Глиняных дел мастер.Беседа
материал на тему

Ольга Борисовна Абдулахова

Глиняных дел мастер.Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_glinyanyh_del_master.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Глиняных дел мастера»

по формированию у детей дошкольного возраста знаний об изготовлении глиняной посуды и истории возникновения этого промысла.

Автор беседы воспитатель Абдулахова Ольга Борисовна МБДОУ №10 г. Майкопа Республика Адыгея. 

Программное содержание.

Расширять знания детей об истории возникновения народных промыслов изготовления глиняной посуды гончарным делом. Дать представления детям о добыче, свойствах глины и изготовлении глиняной посуды посредством использования гончарного круга. Способствовать совершенствованию познавательных процессов и развитию связной речи. Продолжать воспитывать умение внимательно слушать речь взрослого и своих товарищей, уважительное отношение к труду взрослых. Способствовать развитию эстетических чувств.

Активизация словаря: глиняная, обжиг, керамическая посуда, гончар.

Обогащение словаря: карьер, крынка, гончарный круг.

Мотивация: в процессе игр в уголке «Русская изба» предлагаю детям выяснить, как была создана посуда из глины.  

Материал. Глиняная посуда (крынка, кувшин, горшок).

                                                  Методические приемы.

  • 1. Слайд. Посуда глиняная (крынка, кувшин, горшки и др.)

Обращаю внимание детей на посуду, размещенную в уголке на полочке красивых изделий  и на экране, которые были созданы руками русских мастеров.

Дети, кто из вас знает, из чего сделана эта посуда? Из чего она сделана? (из глины).

Если мы возьмем в руки эту посуду, что мы можем о ней сказать? (гладкая, твердая,красивая).

Прочная или нет? (нет)

А вы знаете, как люди научились делать эту посуду?

  • 2. Слайд. Люди у костра готовят пищу.

Существует такая история. Это было давно, люди еще не умели делать посуду, однажды, готовя свою пищу на вертеле над костром, кто-то из них бросил кусочек земли вместе с глиной в пламя огня. На следующий день в углях потухшего костра, был найден очень твердый кусочек спекшейся глины. Люди поняли, что с помощью глины, которую можно обжечь в огне, они могут создавать разные предметы, в том числе и посуду.

  • 3. Слайд.  Образцы глины разного цвета.

Вы видите образцы глины. Давайте рассмотрим её. Какая она? (твердая, лёгкая, разного цвета, без запаха).

Глина бывает разного цвета.

  • 4. Слайд. Добыча глины.

С тех пор, как люди открыли глину, они  стали искать места, где можно добыть хорошую глину и использовать ее для изготовления посуды.

Как вы думаете, где люди могли найти глину? (в земле, вдоль берегов рек).

В наше время глину добывают с помощью машин в специальных карьерах.  

  • 5. Слайд. Подготовка глины к работе.

Добыв глину, люди научились готовить ее для лепки посуды – очищали и разминали ее, а затем вручную лепили.

Самая лучшая глина, по мнению мастеров это та глина, которая при лепке не трескается. Чтобы проверить это, надо слепить жгут из глины и согнуть его, и тогда будет видно, потрескалась на сгибе она или нет.

  • 6. Слайд. Гончарный круг (крупно). Гончар за работой.

Люди, которые создают глиняную посуду, называются гончарами.

Долгое время они лепили ее вручную, но вот однажды придумали приспособление, с помощью которого им удалось делать посуду быстро и красиво.

Это приспособление называется гончарный круг. Верхняя часть это вращающийся диск. На этот диск размещается кусок глины. Мастер, добавляя воду, осторожно поднимает края, придавая куску глины определенную форму мисочки, горшочка, кувшина. Не каждый человек может слепить посуду на гончарном круге, это удается только настоящим мастерам. Это большой труд.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Гончар».

В конце дороги у горы

Копают грунт машины.

А вот готовят гончары

Горшки из красной глины.

Гончар сидит за верстаком

И мнет руками мягкий ком,

Вертящийся на диске,

И ком становится горшком,

Кувшином или миской.

  • Слайд. Современные гончарные круги.

А это уже современные гончарные круги, которые работают от электричества.

  • Слайд. Гончарный круг для детей.

Для детей был создан игрушечный гончарный круг, работающий от батареек.

Кто из вас догадался, как глиняную посуду сделать прочной? (её надо обжечь).

  • Слайд. Муфельная печь.

Ее надо обжечь в специальной печи, где очень высокая температура.

Вылепили посуду, высушили на воздухе, обожгли в печи.

  • Слайд. Современные муфельные печи.

Современные муфельные печи. Они бывают разной формы, но работают от электричества.

  • Слайд. Роспись кувшина.

А если хочется украсить посуду, что нужно сделать? (Расписать).

Прежде чем обжечь посуду ее расписывают художники.

  • Слайд. В художественном цехе. Художники за работой.

Украшена посуда  орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной одноцветной синей краской по белому фону.

Прежде чем обжечь посуду ее расписывают художники.

Вы видите художников за работой.

  • Слайд. Художественная мастерская..

Художники работают в художественных мастерских.

  • Слайд. Завод по производству глиняной посуды.

Где делают в наше время глиняную посуду? (На заводах и фабриках.). Гжельский фарфоровый завод самое крупное предприятие в Росси по изготовлению керамической посуды и традиционного фарфора. Завод находится в городе Гжель. 

  • Слайд. Изделия гжельских мастеров.

Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники - декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках и др. Украшена она одноцветной синей орнаментальной и сюжетной росписью по белому фону.

  • Слайд. Изделия скопинских  мастеров (кувшины в виде медведя, птицы и т.д.).

.Еще у нас в России хорошо известен скопинский гончарный промысел, который находится в городе Скопине Рязанской области..В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

  • Слайд. Изделия скопинских мастеров.

Скопинская керамика это глазурованные фигурные сосуды и подсвечники, многоярусные, украшенные сложной леплиной, выполненных в виде диковенного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

  • Слайд. Горшочки с пищей, с напитками и т. д.

.Посуда из глины очень прочная не боится высокой температуры в ней можно готовить пищу в печи. В ней хорошо хранятся продукты в жаркую погоду. В глиняной посуде сохранить можно прохладные напитки.

Вы, конечно, сможете теперь разгадать загадку (демонстрация слайда). Наверно у вас дома тоже есть глиняная посуда, если вы хотите, мы с вами можем организовать выставку.

См. презентацию «Глиняных дел мастера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию для детей групп старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство с тверской глиняной игрушкой"

Материал данного занятия дает возможность познакомить детей с историей возникновения народного промысла - изготовление тверских глиняных игрушек, с технологией изготовления и отличительными особенност...

Декоративное рисование на объёмной глиняной фигурке «Мастерская дымковской игрушки»

 "Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их         художественному восприятию, соде...

Музыкально-театрализованное занятие «В гостях у глиняной игрушки» (старшая группа)

Цель:  Приобщая к народной обрядовой культуре необходимо открывать детям гуманизм народной культуры, красоту и многообразие народного искусства (синтез слова, музыки, танца, пластики)....

«В ДЕРЕВНЕ У БАБУШКИ» РОСПИСЬ ГЛИНЯНОЙ ЧЕРЕПАШКИ

Конспект занятия по изодеятельности...

Презентация " Каргопольская глиняная игрушка"

Историяигрушки. Делала на экзамен по МХК, может пригодиться кому нибудь. Буду рада....

Глиняные предметы.

План-конспект Н.О.Д. по теме "Глиняные предметы".Расширять представления о свойствах глины,развивать мелкую моторику рук....