очень интересный и занимательный. Дети с радостью стали выполнять все упражнения, но наибольший успех был выражен именно в танце. Наиболее активное внедрение танцевальной терапии началось  в рамках кружковой работы по танцевальному творчеству «Солнечные лучики», программа которого построена поэтапно и рассчитана на три года обучения (с 4 до 7 лет).

Первым этапом стало вовлечение в образовательный процесс танцевальных релаксирующих упражнений. Они представляют собой «определенные музыкальные произведения, подобранные исходя из эмоциональных проблем воспитанников  с продуманными хореографическими  движениями и текстом» [5; 102].  Дети полюбили данный вид психоэмоциональной разгрузки, благодаря которому стали спокойнее и доброжелательнее. Сгладились проблемы чрезмерной активности, что позволило достичь положительного психологического комфорта на занятиях.

Таким образом, положительный настрой детей к занятиям с использованием релаксирующих танцевальных упражнений возрастает с каждым годом и приближается к максимальной отметке, что доказывает эффективность этих заданий.

Второй этап – использование на занятиях с детьми танцевальных импровизаций, где ребенок смог полностью выразиться так, как ему этого хотелось.

Танцевальная импровизация делится на свободную и тематическую. Свободная импровизация нашла большой отклик среди дошкольников. «Свободные импровизации – произвольное выражение себя под песни современных детских композиторов» [2; 232]. В прямом смысле слово данный вид танцетерапии можно охарактеризовать как «кривляние». Но это не простое «кривляние», а эмоциональное, образное, красивое и пластичное. Каждый ребенок стремился проявить то, на что он способен, и одновременно с этим выплеснуть негативные эмоции, получив поток положительных. Эстрадного «кривляния» дети достигли быстро и легко.

Далее началось знакомство с тематическими импровизациями, которые оказались несколько сложнее. В них нужно было верно передать образ определенного героя или явления природы под музыку композиторов-классиков.  Т.е. прежде чем начать свое выступление, детям необходимо было представить данного героя, обговорить с педагогом и сверстниками какие у него могут быть движения, жесты, мимика, и только после этого попробовать продемонстрировать. Воспитанники активно фантазировали и справлялись с этим заданием.

В результате танцевальных импровизаций дети обрели уверенность в себе, свои силы, стали доброжелательнее к окружающим, узнали о возможностях друг друга. Научились поддерживать друг друга и радоваться за чужие успехи, что очень важно для их дальнейшей социализации. По завершению второго этапа внедрения танцетерапии с детьми была проведена игра на тему «Что мне нравится в танцевальной импровизации». Результатами стали разнообразные ответы детей:  «Можно побаловаться под музыку и не будут ругать», «Мне нравится, что у меня красиво получается изображать лебедя, медведя…», «Я очень люблю танцевать, а раньше не любил»  и др.

Ответ про баловство был самым распространенным и составил 76% всех ответов. Это говорит о том, что большинство детей научились и любят расслабляться во время образовательного процесса. Самое главное – «кривляния» помогли забыть страхи, переживания и научили красиво передавать танцевальные движения. Дети не баловались, а учились владеть своими мыслями, жестами и настроением, сами этого не замечая.

Все выше перечисленное подвело нас к третьему этапу – танцевальные сказки. «Танцевальные сказки – форма танцетерапии, где средствами танца дети разыгрывают небольшие сказки» [3; 256]. Здесь много ролей и каждая отличается от других. В сказке в полной мере раскрывается импровизация, о которой говорилось прежде. Отличие лишь в том, что в свободных и тематических импровизациях все дети одновременно или по очереди изображали один и тот же образ. А в сказках у каждого ребенка своя роль. Дети благополучно реализовали себя и в этом направлении.

Диаграмма 1.

Результаты разыгрывания детьми танцевальных сказок

http://mosi.ru/sites/default/files/conf/26022015/3.jpg

C:\DOCUME~1\Igorek\LOCALS~1\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image002.png

Конечно, у одних это получилось лучше, у кого-то немного хуже. Но в целом, справились все воспитанники.

Таким образом, можно подвести итог, что метод танцетерапии научил детей не только красиво выражать себя в танце, но, прежде всего, благополучно отразился на их эмоциональном состоянии, помог преодолеть какие-либо ограничения здоровья, позволил снять мышечное напряжение и поспособствовал всестороннему развитию гармоничной личности ребенка.

 

Литература:

  1. Андреева, Ю. Танцетерапия / Ю. Андреева. – М.: Диля, 2010. – 256 с.
  2. Гренлюнд, Э., Оганесян, Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика /  Э. Гренлюнд,  Н.  Оганесян. – СПб.: Речь, 2011. – 296 с.
  3. Милютина, Е. А.  Логопедическое пение. Теория и методика / Е. А.  Милютина. –  М.: Институт практической психологии, 2009. – 304 с.
  4. Ходоров, Д. Танцевальная психотерапия и глубинная психология. Движущее воображение / Д. Ходоров. – М.: Когито-Центр, 2013. – 350 с.
  5. Черемнова, Е. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики / Е. Черемнова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 144 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние эмоций и эмоциональных состояний на развитие и обучение детей

В статье говорится об эмоциональной сфере детей, раскрывается понятие эмоций, как особого класса психических процессов и состояний, а также рассматривается их влияние на развитие и обучение детей...

Консультация «Влияние педагогического общения на эмоциональное состояние детей»

Развитие эмоционально-волевой сферы –один из важных аспектов воспитания ребенка.Игры на развитие эмоционально- волевой сферы помогут ребенку научиться контролировать свои эмоции....

«Влияние телевидения на эмоциональное состояние детей с ОВЗ»

В статье говорится о позитивном и негативном влиянии телевидения на эмоциональное состояние детей, в частности, детей с ОВЗ....

Положительное влияние музыки на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста

Музыка играет важную роль во воспитании детей, особенно в дошкольном возрасте. Ее воздействие на эмоциональное состояние детей является значительным и оказывает положительное влияние на их развитие. В...