«Значение психокоррекционных технологий для детей дошкольного возраста с ОВЗ »
статья (подготовительная группа) на тему

Сотникова Лилия Мироновна

В начале XXв. в связи с бурным развитием промышленности и необходимостью повышения образовательного уровня населения в развитых странах Европы и Америки актуальным встал вопрос о критериях ограничения детей с нормальным психическим развитием от сверстников с трудностями в обучении. Психиатры, психологи и педагоги стали изучать возрастные показатели развития основных психических процессов, необходимых для усвоения школьных программы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила:

педагог-психолог  Зотина Л.М.

МБС(К)ОУ С(К) НШ-ДС №3

The article the value of psycho-correktion technology. The programs focus on compensation and correction of mental and emotional problems of children with willful violation of the psychological and physical development.

Психокоррекционные технологии-psycho-correction technology

Психокоррекционные программы- psycho-correction programs

Психическое нарушение- mental disorder

Эмоциональное нарушение-emotional disturbance

«Значение психокоррекционных  технологий  для детей дошкольного возраста с ОВЗ »

В начале XXв. в связи с бурным развитием промышленности и необходимостью повышения образовательного уровня населения в развитых странах Европы и Америки актуальным встал вопрос о критериях ограничения детей с нормальным психическим развитием от сверстников с трудностями в обучении. Психиатры, психологи и педагоги стали изучать возрастные показатели развития основных психических процессов, необходимых для усвоения школьных программы. Совместными усилиями специалисты выявили различные варианты интеллектуальных нарушений, систематизировали характеристики недоразвития когнитивных процессов и личностных свойств, влияющих на обучение ребенка. В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества детей с трудностями в обучении различного генеза. Например, в 1950-е гг. среди неуспевающих учащихся общеобразовательных школ их выделяли до 10%, а по последним данным большинства авторов, это количество увеличилось до 60%.

Центральным звеном в психокоррекционных технологиях является составление психокоррекционных  программ. Традиционно в основу таких программ  для детей с психическим недоразвитием положены основные направления их психологической диагностики: психометрическое, функциональное и нейропсихологическое. Например, при психометрическом подходе, когда определяющей мишенью психологической коррекции является степень психического недоразвития у ребенка, психокоррекционная программа направлена на повышение общего интеллектуального уровня с помощью специально разработанных психолого-педагогических коррекционных систем, организацию обучения ребенка в специализированном заведении.

При функциональном подходе, когда определяется уровень развития отдельных психических функций у ребенка (восприятия, внимания, памяти и т.д.) психокоррекционные программы направлены на  исправление и оптимизацию развития отдельных психических функций. Например, развитие восприятия у детей с умственной отсталостью как основу формирования мышления.

Нейропсихологический подход базируется на современных представлениях о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе. Выделяют несколько уровней: уровень активации, энергоснабжения и статокинетического баланса психических процессов, уровень операционального обеспечения и статокинетического баланса психических процессов, уровень произвольной регуляции смыслообразующей функции психомоторных процессов.

Каждый из этих уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия. Данное направление психологической коррекции является на наш взгляд весьма перспективным для детей с психическим недоразвитием. Следует отметить, что каждое из перечисленных выше направлений занимает определенное место в системе психокоррекционной работы с детьми с психическим недоразвитием.

Важное значение для эффективности психологической коррекции детей с психическим недоразвитием имеет, с одной стороны, ориентация на сложные системно-структурные модели психического недоразвития, с другой стороны- онтогенетические модели.

Как отмечалось, психическое недоразвитие-это тип дизонтогенеза, для которого характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Первичный дефект  при этой форме аномалии развития-инетеллектуальный, и обязательным признаком является недоразвитие высших форм мыслительной деятельности: абстрактного мышления, образования понятий, низкий уровень обобщений.

Кроме уровневых моделей психокоррекции детей с психическим недоразвитием широко используются онтогенетические модели, которые предполагают два основных направления: возврат к ранним онтогенетическим этапам развития познавательных процессов личности, и активация этих процессов в качестве ранее невостребованных резервов; ориентация на уровень ближайшего развития ребенка.

Особое и важное значение в психологической коррекции детей занимает формирование пространственной ориентировки М.и Н. Семаго разработали программу формирования пространственных  представлений для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Опыт нашей работы показывает, что при формировании пространственных представлений у детей с психическим недоразвитием важно соблюдать следующие этапы: на первом этапе- обучить детей различать отношения предметов и их частей по вертикали(на, под); второй этап-формирование горизонтальных отношений (рядом, около); третий-формирование отношений «справа», «слева», «за», «перед», «между» и пр.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Важной задачей психокоррекции является развитие стадий мышления и работа должна вестись  по определенным направлениям. Опыт  нашей работы показал, что с детьми  целесообразно проводить психокоррекционные занятия по формированию у них элементарных логических операций: обобщение, анализ, синтез. В исследованиях отечественных и зарубежных психологов доказано, что школьники с психическим недоразвитием могут овладеть алгоритмом сравнения и научиться применять его в зависимости от ситуации.

Важными принципами психокоррекции являются: деятельностный принцип, комплексный принцип, иерархический принцип (потенциальные возможности)

Процесс психологической помощи- это не разовое мероприятие, а длительное многоплановое воздействие на личность ребенка , реализуемое с учетом влияния биологических, социально-средовых, психологических факторов.

Литература:

  1. Исаев Д.Н. « Отстающий в развитии ребенок», -Спб.:Речь, 2012;
  2. Слепович Е.С., Поляков А.М. « Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью»-СПб.:Речь, 2008;
  3. Защиринская О.В. «Психология детей с ЗПР»:учебное пособие.-изд. 2-е-СПб.:Речь, 2007;
  4. Бабкина Н.В. « Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР». Пособие для школьного психолога,2005;
  5. Никишина В.Б. «Практическая психология в работе с детьми….»-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей детского сада "Подвижные игры и их значение для детей дошкольного возраста"

Воспитателю важно знать какие игры проводить с детьми в определённом возрасте. Значение подвижной игры для развития дошкольника, классификация подвижных игр....

Консультация для родителей: «О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Дети не умеют предвидеть опасность, правильно оценивать расстояние до приближающегося автомо...

О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД

О значении обучения детей дошкольного возраста ПДД...

Доклад: «Народное искусство и его воспитательное значение для детей дошкольного возраста»

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из главных его функций – воспитательная.  Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является его духовное...