Пальчиковые игры в работе воспитателя детского сада
статья на тему
Материал представляет перечень некоторых аспектов при использовании пальчиковых игр в работе воспитателя детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nsportal.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры в работе воспитателя детского сада.
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня все без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.
По данным ученых, за последние 5-10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
Дети активно поглощают информацию, которую получают в большом количестве с экрана телевизора, монитора компьютера, слушают аудиосказки. Кроме того, дошкольники очень редко делают что-то своими руками. А зачем? Ведь современные игрушки и развивающие игры сконструированы максимально безопасно, но не эффективно сточки зрения развития мелкой моторики. И если раньше малыши старательно учились завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде, вырезали и клеили картинки, то сейчас липучки и кнопки, красочные пособия с наклейками снизили до минимума потребность в повседневном развитии мелкой моторики.
Вот почему пальчиковая гимнастика для детей, нацеленная на активное развитие мелкой моторики рук, для подрастающего поколения дошкольников - насущная необходимость. Умея оперировать компьютерной мышкой и пользоваться клавиатурой, многие пяти-шестилетние мальчики и девочки с трудом пользуются ножницами, испытывают проблемы при попытках управиться с иглой, пуговицами, крючками; имеют отставания в развитии речи.
Развивающие пальчиковые игры - это очень увлекательное, полезно, веселое и, главное, развивающее занятие!
Проводить пальчиковые игры можно и дома с родителями, и в группе с воспитателями. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.
Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Дело в том, что в правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе, ведь наряду с общей физической развитостью к детям предъявляется одно особое требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика рук. Потому что школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и его кисти – при чтении и обучении письму. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
Последовательность разучивания игр с детьми.
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
- Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, при этом взрослый тщательно проговаривает текст.
- Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребенок самостоятельно выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации к проведению.
- Не проводите игру с ребенком, если у вас озябли руки. Встреча с игрой, которая содержит отрицательный момент, может запомниться именно этим и впоследствии вызвать ее отторжение.
- Чтобы содержание игры было более понятным и образным, лучше познакомить ребенка с ее персонажами.
- Все занятия с малышом сопровождать речью. Диалоги героев, о которых говорится в потешках, будут восприняты сильнее, если взрослый поможет исполнению текста другими актерскими приемами.
- Возьмите за правило начинать и игру и заканчивать ее в положительном настрое.
- Не забывайте расширять диапазон игр.
- Сначала все упражнения следует показывать и выполнять медленно.
- Согласно одному из главных педагогических правил, в пальчиковых играх надо идти «от простого к сложному».
Разновидности пальчиковых игр.
Независимо от возраста, детишки любят игры, в которых они способны выполните те или иные указания. Поэтому родителям советуют не опережать события и предлагать ребенку то, что он может выполнить в силу своего возраста. Выделяют три основных вида пальчиковой гимнастики:
- Упражнения для самых маленьких. Являют собой простые задачи, которые призваны научить ребенка реагировать и координировать свои движения. Сюда входят касания, постукивания, подражания.
- Сказки. В такой разновидности упражнений пальчики перевоплощаются в различных сказочных героев, у которых своя роль. Наиболее известной сказкой является «Про Сороку-ворону». Сюда можно отнести игры с пальчиковым театром.
- В гимнастике для рук особо нуждаются те дети, которые уже посещают, или готовятся посещать школу, учатся игре на музыкальных инструментах. Таким детям очень важно уметь отдохнуть и расслабиться.
Практические разработки пальчиковых игр.
- Игры для детей 2-3 лет.
«ЕЛОЧКА»
Словесное сопровождение | Действия |
Перед нами елочка: | Сидя, дети соединяют кончики пальцев |
Шишечки, | Показывают кулачки |
Иголочки, | Указательные пальцы |
Шарики, | Пальцы сжимают в круг |
Фонарики, | Показывают «фонарики» |
Зайчики, | Показывают «ушки зайца» |
И свечки, | Прижимают ладони и пальчики друг к другу |
Звезды, | Прижимают ладони с раздвинутыми пальцами |
Человечки | Ставят средний и указательный палец на колени |
«КОТ НА ПЕЧИ»
Кот на печи | Стучат кулачком о кулачек |
Сухари толчет, | |
Кошка в окошки | Показывают как шьет иголкой |
Полотенце шьет. | |
Маленькие котята | Поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз |
На печке сидят, | Качают головой влево – вправо |
На печке сидят | Показывают «очки» |
Да на котика глядят. | |
Все на котика глядят | Щелкают зубками |
И сухарики едят. |
- Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
«Овощи»
У девчушки Зиночки | Дети делают ладони корзиночкой |
Овощи в корзиночке | |
Вот пузатый кабачок | Загибают пальцы, начиная с большого |
Положила на бочок. | |
Перец и морковку | |
Уложила ловко, | |
Помидор и огурец. | |
Наша Зина – молодец! | Показывают большой палец |
«Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура! » кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
- Пальчиковые игры для детей 4-5 лет
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ»
Раз, два, три, четыре, пять | Сжимаем и разжимаем пальцы |
Вышли пальчики гулять | Выполнять «фонарики» |
Раз, два, три, четыре, пять | Сжимаем и разжимаем пальцы |
В домик спрятались опять. | Сжать руки в кулачки. |
«КАПУСТА»
Что за скрип? | Сжимаем и разжимаем пальцы |
Что за хруст? | |
Это что еще за куст? | Соединить основания ладоней, пальцы «бутоном», покружить ими |
Как же быть без хруста? | Сделать из пальцев шар |
Если я капуста! | |
Мы капусту рубим, | Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз |
Мы капусту трем, | Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть друг о друга |
Мы капусту солим, | Движение имитирующие посыпание солью |
Мы капусту жмем. | Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки |
- Игры для детей 5-7 лет.
«ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ»
Дружат в нашей группе | Пальцы обеих рук соединяются в замок |
Девочки и мальчики. | |
Мы с тобой подружим | Ритмичное касание пальцев обеих рук |
Маленькие пальчики | |
Раз, два, три, четыре, пять | Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. |
Начинай считать опять | |
Раз, два, три, четыре, пять | Руки опустить вниз, встряхнуть кисти. |
Мы закончили считать. |
«ЗАЙКА»
Скачет зайка косой | Выпрямить указательный и средний палец правой руки, остальные соединить. |
Под высокой сосной, | Ладонь правой руки поднять вверх, пальцы широко расставить. |
Под другою сосной | Ладонь левой руки поднять вверх, пальцы широко расставить. |
Скачет зайка второй. | Выпрямить указательный и средний пальцы левой руки, остальные соединить. |
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому, тренировка движений пальца и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Список использованных источников:
- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. Изд. Лада, М., 2009.
- http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-nikolaevna-mihalenok/palchikovye-igry-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/11/08/rol-palchikovyh-igr-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta-palchikovye
- http://malyshuhod.ru/dosug/podborka-palchikovyx-igr-dlya-detej.html
- http://www.chudesnayastrana.ru/palchikovie-igri.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.
Организовать индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации индивидуальной работы со всей группой одновреме...
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе – это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не сто...
Реализация требований ФГОС в практике работы воспитателя детского сада.Воспитатель Алексеева Людмила Николаевна ГАДОУ № 15 детский сад
С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона...
Консультация для воспитателей Использование лэпбуков в работе воспитателя детского сада.
Использование лэпбуков способствует:· организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;·...
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Джумабекова Гульмира Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Опыт работы...
Применение ИКТ в работе воспитателя детского сада, как одно из важнейших критериев «воспитателя нового поколения»
Мы живем в мире компьютерных и информационных технологий, всё ежедневно меняется, модернизируется. Живые очереди сменились электронными, как и бумажные дневники школьников. Время не стоит на месте. Со...
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»
Опыт работы «Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада»Воспитатель дошкольной группы 5-6 летФазилова И.ВМДОУ «Д...