Картотека дидактических игр по ПДД
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по ПДД
Старший дошкольный возраст
«Угадай, какой знак?»
Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.
2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.
3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.
«Светофор»
Цель: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.
Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.
Ход игры:
Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов), машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины ( по проезжей части) или фигурки детей ( по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков),считается победителем.
«Водители»
Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.
Материал: Несколько игровых полей, машина, игрушки.
Ход игры:
Заранее готовится несколько вариантов несложных игровых полей. Каждое поле – это рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Это даст возможность менять дорожную ситуацию. Например: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти зайчика в больницу, набрать бензина и починить машину. Рисунок машины обозначает гараж, откуда ты выехал и куда должен вернуться. Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вдвоем посмотрим, правильно ли ты выбрал путь».
«Кто отличник-пешеход?»
Цели: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения (сигналы светофора, пешеходный переход); воспитывать усидчивость, внимание.
Материалы: 2 фишки и кубик с цифрами 1,2,3,4,5,6. Игровое поле.
Ход игры:
Первый пешеход выходит из домика №1, второй – из домика №2. Бросают кубики по очереди, пока на кубике первого не выпадет цифра 1, второго – цифра 2. И снова бросают кубики. При этом надо внимательно смотреть на разноцветные картинки. На первой картинке на светофоре горит красный свет. Значит, пешеход не может перескочить на тот кружок, что стоит после светофора. Он терпеливо стоит на месте. На второй картинке – автомобиль. Нельзя переходить дорогу, нужно ждать. На третьей – на светофоре зеленый сигнал. Можно передвигать фишку на столько кружочков, сколько покажет кубик. На четвертой картинке – мотоциклист. Надо пропустить его, остановиться. На шестой картинке на светофоре горит желтый свет. И пешеход может остановиться прямо на самой картинке. На седьмой картинке – регулировщик. С ним безопасно, можно идти прямо домой к бабушке. Кто первый, не нарушая правил дорожного движения, придет к бабушке, тот и выиграл.
«Путешествие на машинах»
Цель: Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах.
Материал: Игровое поле, фишки.
Ход игры:
На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.
«По дороге»
Цели: Закрепить знания о различных видах транспорта; тренировать внимание, память.
Материал: Картинки грузового, легкового транспорта, фишки.
Ход игры:
Перед поездкой договоритесь с детьми, кто какой вид транспорта будет собирать (для наглядности можно раздать картинки грузового и легкового транспорта, также можно взять специализированный транспорт: милиция, пожарные, скорая помощь и т.д.). По дороге дети обращают внимание на машины, называя их получая за это фишки. Кто больше соберет, тот и выиграл.
«Найди нужный знак»
Цель: Продолжать закреплять знания дорожных знаков, средства регулирования дорожного движения.
Материал: 20 картонных карточек (пазлы). На одних половинках карточек изображены дорожные знаки, на других – соответствующие им дорожные ситуации.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий отбирает карточки со знаками одного вида (или нескольких видов, если они малочисленные). Половинки карточек с изображением дорожной ситуации ведущий раздает детям, а элементы со знаками раскладывает на столе лицевой стороной вверх. Затем он называет вид дорожных знаков и рассказывает об их общем значении. После этого ведущий предлагает детям найти общие внешние черты данного вида знаков (цвет, форма и т.д.). Дети должны найти среди имеющихся у них элементов подходящую половинку карточки.
2-й вариант. Все половинки карточек со знаками дети делят поровну. Элементы с дорожными ситуациями перемешивают и кладут в центре стола лицевой стороной вниз. Дети по очереди берут карточки и подбирают их под свои. Выигрывает тот, кто первым найдет подходящие половинки для всех своих карточек.
«Учим дорожные знаки»
Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.
Материал: Карточки большие и маленькие со знаками.
Ход игры:
Между играющими делят большие карты поровну. Ведущий по очереди показывает карточки с дорожными знаками, тот кому она подходит, забирает знак, кладет в правый верхний угол и рассказывает, как называется этот знак, в каких ситуациях применяется. Выиграет тот, кто правильно подберет знаки к ситуациям и сможет это объяснить.
«Правила дорожного движения»
Цели: Закрепить основы дорожной грамоты; познакомить с основными дорожными знаками, их классификацией, назначением; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Ход игры:
Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – внимание, красный – стой – играющий пропускает ход. Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.
«Законы улиц и дорог»
Цель: Прививать правила поведения на дорогах. Умение ориентироваться в пространстве.
Материал: Игровое поле, большие карты – 8 штук, фигурки людей и знаков.
Ход игры:
Игра делиться на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будешь».
«Говорящие знаки»
Цель: Закрепить знание дорожных знаков, их классификацию.
Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика.
Ход игры:
Ведущий перемешивает карточки с рисунками и раздаёт играющим. Карточки с текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением.
«Автошкола №1»
Цель: Закрепить у детей знание правил перехода улиц, важности дорожных знаков.
Материал: Игровое поле, фишки, карточки со знаками.
Ход игры:
Игроки по очереди кидают кубик и двигаются по игровому полю, на желтом круге перед пешеходным переходом необходимо остановиться и передать ход другому участнику маршрута. Остановка нужна для того чтобы пешеход мог сначала посмотреть, налево, а затем направо – не мешает ли транспорт переходить улицу. Тот, кто не остановился на желтом круге и сделал несколько шагов вперед, должен возвратиться на то место, откуда он начал последний ход.
«Верно - неверно»
Цель: Закрепить с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения.
Материал: Игровое поле, знаки дорожного движения.
Ход игры:
Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.
«Мы - пассажиры»
Цели: Уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.
Материал: Картинки с дорожными ситуациями.
Ход игры:
Дети берут по одной картинке и рассказывают, что на них нарисовано, объясняя, как надо поступать в той или иной ситуации.
«Дорожная азбука»
Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.
Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.
Ход игры:
Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.
«Светофор и регулировщик»
Цели: Уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД (регулировщика); объяснить значение его жестов; учить детей соотносить жесты регулировщика с цветом светофора.
Материал: Регулировщик, палочка регулировщика, знаки светофора.
Ход игры:
После объяснения воспитателя дети по очереди выступают в роли регулировщика, показывая его жесты, остальные в зависимости от положения «регулировщика» показывают нужный сигнал светофора.
«Дорожные знаки»
Цели: Закрепить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный поезд без шлагбаума», «островок безопасности».
Материал: Дорожные знаки
Ход игры:
Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.
«Знай и выполняй правила уличного движения»
Цель: Закрепить с детьми правила уличного движения; повторить значения светофора.
Материал: Иллюстрации улиц города.
Ход игры:
Детям загадывается загадка про светофор, проводиться обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.
«Правила поведения»
Цели: Закрепить с детьми правила поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.
Материал: Разрезные картинки.
Ход игры:
На доске картинки, на которых изображены люди в различных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их. Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступать.
«Пешеходы и транспорт»
Цель: Закрепить с детьми правила дорожного движения, правила безопасного поведения на улицах.
Материал: Кубик, игровое поле, фишки.
Ход игры:
На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути препятствия в виде знаков.
Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на «пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.
«Большая прогулка»
Цель: Познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.
Материал: Игровое поле, фишки, дорожные знаки.
Ход игры:
Дети на фишках-автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила дорожного движения, собирают фотографии друзей и возвращаются к себе домой. Кто первый вернется, нарушив меньше правил, тот и выиграл.
«Соблюдай правила дорожного движения»
Цели: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу.
Материал: Игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.
Ход игры:
Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь по нарисованной ситуации, проводят своих персонажей по игровому полю.
«Говорящие дорожные знаки»
Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.
Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.
Ход игры:
Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.
«Разрезные знаки»
Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.
Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.
Ход игры:
Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.
«Подбери знак»
Цели: Учить детей сравнивать дорожные знаки по значению; развивать у детей наблюдательность.
Материал: Карточки, на которых изображены образцы знаков, отличающихся по форме, цвету; дорожные знаки различного значения и вида.
Ход игры:
Пред каждым ребенком лежит карточка, на которой изображен образец знака, ребенку необходимо подобрать к образцу другие знаки, соответствующие по форме, цвету, затем необходимо объяснить значение знаков на карточке.
«Я грамотный пешеход»
Цели: Учить детей анализировать ситуации на дороге; закреплять у детей навыки безопасного поведения на улицах города; развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Материал: Два набора карточек с ситуациями, дорожные знаки.
Ход игры:
Ребенку предлагается вначале рассмотреть опасные ситуации, которые могут случиться на дороге; если ребенок отвечает правильно, то ему предлагается самостоятельно найти нужный знак в соответствии с ситуацией на карточке.
«Дорожное лото»
Цель: Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения; учить находить нужные дорожные знаки в зависимости от ситуации на дороге; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность.
Материал: Карточки с ситуациями на дороге, дорожные знаки.
Ход игры:
Каждому ребенку дается карточка, на которой изображена дорожная ситуация, детям предлагается найти нужный знак, соответствующий ситуации на дороге.
«Найди нужный знак»
Цели: Закрепить у детей знание дорожной азбуки; учить узнавать знаки дорожного движения, необходимые для безопасности пешехода на дороге.
Материал: Картонный лист, на котором в углу изображены машина, а в другом человек; дорожные знаки на липучках.
Ход игры:
Ребенку предлагается поле, на котором, в углах изображены машины, а в другом человек; ребенку необходимо из предложенных знаков выбрать нужные для водителя и для человека.
Настольно-печатная игра «Дорога к бабушке»
Цели: Развивать внимание, память, наблюдательность у детей дошкольного возраста; способствовать повышению уровня дорожной грамотности.
Материал: Поле, на котором изображен путь к бабушке с различными дорожными знаками; фишки; кубик.
Ход игры:
Двум – трем детям предлагают наперегонки добраться до домика бабушки, соблюдая при этом правила дорожного движения.
«О чем сигналит регулировщик»
Цели: Развивать у детей наблюдательность (на примере наблюдения за работой регулировщика); учить находить нужный сигнал светофора в зависимости от положения регулировщика; развивать у детей память, внимание.
Материал: Три карточки с различными изображениями регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора, на обратной стороне каждой карточки светофор без сигналов.
Ход игры:
Ребенку необходимо подобрать к каждой карточке с положением регулировщика сигнал светофора по памяти.
Консультация для воспитателей «Роль педагога в организации сюжетно-ролевой игры.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. В процессе игровой деятельности у ребенка развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
С самого раннего возраста у детей в детском саду формируются первые умения сочетать свои интересы с интересами сверстника, умения сдерживать свои желания, если они мешают коллективу, считаться с мнением сверстников, помогать ему, сопереживать его радости и печали.
В жизни ребенка особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – их называют творческими или сюжетно – ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Этот вид игры наиболее плотно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в
общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает
детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо
оценивать действия и поступки своих сверстников и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установленным между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игре ребенок и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, он же и декоратор – рисует картины и ковры, делает костюмы, подбирает и творчески использует игрушки, природный и так называемый бросовый материал, он и техник – изобретатель – создает в игре новые конструкции машин, мостов, домов, новые модели платьев, изготовляет мебель.
Важнейшее условие игры как увлекательной деятельности наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах ( их значении, свойствах, качествах). Но детям нужно иметь не просто какой –то запас знаний, необходимо их осознанное усвоение и накопление практического опыта их использования. Это возможно том случае, если процесс приобретения детьми знаний затрагивает их чувства, пробуждает интерес к окружающей жизни.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку
радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно – ролевая игра имеет несколько компонентов:
сюжет, содержание, роль. Сюжет - это та сфера действительности,
содержание игры которой воспроизводится детьми. Сам сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. ( крутит руль автомашины, готовит обед, учит учеников, воспитывает детей как воспитатель, продает товар).
Содержание игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выбрал сам. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно – роевой игры. Всякая роль содержит свои правила и поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, из отношений в мире взрослых.( игра «Дочки – матери» - ребенок заботится о своем «ребенке», как «настоящая мама», так же
готовит ему еду, укладывает спать, ласкает, ругает, наказывает, приголубливает).
Давай те рассмотрим, какую роль играют сюжетно – ролевые игры в развитии ребенка и как развиваются творческие способности ребенка в этом виде игры.
В сюжетно – ролевых играх решаются самые главные задачи воспитания ребенка. Это задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни. Игра является важным средством умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя, шофера, летчика и т.д. Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре( моряки строят корабль, врачи оборудуют поликлиники).Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартук и косынку, чтобы делать печенье, ребенок превращается в рабочего кондитерской фабрики, а убирая участок, становится дворником. Сюжетно – ролевая игра тесно связана с художественным творчеством детей –
рисование, лепкой, конструированием. Можно увидеть одни и те же темы и в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
В этом виде игры у детей быстрее вырабатываются навыки и привычки коллективной жизни, растет их самостоятельность в организации своих действий. Дети настолько вживаются в роль, что зачастую чувствуют себя в ней и тогда, когда уже не играют.
В процессе игры у детей развивается речь. Ребенок умеет сообщить мысль собеседнику, вести диалог, регулировать свое поведение в зависимости от слов собеседника. В самостоятельной деятельности дети начинают вначале мысленно оставлять план, а потом уже выполнять свою работу, т.е. дети уже планируют свою деятельность . У детей становятся глубже познавательные интересы (Почему? Зачем? ) Дети сами могут выделять познавательную задачу как таковую, умеют произвольно управлять своим вниманием. У них появляется интерес к школе, к грамоте, возрастает интерес к природе и технике, многие интересы начинают приобретать устойчивый характер. Знают свойства многих предметов, умеют анализировать и сравнивать их, могут
устанавливать разнообразные связи между вещами и явлениями и обозначать эти связи словами. Возрастает умение детей выделять типичное, существенное, классифицировать предметы по общим основным признакам. Больше рассуждают, сопоставляют, приходят к каким – то своим умозаключениям, в основе которых лежат процессы анализа и синтеза. С сюжетно – ролевых играх у детей развивается логическое мышление и воображение. Ребенок создает
образ или воображаемую ситуацию в зависимости от задач, которые он ставит сам себе (например, в танцах - ребенок придумывает новые движения). У детей развивается чувство коллективизма, дружбы. Проявляются такие чувства, как удовлетворение, радость от совершения хорошего поступка и чувства смущения, вины, стыда за плохой поступок. И это уже является регулятором нравственного поведения человека. В процессе игры у детей так же формируется чувство
ответственности, чувство собственного достоинства.
Сюжетно – ролевые игры способствуют умственному развитию ребенка. Оно включает в себя практическое усвоение им элементарных знаний, творческих овладение им действиями с предметами, элементарными знаниями, развитие у него мышления, речи, памяти, воображения, обогащение его интересов, чувств – все это составляет его духовный облик.
Итак, на основании вышеизложенного, можно заключить следующее, что игра – ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими сверстниками осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности.
Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ.
« Закаливание ребенка в детском саду и в семье»
ЗАКАЛИВАНИЕ – Важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного возраста .Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы, воздух , солнце, вода.
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам ,поскольку причинами ряда заболеваний (болезни верхних путей ,воспаление легких ,ревматизм и тд.) является охлаждение организма.
Цель закаливания –выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствии с меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным воздействием того или иного фактора ( холод, тепло и т.п.) и постепенным увеличением дозировки такого воздействия.
В процессе закаливания в организме ребенка происходят изменения : клетки покровов тела и слизистых, нервные окончания и нервные центры начинают быстрее и целесообразнее реагировать на изменение окружающей среды.
В результате ребенок становится менее восприимчивым к резким изменением температуры и простудным и инфекционным заболеваниям. Таких результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов , как постепенность ,последовательность ,систематичность, комплексность .учет индивидуальных особенностей каждого ребенка ,а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.
ЗАКАВАНИЕ ВОЗДУХОМ – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается ,если сочетается с физическими упражнениями. Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летний период по хорошо очищенному грунту ( трава , гравий , песок).Начинать ходить босиком следует в жаркие ,солнечные дни ,постепенно увеличивая время хождения с 2-3 минут до 10- 12 минут и более. Минимальная температура воздуха ,при которой детям разрешается ходить босиком + 20-22 градуса С.
Затем детей приучают ходить босиком и в помещении : так ,перед дневным сном разрешают босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке.
С детьми 5- 7 лет рекомендуются проводить утреннюю гимнастику и также физкультурные занятия периодически( ежедневно).
Оздоровляющее воздействие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.
СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ оказывают благотворное влияние на организм только при правильном использовании ,иначе они могут причинить вред: ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых заболеваний.
В ДОУ закаливание солнцем осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. Начинают со свето- воздушных ванн в тени деревьев , затем переходят к местным солнечным ванным ,для чего детям оголяют руки и ноги ( на голове при этом должна быть панамка).Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца(5 -6 мин), а затем вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими ,то есть детей раздевают до трусов. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин., постепенно его доводят до 10 мин.В течении дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40-50 мин.
ВОДА является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. Водные процедуры могут быть местными ( умывание, ножные ванны , обтирание или обливание до пояса) и общим ( обтирание и обливание всего тела ). Температура воды должна быть + 28-36 градусов С, тогда вода не вызывает большого напряжения механизмов терморегуляции. При этом тело ребенка не должно быть переохлаждено и перегрето.Обтирание после любой водной процедуры сухим полотенцем является одновременно массажем и способствует лучшему кровена-полнению кожи , а следовательно и питанию. Водные процедуры – возбуждающее и тонизирующее средство ,поэтому проводить их следует после утреннего или дневного сна. Закаливание осуществляется а процессе различных водных процедур : умывание ( ежедневно ),ножных ванн , обливание ног, контрастные обливания , обтирания , обливание всего тела и тд.
Для проведения закаливающих процедур в каждой группе необходимо иметь :
- Ковш на 0,5 л для контрастных обливаний;
- Таз полиэтиленовый ,глубокий с двумя ручками для местного закаливания (топтания в тазу);
- Индивидуальные маркированные полотенца;
- Деревянные мостики;
- Махровые рукавички для сухого и влажного обтирания ( после каждого обтирания рукавички кипятят ,высушивают и хранят в закрытом виде)
- Массажные коврики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....
Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...