Пальчиковые игры в работе воспитателя детского сада
статья на тему

сметанникова елена анатольевна

Материал представляет перечень некоторых аспектов при использовании пальчиковых игр в работе воспитателя детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nsportal.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

        

Пальчиковые игры в работе воспитателя детского сада.

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.

По данным ученых, за последние 5-10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Дети активно поглощают информацию, которую получают в большом количестве с экрана телевизора, монитора компьютера, слушают аудиосказки. Кроме того, дошкольники очень редко делают что-то своими руками. А зачем? Ведь современные игрушки и развивающие игры сконструированы максимально безопасно, но не эффективно сточки зрения развития мелкой моторики. И если раньше малыши старательно учились завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде, вырезали и клеили картинки, то сейчас липучки и кнопки, красочные пособия с наклейками снизили до минимума потребность в повседневном развитии мелкой моторики.

Вот почему пальчиковая гимнастика для детей, нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников - насущная необходимость. Умея оперировать компьютерной мышкой и пользоваться клавиатурой, многие пяти-шестилетние мальчики и девочки с трудом пользуются ножницами, испытывают проблемы при попытках управиться с иглой, пуговицами, крючками; имеют отставания в развитии речи.

Развивающие пальчиковые игры - это очень увлекательное, полезно, веселое и, главное, развивающее занятие!

Проводить пальчиковые игры можно и дома с родителями, и в группе с воспитателями.  Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе, ведь наряду с общей физической развитостью к детям предъявляется одно особое требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Потому что школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и его кисти – при чтении и обучении письму. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, -  с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Последовательность разучивания игр с детьми.

  1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
  3. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст.
  4. Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  5. Ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации к проведению.

  1. Не проводите игру с ребенком, если у вас озябли руки. Встреча с игрой, которая содержит отрицательный момент, может запомниться именно этим и впоследствии вызвать ее отторжение.
  2. Чтобы содержание игры было более понятным и образным, лучше познакомить ребенка с ее персонажами.
  3. Все занятия с малышом сопровождать речью. Диалоги героев, о которых говорится в потешках, будут восприняты сильнее, если взрослый поможет исполнению текста другими актерскими приемами.
  4. Возьмите за правило начинать и игру и заканчивать ее в положительном настрое.
  5. Не забывайте расширять диапазон игр.
  6. Сначала все упражнения следует показывать и выполнять медленно.
  7. Согласно одному из главных педагогических правил, в пальчиковых играх надо идти «от простого к сложному».

Разновидности пальчиковых игр.

Независимо от возраста, детишки любят игры, в которых они способны выполните те или иные указания. Поэтому родителям советуют не опережать события и предлагать ребенку то, что он может выполнить в силу своего возраста. Выделяют три основных вида пальчиковой гимнастики:

  1. Упражнения для самых маленьких. Являют собой простые задачи, которые призваны научить ребенка реагировать и координировать свои движения. Сюда входят касания, постукивания, подражания.
  2. Сказки. В такой разновидности упражнений пальчики перевоплощаются в различных сказочных героев, у которых своя роль. Наиболее известной сказкой является «Про Сороку-ворону». Сюда можно отнести игры с пальчиковым театром.
  3. В гимнастике для рук особо нуждаются те дети, которые уже посещают, или готовятся посещать школу, учатся игре на музыкальных инструментах. Таким детям очень важно уметь отдохнуть и расслабиться.

Практические разработки пальчиковых игр.

  • Игры для детей 2-3 лет.

                         «ЕЛОЧКА»

Словесное сопровождение

Действия

Перед нами елочка:

Сидя, дети соединяют кончики пальцев

Шишечки,

Показывают кулачки

Иголочки,

Указательные пальцы

Шарики,

Пальцы сжимают в круг

Фонарики,

Показывают «фонарики»

Зайчики,

Показывают «ушки зайца»

И свечки,

Прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,

Прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки

Ставят средний и указательный палец на колени

 «КОТ НА ПЕЧИ» 

Кот на печи

Стучат кулачком о кулачек

Сухари толчет,

Кошка в окошки

Показывают как шьет иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята

Поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,

Качают головой влево – вправо

На печке сидят

Показывают «очки»

Да на котика глядят.

Все на котика глядят

Щелкают зубками

И сухарики едят.

  • Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

                                         «Овощи»

У девчушки Зиночки

Дети делают ладони корзиночкой

Овощи в корзиночке

Вот пузатый кабачок

Загибают пальцы, начиная с большого

Положила на бочок.

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура! » кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

  • Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ»

Раз, два, три, четыре, пять

Сжимаем и разжимаем пальцы

Вышли пальчики гулять

Выполнять «фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять

Сжимаем и разжимаем пальцы

В домик спрятались опять.

Сжать руки в кулачки.

 «КАПУСТА»

Что за скрип?

Сжимаем и разжимаем пальцы

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Соединить основания ладоней, пальцы «бутоном», покружить ими

Как же быть без хруста?

Сделать из пальцев шар

Если я капуста!

Мы капусту рубим,

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз

Мы капусту трем,

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть друг о друга

Мы капусту солим,

Движение  имитирующие посыпание солью

Мы капусту жмем.

Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки

  • Игры для детей 5-7 лет.

         «ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ»

Дружат в нашей группе

Пальцы обеих рук соединяются в замок

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Ритмичное касание пальцев обеих рук

Маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Начинай  считать опять

Раз, два, три, четыре, пять

Руки опустить вниз, встряхнуть кисти.

Мы закончили считать.

 «ЗАЙКА»

Скачет зайка косой

Выпрямить указательный и средний палец правой руки, остальные соединить.

Под высокой сосной,

Ладонь правой руки поднять вверх, пальцы широко расставить.

Под другою сосной

Ладонь левой руки поднять вверх, пальцы широко расставить.

Скачет зайка второй.

Выпрямить указательный и средний пальцы левой руки, остальные соединить.

         

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения  рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность   движений. Как  правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальца и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим  улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга,  стимулирующим развитие мышления ребенка.

Список использованных источников:

  1. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. Изд. Лада, М., 2009.
  2. http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-nikolaevna-mihalenok/palchikovye-igry-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/08/rol-palchikovyh-igr-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta-palchikovye
  4. http://malyshuhod.ru/dosug/podborka-palchikovyx-igr-dlya-detej.html 
  5. http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»

Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...

Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад

С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...

Консультация для воспитателей Использование лэпбуков в работе воспитателя детского сада.

Использование лэпбуков способствует:·         организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;·...

Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»

Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Джумабекова Гульмира Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Опыт работы...

Применение ИКТ в работе воспитателя детского сада, как одно из важнейших критериев «воспитателя нового поколения»

Мы живем в мире компьютерных и информационных технологий, всё ежедневно меняется, модернизируется. Живые очереди сменились электронными, как и бумажные дневники школьников. Время не стоит на месте. Со...

Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»

Опыт работы           «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Воспитатель дошкольной группы 5-6 летФазилова И.ВМДОУ «Д...