Методическое руководство по театрализованной деятельности детей в детском саду.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме
Материал направлен на развитие творческих способностей у детей, умение взаимодейстовать друг с другом, оценивать свои поступки и поступки других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_rukovodstvo_teatr.docx | 55.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска»
Театрализованная деятельность в детском саду
Авторские разработки воспитателя:
Паровой Надежды Леонидовны
Пояснительная записка
«Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, без этого он засушенный цветок» В. Сухомлинский |
Древняя притча гласит: «Странники увидели пастуха, за которым шло большое стадо. Они спросили его, как ему удаётся управлять таким большим стадом? Пастух ответил: «Просто я живу с ними, люблю их, и они чувствуют, что за мной идти безопасно».
Так же и дети всегда чувствуют, кто их любит и живёт вместе с ними их жизнью, с кем не только безопасно, но и интересно. Ведь, только через нас, взрослых дети учатся видеть, слышать, чувствовать и понимать разнообразие и богатство тех ощущений, которые даёт окружающий мир. Одним наиболее ярким эмоциональным средством - является театрализованная деятельность, которая способствует развитию творческой гармоничной личности ребёнка. В процессе театрализованной деятельности у детей формируется навык общения с взрослыми и сверстниками. Приобретается опыт сотрудничества и партнёрства и готовность к совместной деятельности.
Через театрализованную деятельность дети познают окружающий мир, погружаясь в различные ситуации, принимая на себя облик разных героев, что способствует развитию социальной, эмоциональной отзывчивости и умению сопереживать. Перевоплощаясь в сказочного персонажа, дети учатся действовать, как его герой, мыслить логически, быть наблюдательным и внимательным. Часто это приводит к тому, что у детей непроизвольно возникает осознанность поведения не только героя, но и своего.
Игры в театр так же помогают развивать у детей познавательную мотивацию, любознательность, творческую активность, воображение, происходит обогащение активного словаря, развитие всех видов речи, интонационной выразительности.
Театрализованная деятельность не только создаёт атмосферу праздника, позволяющую раскрыть творческие способности детей, но и побуждает их активно двигаться. Движение, как известно, является биологической потребностью детей дошкольного возраста.
Цель: Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Образовательные: - Познакомить детей с разными видами театра.
- Дать представление о людях, работающих в театре: актёр, режиссер, костюмер, гримёр, художник.
- Совершенствовать разные виды речи: диалог, монолог.
- Активизировать образное восприятие детей.
- Формировать культуру речи сценического мастерства.
Развивающие: - Развивать воображение, фантазию, мимические и пантомимические умения, интонационную выразительность речи.
- Способствовать развитию умения создавать сценический образ, импровизировать.
Воспитательные: - Создать условия для коллективного взаимодействия.
- Развивать умение сопереживать, сочувствовать.
- Способствовать развитию чувства ответственности.
Перспективное планирование на год по театрально – игровой деятельности детей старшей группы.
Сентябрь
Тема | Цель и задачи | Основные | Литература |
| Цель: Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. |
Игровое творчество. | М. Д. Маханёва, стр. 76, «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» |
| Цель: Активизирование речевых высказываний детей. | К. И. Чуковский «Чудо – дерево». | |
| Цель: Формирование у детей интереса к произведениям К. И. Чуковского. | «Мой мир», стр. 33, | |
| Цель: Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнёра. | Т. И. Петрова, стр. 74 №6, |
Октябрь
Тема | Цель и задачи | Основные | Литература |
| Цель: Ознакомление с деятельностью людей, работающих в театре. | Игровое творчество. | М. Д. Маханёва, стр. 78. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» |
| Цель: «Ознакомление со словом «ничевоки» | Т. И. Петрова, стр. 75 №7 | |
| Цель: «Создание атмосферы добра и доверия» | Т. И. Петрова, стр. 76 №8 | |
| Цель: Формирование навыков диалогической речи. | К. И. Чуковский «Краденое солнце» |
Ноябрь
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Литература |
| Цель: Формирование навыка коллективного действия на сцене. | Игровое творчество. | Т. И. Петрова, стр. 82 №11 |
| Цель: Формирование задатков актёрского мастерства. | Т. И. Петрова, стр. 47 | |
| Цель: Развитие интонационной выразительности речи. | Т. И. Петрова, стр. 47,48 | |
| Цель: Совершенствование выразительности речи и пантомимических навыков. | Т. И. Петрова, стр. 83-85, № 12, 13 |
Декабрь
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Литература и оборудование |
| Цель: Формирование нравственных качеств. | Игры – драматизации. | Театральные куклы. Сценки детей в парах. |
| Цель: Закрепление знаний детей о сказках. | Русская народная сказка «Колобок» - драматизация. Элементы костюмов, декорация к сказке. | |
| Цель: Развитие воображение и творческих способностей. | «Волшебный « сундучок с персонажами из сказки «Пых». | |
| Цель: Развитие у детей актёрских способностей и воображения. | «Удивительные истории» из программы «Детство» стр. 83. Русская народная сказка «Три медведя». Упражнение: «Я превращаюсь…» |
Январь
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
| Цель: Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них. | Игра – импровизация. | Т. И. Петрова, стр. 91, №17 |
| Цель: Формирование связной речи. | Загадки, стихи о диких животных. Упражнение «Снежный ком». | |
| Цель: Развитие эмоционального комфорта и состояния у детей. | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | |
| Цель: Развитие творческих задатков и актёрского мастерства. | Стихотворение А. Роговина «Шёл я как то через мост». Имитация моста, игрушка вороны. |
Февраль
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
| Цель: Формирование умения подбора рифмы к словам. | Игры – драматизации | М. Д. Маханёва, стр. 91. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» |
| Цель: Закрепление знаний у детей о семье, как о дружном, любящем коллективе. | «Мой мир», стр. 42 . | |
| Цель: Воспитание у детей чувства дружбы, взаимопонимания и помощи. | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» | |
| Цель: Формирование интонационной выразительности речи. | М. Д. Маханёва, стр. 90. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» |
Март
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
| Цель: Формирование навыка речевого общения, развитие детского творчества. | Инсценировка. | Русская народная сказка «Гуси – лебеди». Элементы костюма Бабы Яги. |
| Цель: Развитие актёрского мастерства. | Стихотворение В. Антоновой «Зайки серые сидят» | |
| Цель: Закрепление полученных знаний и умений детей. | Серия картин, иллюстраций к русским народным сказкам. Декорации. | |
| Цель: Совершенствование умения самостоятельно действовать согласно словам текста. | Элементы театральных костюмов. Декорация дерева. |
Апрель
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
| Цель: Ознакомление детей с театром кукол. | Этюды с перчаточными куклами. | И. Б. Ярославцева |
| Цель: Формирование навыков работы с куклой. | Перчаточные куклы, ширма. | |
| Цель: Совершенствование приёмов кукловождения. | Перчаточные куклы, ширма. Упражнение – игра на ведение диалога «Шла коза по лесу» | |
| Цель: Закрепление полученных навыков работы с перчаточными куклами. | Перчаточные куклы, ширма, декорации. |
Май
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
| Цель: Формирование нравственных качеств: умения сопереживать, желание помочь. | Этюды с куклами театральными | Журнал «Детский сад со всех сторон» №29 –20 01 г. Стр. 7. |
| Цель: Развитие у детей воображение, навыков фантазирования. | Журнал «Детский сад со всех сторон» №29 –20 01 г. Стр. 10. | |
| Цель: Закрепление полученных знаний и умений детей. | Театральные куклы, ширма, декорации. Упражнение «Кто у нас хороший?» | |
| Цель: Создание праздничного настроения. | Свободный выбор детей. |
Перспективное планирование на год
по театрально – игровой деятельности
детей подготовительной к школе группы.
Сентябрь
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
1. «Старых мы друзей встречаем и в театр приглашаем» | Цель: Расширение знаний детей о театре. | Игровое творчество. | Г. Н. Жучкова , стр. 16 «Нравственные беседы с детьми» .Упражнение «Где мы были, мы не скажем…». Игра: «Оправдай свою позу» |
2. «Вместе весело учиться, вместе весело играть» | Цель: Ознакомление детей с профессиями людей работающих в театре. | Г. Н. Жучкова, стр. 25 Упражнение «Учимся понимать друг друга без слов». Русская народная сказка «Теремок» | |
3. «Мы в театр поиграем, много нового узнаем» | Цель: Формирование и развитие у детей актёрских навыков | Русские народные сказки по выбору детей. Г. Н. Жучкова, стр.8. Упражнение: «Покажи, что умеют твои руки, ноги». Игра «Как живёте?» | |
4. «Что такое настроение?» | Цель: Определение эмоционального состояния по графическому изображению. | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» - настольный театр. Карточки с пиктограммами разных эмоций. |
Октябрь
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
5. «Путешествие на голубую планету» | Цель: Формирование умения выражать свои эмоции. | Игровое творчество | Упражнения: «Жил – был охотник», «Дружная группа», «Расколдуй волшебный камень», камень на каждого ребёнка, карточки с разными сказочными героями. |
6. «Сказки разные мы знаем, в них сейчас мы поиграем» | Цель: Формирование актёрских навыков, умения двигаться по сцене. | Английская сказка «Три поросёнка», декорации, элементы костюмов. | |
7. «Выступаем от души, сказку новую смотри» | Цель: Формирование эмоционального раскрепощения, умения владеть своим телом. | Сказка Ш. Перо «Красная шапочка», декорации, элементы театральных костюмов. Г. Н. Жучков астр. 35. | |
8. «В сказку новую играем, голос дружно изменяем» | Цель: Развитие интонационной выразительности речи. | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят», элементы костюмов, декорации. Г. Н. Жучкова стр. 18. |
Ноябрь
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
9. «Лес волшебный не шуми, домой Алёнушку верни» | Цель: Формирование актёрского мастерства. | Игры – драматизации | Русская народная сказка «Алёнушка и лиса». |
10. «Бабушка – загадушка» | Цель: Закрепление умения самостоятельно делиться на компании и работать сообща. | «Волшебный» сундучок с загадками и картинками – отгадками. Элементы костюмов, атрибутика театральная. | |
11. «Секрет бабушки – загадушки» | Цель: Формирование эмоциональной образной речи детей. | М. Д. Маханёва «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» стр. 91. | |
12. «То ли было, то ли нет – это наш большой секрет» | Цель: Развитие творческого воображения. | Русские народные сказки по выбору детей. Игра на воображение и выражение эмоций «Что такое? Что случилось?..» |
Декабрь
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
13. «Что бы это значило?» | Цель: Формирование актёрских навыков. | Игра – драматизация | Серия иллюстраций «Как медведь рыбу ловил» и «Дед и два медвежонка» Элементы театральных костюмов. |
14. «Оживи и озвучь сказочную картинку» | Цель: «Совершенствование речевой активности и развития воображения. | Иллюстрации к русским народным сказкам: «Маша и медведь», Серый волк и лиса», «Лиса и заяц». Элементы костюмов, декорации. | |
15. «Знакомство с Крайним севером» | Цель: Ознакомление с Крайним севером. | Фотоальбом о быте и одежде народов Севера. Картина, макет стойбища. | |
16. «Знакомство с нанайской сказкой «Айога» | Цель: Развитие познавательного интереса к сказкам северных народов. | Чтение сказок Севера. Национальные народные игры: «Хейро» (солнце), «Льдинки, ветер и мороз» и другие. Рассматривание одежды – кухлянка, парка. |
Январь
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
17. «Чем порадовал вас Новый год?» | Цель: Закрепление навыков общения в компаниях. | Этюды с театральными куклами | Свободный выбор детей |
18. «Куклы в домике живут и ребяток в гости ждут» | Цель: Ознакомление детей с театральными перчаточными куклами. | Театральная кукла на каждого ребёнка, ширма. Упражнения на гибкость кисти руки: танцевальные движения рук под музыку. | |
19. «В руки куклу я возьму, разговор с ней заведу» | Цель: Расширение практических умений детей по работе с перчаточной куклой» | Ряд упражнений по знакомству с техникой кукловождения. Театральные куклы на всех детей. | |
20. «SOS, SOS… помогите. сказку срочно покажите» | Цель: Создание эмоционального комфорта и условий для свободного творчества. |
Февраль
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
21. «В мире добрых и вежливых слов» | Цель: Развитие связной речи посредством театральных этюдов. | Этюды с куклами | С. О. Николаева, стр.37 «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками». |
22. «Долг платежом красен» | Цель: Совершенствование техники по работе с театральными куклами. | С. О. Николаева, стр.39 «Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками». | |
23. «Умеешь ли ты дружить?» | Цель: Формирование у детей навыков взаимодействия друг с другом. | С. О. Николаева, стр. 41. Игра «Добрые тучки». Театральные куклы, декорации. | |
24. «Какие чувства мешают дружить?» | Цель: Закрепление нравственных качеств по отношению друг к другу. | Газета «Детский сад со всех сторон» №29, стр. 5, 2001 г. |
Март
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
25. «Что такое милосердие?» | Цель: Формирование чувства милосердия ко всему живому. | Основы кукольного театра | «Мой мир» стр. 49. Игра «Счастливые предметы» Этюды с воображаемыми предметами. |
26. «Что означает простое «Здравствуйте?» | Цель: Ознакомление детей с разными формами приветствий. | «Мой мир» стр. 50. Народные игры: «Вежливый ручеёк», «Утка, утка, гусь» | |
27. «Королевство «Нигде» | Цель: Расширение словарного запаса детей новыми словами. | Книги: «Литература и фантазия», Джани Родари. Театральные куклы, атрибутика. | |
28. «Театр небылиц» | Цель: Формирование умения сочинять небылицы. | Книги: «Литература и фантазия», Джани Родари. Театральные куклы, атрибутика. |
Апрель
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
29. «Где фантазия, где ложь, иногда не разберёшь» | Цель: Развитие у детей диалогической речи и воображения. | Этюды с куклами. | Театральные куклы, сюжетные картинки, иллюстрации. Этюды, сценки. |
30. «В гости к инопланетянам» | Цель: Формирование познавательного интереса к импровизации. | Элементы театральных костюмов, декорации. | |
31. «Если добрый ты – это хорошо» | Цель: Развитие у детей способности к перевоплощению. | Карточки со сказочными персонажами. «Волшебный» сундучок. | |
32. «Много добра – много тепла» | Цель: Ознакомление детей с пословицами о добре и чуткости. | Упражнения: «Планета добра», « Кто у нас хороший?» Кукла Петрушки, театральные куклы. |
Май
Тема | Цель и задачи | Основные навыки | Оборудование и литература |
| Цель: Закрепление умения определять настроение по мимике, голосу, походке. | Основы кукловождения | Перчаточные куклы. Упражнения на активизацию речевых данных: «Чики – воки…», «Что такое? Что случилось?». Перчаточные куклы. |
| Цель: Расширение знаний и умений детей по работе с театральной куклой. | Газета «Детский сад» №29 – 2001 г. стр. 12. | |
| Цель: Актуализация знаний у детей о школе. | Газета «Детский сад» №29 – 2001 г. стр. 17,18. | |
| Цель: Формирование у детей интереса к школе. | И. Б. Ярославцева, стр. 13. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей в детском саду.
Развитие детей через театрализованные игры....
АНКЕТА"Театрализованная деятельность детей в детском саду и семье".
Анкета для воспитателей....
Театрализованная деятельность детей в детском саду
Жизнь детей пронизана игрой. Именно этот вид деятельности отражает их основные интересы и переживания. Одной из разновидностей игр, которая помогает ребенку примерить на себя всевозможные образы...
"Театрализованная деятельность детей в детском саду"
Информационный материал для родителей....
Аналитическая справка по итогам тематического контроля на тему: «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду»
Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация условий для театрализованной деятельности детей в детском саду»Программа тематического контроляСроки: с 21января по...
АНКЕТА "Театрализованная деятельность детей в детском саду и семье".
АНКЕТА"Театрализованная деятельность детей в детском саду и семье"....