Гиперактивные дети в детском саду. Консультация для воспитателей.
консультация на тему

Арябинская Мария Ивановна

В консультации освещены методы и приемы работы воспитателей с гиперактивными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Характер ребенка.19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №16 города Белореченска

Муниципального образования Белореченский район

Гиперактивные дети

в детском саду.

Консультация для родителей    

Педагог-психолог Арябинская М.И.

2017г.

Гиперактивные дети в детском саду.

          В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

      С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав  задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя – он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.

     Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель или учитель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие вызывают многочисленные конфликт в детском коллективе.

      Гиперактивное поведение начинает появляться в большинстве случаев после четырех лет и продолжается до подроскового возраста. Однако и некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять черты гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость.

       Наиболее сложный период жизни гиперактивных детей связан с поступлением в школу. Несмотря на то, что после семи лет дети становятся более усидчивыми, проблемы продолжаются, и на первый план выступает так называемый «дефицит внимания». Учащимся с гиперактивностью трудно сосредоточить внимание и удержать его на чем то одном, трудно запоминать и выполнять инструкции учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

        В течение нескольких десятилетий и в нашей стране и за рубежом проводились биохимические иследования работы мозга таких детей в результате которых было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, то есть в тех областях, которые ответственны за контроль поведения. Таким образом, не следует обвинять ребенка в отсутствии желания или волевых усилий («может, но не хочет!»), необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением и воспитанием, являются результатом измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может»)

        В отечественной медицине детям с недостаточной зрелостью отдельных зон головного мозга ставят диагноз «минимальная мозговая дисфункция (ММД) и связывают ее с определенными «вредностями», переживаемыми плодом во время беременности матери и родов. Дети с ММД оказываются менее стрессоустойчивыми, у них снижена умственная работоспособность, наблюдаются моторная неловкость, повышенная утомляемость, излишняя чувствительность у мальчиков может отмечаться гиперактивность, агрессивность, упрямство.

       Наблюдения ученых показали, что ММД чаще сопровождается снижением внимания и умственной работоспособности и только некоторым детям присуще гиперактивность. Однако гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. Специалисты в таких случаях ставят диагноз « синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).

         Какую помощь могут оказать психологи при выявлении у детей нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью?

         Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвезти ребенка на консультацию к психоневрологу для постановки точного диагноза разграничения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с рядом состояний и заболеваний, при которых наблюдаются сходные внешние проявления.

         Во-вторых, следует объяснить педагогам что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой» просто труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивным ребенком педагог должен стараться соблюдать следующие правила:

  • Не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • При необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голов, прижмите к себе;
  • Во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
  • В середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите протереть доску и тому подобное;
  • Хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца

       При проведении встреч с родителями детей, страдающих СДВГ, психологу следует популярно описать причины и признаки синдрома, убедить родителей в том, что только упорные, последовательные и специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния. Можно предложить родителям ознакомиться со списком признаков СДВГ и отметить те из них, которые проявляются в поведении ребенка. Это поможет родителям понять, что они не одиноки в своей «борьбе» , что у них особенные  - активные, любознательные, творческие – дети, которым надо помочь овладеть собственным поведением.

      Необходимо настроить родителей на длительную работу с ребенком, иногда до подросткового возраста, Дать каждому «Рекомендации для родителей гиперактивных детей» и убедить, что последовательное и спокойное приучение ребенка к внимательной работе, к сдерживанию своих импульсивных желаний и реакций является основной лечебно-воспитательной задачей, которая в конечном итоге приведет к успеху.

       В арсенале как психологов, так и воспитателей, должно быть достаточно игр, но особенно игр, направленных на развитие произвольных процессов и внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация закаливания детей в детском саду». Консультация для воспитателей.

Закаление - одна из важнейших тем оздоравления. Здесь описаны самые простые методы осуществления данного вида ЗОЖ....

Адаптация детей к детскому саду. Консультация для родителей

Начало посещения детского сада - это серьезное испытание для ребенка раннего возраста. Выполняя несложные рекомендации, которые приведены в данной консультации, родители помогут своему ребенку быстро ...

О здоровом образе жизни детей в детском саду. Консультация для родителей.

Слова «здоровый образ жизни» у всех на слуху. А что это такое? Ученые пишут, что здоровый образ жизни – это активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Сама по себ...

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ.КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии дл...

«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...

Адаптация детей к детскому саду. Консультация для родителей по созданию благоприятных условий для её протекания.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинс...