Программа по кружку "Слоговичок" для детей подготовительной группы
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Росинка»
Принята на педагогическом совете МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка»
протокол от «29» августа 2017 года № 1
Утверждена приказом
заведующего МБДОУ «ЦРР – д/с «Росинка»
от «29» августа 2017 года № 47
Рабочая программа
кружка «Слоговичок» художественной направленности
для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)
на 2017-2018 учебный год
Разработала: Галкина Раиса Анатольевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
Содержание
II. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2.1.Цели и задачи реализации Программы………………………………...…...4
2.2. Принципы реализации программы………………………………………,..4
2.3.Планируемые результаты освоения Программы………………………......4
2.4. Способы определения результативности………………………………….5
III. Учебно – тематически план
3.1. Учебный план……………………………………………………………..... 5
3.2. Перспективно-тематическое планирование………………………………5
IV. Cодержание…………………………………………………………….…….9
V. Методическое обеспечение
5.1. Этапы, методы и приемы изучения рифм…………………………………9
5.2. Формы организации кружка………………………………………………10
5.3. Материально-техническое обеспечение….……………………………....10
5.4. Методическое обеспечение…………………………………………….....11
VI. Список литературы…………………………………………………...…….11
Пояснительная записка
Программа направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства.
Как развить речь ребенка? Как сделать ее выразительной? Грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу.
Опираясь на многочисленные запросы общества, приходишь к выводу, что именно в детском саду необходима работа с художественным словом.
Занимаясь стихосложением, ребенок приобретает универсальный опыт во многих видах деятельности: рисование, сочинительство, ручной труд и т.п. Работа по стихосложению позволяет выявить и развить творческий потенциал ребенка, помогает ему в осознании целостности мира и своей причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной жизненной позиции личности.
Одновременно отшлифовывается речь детей (становится более выразительной, образной, складной), развивается их поэтическое чутье. Ребята открывают новые звуковые и смысловые ресурсы художественного слова. Обогащается словарный запас дошкольников.
Рифмы помогают детям узнать о созвучных словах. Они также обучают детей звукам языка. Ребенок может приобрести и другие не менее необходимые навыки, такие как: понимание фонологии, способность различать и работать со звуками в языке и речи.
Одно из направлений развития связной речи у детей с ОНР - это воспитание чувства рифмы, лежащее в основе усвоения дошкольниками стихотворной речи.
Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы.
А, что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка велико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость. А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребенка Л.М. Малышева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот интерес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступеней на пути к пониманию поэзии, ее условности, ее особого языка».
Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма - категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Дж. Родари, размышляя о природе творчества, отмечает, что познавательная функция рифмы объясняет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие.
Подбор рифм в творческих играх стимулирует мыслительную активность детей. Возбуждает у ребенка желание думать, вращаться в круговороте мыслей, логических задач, оживляет его представления - это и есть осуществление «принципа оптимального соотношения процессов развития и саморазвития» (Н. Подъяков). В играх с рифмами происходит становление личностных качеств ребенка. Он в них самоутверждается, чувствует себя уверенным и находчивым. Для всех детей игры в рифмы увлекательны, удивительны, интересны и азартны, позволяют педагогу решать образовательные и воспитательные задачи, строя отношения с детьми на основе равноправного партнерства. Кроме того, различные виды работы с рифмой подвигают детей к собственному словотворчеству.
Направленность программы - Художественная. Направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек - художественный образ»
2.1. Цели и задачи реализации Программы
Работа по усвоению рифм представляет собой неотъемлемую часть развития связной речи у детей с ОНР.
Если рассмотреть процесс овладения стихотворной речью как производство продукции определённого вида, то исходный материал будет представлен в виде нерифмованных фраз, а конечным результатом должны явиться выразительные, эмоционально окрашенные стихи.
Цель образовательной деятельности: создание условий для развития стихотворной речи у детей при помощи рифм.
Задачи: создать условия для:
- развития умения проводить звуковой анализ слов, т.е. умения вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, ставить ударение;
- закрепления понятия слово и умение оперировать им;
- обогащения активного и пассивного словаря;
- стимулирования самостоятельных творческих проявлених (сочинение стихов);
- развития воображения в процессе сочинительства (по заданной теме);
- развития интонационной выразительности, восприятия поэтической речи;
- воспитания эстетического вкуса.
2.2. Принципы реализации программы
Программа построена на принципах:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребёнка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- дидактический принцип «от простого – к сложному», в основе которого лежит алгоритм усвоения детьми системы рифм;
- наглядности - наглядные материалы, при запоминание стихов, подбора рифм;
- сознательности и активности - развитие творчества.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
Объем материала рассчитан в соответствии с возрастными психологическими и физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Формирование группы осуществлялось по желанию детей. Набрано 12 детей.
Срок реализации программы 1 учебный год. Длительность занятия кружка - 30 минут, во второй половине дня.Запланированный срок реализации программы реален для достижения результатов.
2.3. Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты
В результате образовательной деятельности по развитию поэтической речи дети:
- правильно воспринимают фонематический слух;
- оперируют с любым словом;
- подбирают рифмы к любому слову;
- проводят звуко-слоговой анализ;
- интонационно-выразительно рассказывают стихотворения;
- сочиняют самостоятельно стихи;
- воспитают в себе чувства ритма на речевой и безречевой основе с последующей вербализацией
2.4. Способы определения результативности
Использую следующие методы отслеживания успешности овладения обучающимися содержанием программы:
• педагогическое наблюдение;
•педагогический анализ результатов: участия в мероприятиях (концертах, праздниках), защиты проектов, активности обучающихся на занятиях.
Применяю следующие виды контроля:
•Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.
•Текущий контроль – с целью определения степени усвоения детьми материала.
•Промежуточный контроль – с целью определения результатов проведения кружка.
•Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.
Формы подведения итогов
Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого ребенка. Они необходимы для подтверждения достоверности полученных результатов освоения программы.
Выбраны документальные формы, в которых отражены собственные стихотворные сочинения детей на различные темы, также достижения каждого ребенка (участие или победы в конкурсах чтецов различного уровня)
III. Учебно – тематический план
3.1. Учебный план
№ п/п | Наименование | Кол-во занятий в неделю | Количество недель | Всего занятий |
1 | Кружок «Слоговичок» | 1-2 | 30 | 34 |
Программа предусматривает организацию кружка в виде игровой деятельности. Включает в себя деятельность по развитию речи.
3.2. Перспективно-тематическое планирование
Работы кружка «Слоговичок» в компенсирующей подготовительной к школе группе «Маленькая страна»
Название темы занятия | Цель деятельности | Краткое содержание образовательной деятельности (речевые игры и упражнения) |
Октябрь | ||
| Создание условий для развития представлений о рифме и знакомства с ней | Введение. Дидактические игры: «Рифмы», «Добрый слон», "Поймай рифму" |
| Создание условий для закрепления представлений о рифме | Закрепление. I этап изучения рифм. Подбор рифмы к слову видео ряд и озвучивание педагогом; четвертый лишний; увеличение количества слов в ряду, предъявляемых для нахождения рифм; исключение опоры на слуховой анализатор - не осуществляется озвучение картинок, представленных для выбора рифмы. Дидактические игры: « Мы играем - рифмы подбираем», «складные картинки», «Четвертый лишний», «Подскажи Незнайке последнее слово» |
| Создание условий для развития фонематического слуха | Подбор слов с использованием рифм. Дидактические игры: «Подскажи подходящее слово», «Помоги волку вспомнить слова-приятели», «Назови лишний звук», «Помоги тигренку найти рифмующиеся слова» |
4. «Научи Мишутку находить рифмующиеся парные слова» | Создание условий для развития умения подбирать рифмы | Упражнения: «Закончи стишок», «Закончи слово», «Найди ошибку в стихах» |
Октябрь | ||
4. «Прятки» | Создание условий для развития умения подбирать рифмы | II этап изучения рифм. Без использования зрительного анализатора, т.е. ребёнок должен выбрать рифмы на слух, без опоры на картинки. Дидактические игры: «Исправь меня», «Закончи слово», «Найди ошибку в стихах» |
| Создание условий для развития умения четко произносить слоговые ряды в отраженной речи | III этап изучения рифм. Одной из рифмуемых единиц является слог, исключается смысловой аспект. Дидактические игры: «Абракадабра», «Назови пары слов» |
| Создание условий для развития умения слышать и понимать рифму | Деление слова на слоги; определение количества слогов в слове; выделение первых звуков в словах. Дидактические игры: «Конец слова за тобой», «Пирамида», «Живая сценка», «Веселые мячики», «Говори, не задерживай», «Слоговой поезд» |
8.«В мире слов и звуков» | Создание условий для развития умения четко произносить слоговые ряды в отраженной речи | Звуковой состав слова; слова-паронимы. Дидактические игры: «Аплодисменты», «Склад – не склад», Эхо (слоговые ряды), «Слушай и называй», «Узнай слово» |
Ноябрь | ||
9.«Путешествие по миру поэзии» | Создание условий для развития умения понимать содержание стихотворений | Определение содержания стихотворений, их настроения. Подбор синонимов, антонимов, эпитетов. Прослушивание аудиозаписей стихотворений |
10.«Сочинение продолжения к стихотворению идет бычок качается» | Создание условий для сочинения стихов на основе знакомого стихотворения | Развитие творческого воображения. Дидактические игры по подбору рифмы |
11.«Сочинение собственного стихотворения | Создание условий для развития умения сочинять небольшие стихотворения | Сочинение стихотворения на тему: «О маме» |
12.«Представление стихотво-рения собственного сочинения» | Создание условий для развития умения интонационно выразительно рассказывать стихотворение | Рассказывание стихотворения на тему: «О маме» |
Выход кружка: выступление на групповом празднике «День Матери» | ||
Декабрь | ||
| Создание условий для развития умения разгадывать загадки в стихах посредством рифмы | (IV этап изучения рифм). Разгадывание загадок, ответы на которые являются рифмой; подбор рифм к словам по их толкованию; Разгадывание загадок -обманок. Дидактические игры: «Отгадай загадку», «Исправь ошибки» |
14.«Составле-ние загадок» | Создание условий для развития умения сочинять загадки | Речевая игра: «Закончи загадку», «Поймай рифму» |
15.«Сочинение собственного стихотворения» | Создание условий для развития умения сочинять небольшие стихотворения | Сочинение стихотворения на тему: «Новый год» |
16.«Представ-ление стихотворения собственного сочинения» | Создание условий для развития умения интонационно выразительно рассказывать стихотворение | Рассказывание стихотворения собственного сочинения про новый год |
Выход кружка: выступление на групповом празднике «Новогодний карнавал» | ||
Январь | ||
17-18. «Знакомимся с буриме» | Создание условий для: развития представлений о таком стиле, как «Буриме», умения создавать рифмованные тексты в «шуточном» стиле | Знакомство с моделью составления буриме; составление рифмованных текстов в стиле буриме. Речевая игра: «Заданные рифмы» |
19.«Поиграем в буриме» | Создание условий для развития умения составлять буриме | Упражнения по составлению буриме по смыслам, темам |
20.«Составле-ние буриме» | Создание условий для развития умения сочинять буриме | Составление буриме на предложенные темы: «Про мамочку», «Про бабушку», «Про сестру», «Про тетю» |
Февраль | ||
21.-22. «Знакомство с лимериком | Создание условий для: развития представлений о необычном стиле «Лимерик», умения создавать рифмованные тексты в стиле нелепицы | Знакомство детей с моделью составления лимерика; составление рифмованных текстов в стиле нелепицы. Речевая игра: «Составление лимериков» |
23.«Сочинение лимерика» | Создание условий для развития умения сочинять лимерики | Сочинение лимериков на следующие темы: «Мой папа», «Мой дедушка»
|
24.«Представление лимерика собственного сочинения» | Создание условий для развития умения рассказывать наизусть лимерики | |
Выход кружка: выступление на групповом празднике «Защитники Отечества» | ||
Март | ||
25.«Представление лимерика собственного сочинения» | Создание условий для развития умения интонационно выразительно рассказывать буриме | Сочинение лимериков на предложенные темы: «Про мамочку», «Про бабушку», «Про сестру», «Про тетю», «Праздник - 8 марта» |
26. «Сочиняем разные лимерики» | Создание условий для: развития умения создавать варианты рифмованных текстов | Пополнение словарного запаса. Речевые игры: «Придумаем рифмованные строчки», Рифмы-миниатюры |
27. «В мире поэзии» | Создание условий для развития умения давать характеристику содержанию стихотворений | Подбор синонимов, антонимов, эпитетов. Восприятие стихотворений посредством аудиозаписей. Умение давать описание прослушанному поэтическому произведению |
28. «О ком? О чем?» | Создание условий для развития умения анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно-следственные связи, обозначенные в тексте | Воспитатель читает небольшие стихотворения. Предлагает детям ответить на вопросы: - О каком объекте идет речь? - Какими признаками наделен объект? - Какие действия он совершал? - Какой вывод сделал автор? |
Выход кружка: выступление на групповом празднике «Женский день» | ||
Апрель | ||
29. «Цветики» | Создание условий для закрепления умения составлять рифмованные тексты | Сочинение стихотворения, лимерика, буриме (по выбору ребенка). Тема про дружбу |
30.«Буква заблудилась» | Создание условий для пополнения словарного запаса посредством рифмы | Речевые игры: «Пирамида», «Закончи двустишие словами, подходящими по смыслу и значению», «Назови первый звук в рифмующихся словах», «Подбор слов с использованием рифмы» |
31. «Стишок про нас» | Создание условий для развития умения составлять рифмованный текст коллективно | Сочинение стихотворения. Подбор прилагательных, антонимов, синонимов |
32.«Составле-ние чистоговорок» | Создание условий для развития умения сочинять чистоговорки | Работа с рифмой. Подбор рифмы к звукосочетанию. Речевая игра: «Подходит - не подходит», «Рифмовки-чистоговорки» |
Май | ||
33.«Сочинение стихотворения, лимерика, буриме» | Создание условий для развития умения сочинять стихотворение, лимерик, буриме | Сочинение стихотворения, лимерика, буриме (по выбору ребенка) на предложенные темы: «Моя любимая семья», «Увлечения семьи», «Моя большая семья (генеалогическое древо)» |
34.«Представ-ление лимерика собственного сочинения» | . «Создание условий для развития умения интонационно выразительно рассказывать стих, буриме, лимерик | |
Выход кружка: выступление на празднике «День семьи» в детском саду |
IV. Содержательный раздел
Содержание программы направлено на:
• создание условий для личностного развития ребенка;
• его позитивную социализацию;
•социальное, культурное, профессиональное самоопределение и творческую самореализацию.
V. Методическое обеспечение
5.1. Этапы, методы и приемы изучения рифм
1. У детей, имеющих сложности с запоминанием стихотворений, снижена вербальная память, поэтому первый этап работы предполагает активное использование зрительного анализатора, что является вспомогательным средством для усвоения речевого материала. На этом этапе детям предлагается ряд заданий:
а) Подобрать рифму к слову, данный выбор следует осуществить из двух слов, обозначенных видеорядом и озвученных педагогом (предлагаемые слова первоначально значительно различаются по звуконаполняемости, а затем должны иметь схожесть). Приведём пример: ком - дом или ком - жук; кот - рот или кот - кит.
При подборе лексического материала для каждого из детей следует учитывать нормативное произношение ребёнком используемых фонем и понимание значений слов.
б) Следующий шаг предполагает использование приёма исключения четвёртого лишнего слова, не являющегося рифмой: ножка - ложка, картошка, лукошко, мышка.
в) Дальнейшая работа направлена на увеличение количества слов в ряду, предъявляемых для нахождения рифм, что усложняет процесс выбора: ложка - пушка, гармошка, ромашка
г) Следующая ступень подразумевает частичное исключение опоры на слуховой анализатор - не осуществляется озвучение картинок, представленных для выбора рифмы.
2. Второй этап не предполагает использование зрительного анализатора, т.е. ребёнок должен выбрать рифмы на слух, без опоры на картинки. В рамках этого этапа с детьми также проводится игра «Прятки», в которой слово-рифма является частью исходного слова и как бы спрятано в нём: барсук - сук, кусок - сок.
3. Третий этап работы отличается от предыдущих тем, что одной из рифмуемых единиц является слог: салат - лат, комар - мар. Это выводит работу на новый уровень сложности, так как исключается смысловой аспект.
4. Следующая ступень требует от ребёнка более развитого аналитического мышления. На этой стадии обучения детям предлагаются следующие задания:
а) Разгадывание загадок, ответы на которые являются рифмой:
«Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица,
Но на вид красива.
Что это?» (крапива)
б) подбор рифм к словам по их толкованию: гном / слово-рифму можно услышать во время грозы /гром
в) на завершающей стадии работы следует уделить внимание фактору приоритета содержания над формой и научить детей разгадывать загадки-обманки:
«Лай раздался у окошка.
Ну, конечно, это – . собака» (не кошка)
Такая деятельность требует не только активизации логического мышления, но и повышения уровня концентрации речевого внимания.
Таким образом, можно сделать вывод, что в работе по усвоению ребенком рифмованной речи необходимо опираться на сохранные функции, постепенно, исключая элементы опоры: наглядность, нормативное озвучение слов, самостоятельное озвучение слов ребенком и акцент на смысловую окрашенность речевых единиц.
5.2. Формы организации кружка
Форма организации моего кружка: по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - конкурс, отчетный концерт, занятие – игра.
Методы используемые при проведение кружка:
•словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, анализ произведения);
•наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ педагогом приемов исполнения; показ по образцу и т.д.);
•практические (подбор рифм к различным текстам, сочинение стихотворений, буриме, лимериков, загадок).
5.3. Материально-техническое обеспечение
Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учетом прохождения тем кружка:
➢ предметные, складные и разрезные картинки;
➢ картинки с действием;
➢ словесные игры, игровые упражнения;
➢ стихотворения, загадки, чистоговорки.
- Предметы материальной культуры:
- плоскостная наглядность (картины (серии картин), книжная графика, предметные картинки, фотографии;
- модель - схемы лимерика, буриме,
- детская художественная литература (стихотворения, буриме, лимерики, загадки);
- мягкие игрушки;
- дидактические игрушки: настольные и печатные игры (лото).
2) Технические средства:
- экранно-звуковая аппаратура: компьютер (записи стихотворений);
- вспомогательные технические средства: периферийные устройства (звуковые колонки).
5.4. Методическое обеспечение
- Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. «Развиваем связную речь». Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
- Алябьева Е.А. «От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.»
- Невская В.П. «Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей-логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.»
- 1000 веселых загадок для детей. – М.: ООО Издательство АСТ», 2003 – 382 с.
VI. Список литературы
- http://открытыйурок.рф/(педагогические технологии)
- http://открытыйурок.рф
- http://stranamasterov.ru/node
- http://dokladiki.ru/article/burime
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа математического развития детей подготовительной группы с учётом ФГТ
Программа НОД "Познание" - развитие математических способностей детей подготовительной группы с интеграцией образовательных областей " Коммуникация", "Познание","Социализация", "Художественная литерат...
Коррекционно-развивающая программа для подготовки детей подготовительной группы к школе
Конспекты индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе Организация:Продолжительность одного занятия – 20-25 минутОборудование:Те...
Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные п...
Рабочая программа воспитателя для детей подготовительной групп
Рабочая программа подготовительной группы. разработана с учетом ФГОС дошкольного образования в соответствии с. целевыми ориентирами основной образовательной...
программа клуба родителей детей подготовительной группы "Школа первоклассных родителей"
Пояснительная записка Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному ...
Программа дополнительного образования детей подготовительной группы
Программа по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет...
Познавательно-исследовательский долгосрочный проект «Формирование у дошкольников навыков работы в программе Paint» (для детей подготовительной группы)
В современном обществе компьютеры применяются практически во всех сферах деятельности человека: от простейших расчетов стоимости покупки на кассовых аппаратах в магазине до сложнейших расчетов траекто...