Традиции и инновации. Что такое театр? Ростовые куклы.
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Этот материал для музыкальных руководителей, воспитателей, методистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.95 КБ |
![]() | 15.4 КБ |
![]() | 19.71 КБ |
![]() | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции и инновации:
Театрально-игровые технологии.
Использование ростовых кукол в музыкальной деятельности детей.
«Где для детей польза, там же
для них должно быть и удовольствие»
(М. Монтень)
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить – такую способность им подарила сама природа с великой целью: служить способам познания мира.
Для развития творческих способностей ребёнка необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребёнка, тем ярче будут творческие проявления. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь.
Я, как музыкальный руководитель стараюсь искать новые формы и методы в работе с детьми по музыкальному воспитанию.
Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы.
Куклы – это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания.
Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям. Игра с куклой - это тот мир реальности, в котором живет ребенок.
Большие зрелищные куклы – это ростовые куклы, несомненно, вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых. Они яркие, красочные, объёмные в рост ребёнка. Ими удобно управлять - ребенок одевает на себя куклу, руки куклы одеваются на руки ребенка, ноги куклы, являются ногами ребенка, голова у таких кукол обычно больше, чем все туловище, управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
А самое главное они помогают развивать творческие, музыкальные способности дошкольников. С использованием кукол в играх создаётся особая среда, стимулирующая развитие личности.
Я обратила внимание, что в процессе взаимодействия с такой куклой, у детей снижается тревожность, повышается самооценка, развивается воображение, фантазия, речь, коммуникативные навыки, пространственная ориентация.
Такие куклы используются для проигрывания ролевых игр. Игры с куклами – героями сказок, становятся своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик и художественно-эстетическое воспитание.
Предварительный просмотр:
Традиции и инновации:
Использование театрально-игровых технологий на музыкальных занятиях
Что такое театр? Это лучшее, по утверждению Константина Сергеевича Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Вся жизнь ребёнка насыщена игрой, каждый ребёнок хочет сыграть в ней свою роль. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные: - с художественным образованием и воспитанием детей; - формированием эстетического вкуса; - нравственным воспитанием; - развитием коммуникативных качеств личности; - воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; - созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру. Театрально-игровой технологии отведено особое место в моей профессиональной деятельности. Основной задачей моей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности. В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры играют немаловажную роль. Развитие чувства ритма, речевого и певческого дыхания, координации движений, чувства ориентации в пространстве, расширение речевого и певческого диапазона и т. д. — всё это составляет программное содержание данных видов музыкально-ритмической деятельности. Музыкальные инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально-ритмические игры и упражнения вряд ли сделают из ребёнка без творческой составляющей творческой личностью, но они повышают интерес детей к музыкальным занятиям, к выполнению заданий педагога, в том числе и творческих, что, как следствие, повышает уровень усвоения материала. Проанализировав литературу известных педагогов-психологов, а также на основе своего педагогического опыта, мы пришли к выводу, что нужно обратить внимание на использование песен-инсценировок в развивающей деятельности дошкольников. А прежде всего, нужно классифицировать эти песни, чтобы понять, насколько данная деятельность разнообразна, почувствовать огромный потенциал и использовать в своей работе. Классификация песен для инсценировки: - Фольклорные песни-хороводы; - Детская эстрадная песня; - Театрализованные игровые песни; - Песни — попевки; - Песенки — шумелки. По количеству участников: - Общая — участниками являются все дети; - Индивидуальная — участвуют от 4–10 человек. Детям нравится, когда с ними работают индивидуально. Они тогда лучше раскрываются, идёт творческое общение. Но основной акцент делается на программные хороводные игровые песни. В них могут участвовать все дети или подгруппами по очереди. Они наиболее эффективны в достижении целей творческого развития детей. В данной деятельности применяется оборудование: - предметы (в зависимости от сюжета, количества героев или задумки); - детские музыкальные инструменты; - костюмы или их элементы. Детям желательно давать свободу выбора с помощью чего они будут осуществлять задуманное. Например, в театральных костюмах, с помощью кукол или с помощью картинок на палочках. Формы реализации песен — инсценировок на музыкальных занятиях: 1. Как включение отдельным элементом для разнообразия певческой деятельности и развитие самостоятельности; 2. В конце занятия включение музыкальной игры-драматизации; 3. Как отдельное занятие. На занятии с использованием песенных и игровых инсценировок можно достичь оптимальности результата, можно прослушать и инсценировать в течение одного занятия одну или несколько песен, или игр, в зависимости от вида занятия. Этапы работы над песнями-инсценировками: 1. Прослушивание; 2. Беседа; 3. Знакомство со словами; 4. Разучивание текста; 5. Соединение текста с мелодией; 6. Закрепление выученного; 7. Обыгрывание: выбор героя детьми, обговаривание характера героев; 8. Исполнение. Песенки-инсценировки, такие как «Два веселых гуся», «Маленький ежик-четверо ножек», «Мы делили апельсин», «Антошка», «Песенка Львенка и черепахи», «Урожайная», «Песенка про Лису и зайца» и другие, позволяют на музыкальных занятиях развивать в детях творческие способности, развивают коммуникативные качества, эмоции ребенка, чувства, движения выразительности. Развивают слуховые навыки, помогают снять комплексы ребенка: зажатость, стеснительность. Помогают ребенку проявить себя; у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами, находить партнеров, выбирать средства для реализации своих замыслов. Идеально подходят для использования на тематических праздниках. Богат и разнообразен мир детской фантазии. Недаром все дети без исключения любят сказки. Наблюдая детей еще в дошкольном возрасте, мы легко можем заметить, что почти в каждом из них заложена творческая жилка, ведь они эмоциональны, впечатлительны, любознательны, подвижны и деятельны, легко поддаются внушению, добросовестны в выполнении заданий. Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с музыкой и, в частности, с инсценированием песен. Инсценирование песен помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мастер-класса
Использование ростовых кукол на музыкальных занятиях.
Цель: Развивать эмоциональную сферу с использованием различных видов музыкальной деятельности. Обогащение слухового и музыкально-двигательного опыта детей.
Образовательные задачи по основной образовательной деятельности:
- Учить петь выразительно, правильно интонировать мелодию песни, играть на детских музыкальных инструментах.
- Развивать ритмический и тембровый слух, умение соотносить характер музыки с характером персонажа.
- Развивать творческие способности детей в танцевальных импровизациях.
- Воспитывать интерес и любовь к музыке.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих форм работы
- Пение.
- Игра.
- Восприятие и понимание смысла музыкальных произведений.
- Музыкально-ритмические движения.
- Игры на детских музыкальных инструментах.
Планируемый результат:
Эмоциональный отклик на музыкально-художественную деятельность в процессе игры-занятия. Дети демонстрируют наличие слухового и музыкально-двигательного опыта, проявляя его на практике.
Перечень оборудования и используемых материалов:
Оборудование: Рояль, музыкальные инструменты, ростовые куклы.
Материалы: Сказка «Теремок», русская народная музыка «Ах, вы, сени мои сени».
Ход мастер-класса:
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети (попевка)
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас с вами будет увлекательное путешествие с нашими героями из сказки «Теремок». Итак, (называю имена детей, кто кем будет – распределение по ролям). Путешествие будет не простое, а музыкальное. Послушайте русскую народную мелодию «Ах, вы, сени мои сени». У каждого героя будет своя тема. Вот послушайте.
Играю русскую народную мелодию для каждого героя сказки.
Музыкальный руководитель: И свой музыкальный инструмент. Мышка – колокольчики, Лягушка – трещётка, Зайка – бубен, Лиса – ложки, Медведь – маракасы.
Все поют: Стоит в поле теремок он не низок не высок.
Он не низок, не высок стоит в поле теремок.
Воспитатель-сказочница: Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Воспитатель: Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нём жить. Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Лягушка: Терем-теремок! Кто в тереме живёт
Мышка: Я, мышка-норушка! А ты кто?
Лягушка: А я лягушка-квакушка.
Мышка: Иди ко мне жить!
Воспитатель: Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
Зайчик: Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик
Мышка: А что ты умеешь делать?
Заяц: Песенку петь, и на бубне играть.
(Зайчик поёт песенку и играет на бубне)
Я весёлый зайка, Зайка – попрыгайка,
На полянке я скачу, Громко песенку пою. – 2 раза (Заходит в теремок).
Сказочница: Веселее стало в доме, стали жить они втроём,
Вдруг из леса выбегает, кто-то с рыженьким хвостом.
Под музыку крадётся лисичка с ложками в руках.
Лисичка: Я - лисичка, я – сестричка, у меня пушистый хвост,
По лесной идёт дорожке, поразмять решила ножки.
Что за чудный теремок? Он не низок, не высок,
Кто хозяин здесь, скажите, и в окошко поглядите!
Мышка: Я – мышка Норушка
Лягушка: Я – лягушка – квакушка,
Зайчик: А я – зайчик побегайчик.
Звери: А что ты умеешь делать?
Лиса: Я на ложечках играю, На концертах выступаю.
Играет на ложках под русскую народную мелодию, заходит в теремок.
Сказочница: Вдруг из леса весь лохматый, Вышел мишка косолапый.
Под музыку выходит мишка косолапый.
Медведь: Что за терем – теремок? Он не низок, не высок,
Подойду - ка я к двери, да узнаю, кто внутри.
(стучит в дверь) Тук-тук-тук.
Мышка: Кто там?
Мишка: Это мишка косолапый, В дверь стучит лохматой лапой!
Звери: А что ты умеешь делать?
Медведь: Танцевать умею я, Вот и пляска моя!
(Медведь пляшет неуклюже)
Выходи лесной народ, Вместе встанем в хоровод,
(зовет зверей)
Вы играйте, я спляшу, И ребяток приглашу.
Звери выходят из домика играют на инструментах, медведь пляшет.
Вот так терем – теремок!
Он не низок, не высок!
Много в нём живёт зверей.
Вместе жить нам веселей!
Он не низок, не высок, Наш весёлый теремок!
Предварительный просмотр:
Методическая разработка сказки «Теремок».
Организация культурно – досуговой деятельности для дошкольников.
Драматизация переделанной русской народной сказки «Теремок».
Вид деятельности: культурно – досуговая деятельность.
Соответствие культурно – досуговая деятельность с ФГОС ДО: социально – коммуникативное развитие.
Тип: театрализованная деятельность по произведению русской народной сказки «Теремок».
Предварительная работа: составление конспекта; изготовление атрибутов; работа с родителями по выразительности: над темпом речи и мимикой; разучивание песен героев, репетиции.
Активизация словаря: ищу себе домишко; кто же терем стережёт; босые лапки; поразмять решила ножки; что за чудо – теремок? он не низок, не высок.
Цель: создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности; развитие желания активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвуя в совместных играх; развитие речи и коммуникативные навыки у детей, приобщение детей к театрализованной деятельности.
Задачи:
• вызвать желание участвовать в драматизации сказки
• развивать умение использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест, движение)
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
Средства: жесты, мимика, интонация, движениеСпособы: наглядность, рассказывание, инсценирование, заучивание наизусть
Сказка «Теремок».
Под музыку выходит воспитатель – сказочница.
Сказочница: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Я хочу пригласить вас в сказку. За лесочком, на опушке,
Чья-то спряталась избушка. Не избушка, теремок, Он не низок, не высок.
Давайте сядем по удобней и посмотрим, что же будет дальше.
Послушайте, кто же это бежит по лесной тропинке?
В зал под музыку вбегает ребёнок-мышка с колокольчиком в руках, поет песенку
Мышка: Я – маленькая мышка, Я по лесу бегу,
Ищу себе домишко, Ищу, не нахожу, Динь-дон-динь-дон,
играет в колокольчик
Ищу не нахожу! Динь-дон-динь-дон, ищу не нахожу!
Мышка говорит: Что за чудо – теремок? Он не низок, не высок,
Кто же в тереме живёт, Кто же терем стережёт?
Никто не отвечает! В теремочек я зайду,
И порядок наведу, Занавесочки поправлю, у окошка посижу.
(ребёнок Мышка заходит в теремок)
Сказочница: Стала Мышка в доме жить, стала домик сторожить,
Вдруг от озера, по травке, шлёпают босые лапки.
Под музыку «Ах, вы, сени мои сени» на полянку выскакивает лягушка с трещоткой в руках, останавливается перед домиком и поёт песенку.
Лягушка: Речка, мошки и трава, Тёплый дождик, ква - ква -ква!
Я лягушка, я квакушка, Полюбуйтесь на меня что за чудо теремок?
Он не низок, не высок! Кто же в тереме сидит, и в окошечко глядит?
(стучится в теремок) Тук-тук-тук!
Мышка: Кто там?
Лягушка: Это я, твоя подружка! Я – зелёная лягушка.
Скучно в тереме одной? Поживу и я с тобой!
(ребёнок Лягушка заходит в теремок)
Мышка и Лягушка: (выглядывают в окошко и поют)
Будем вместе дружно жить, и комариков ловить!
Сказочница: Вдруг из леса на полянку, прибежал ушастый зайка!
В зал под музыку выскакивает ребёнок зайчик с бубном.
Зайка: Что за чудо, вот так да! Как же я попал сюда?
На полянке теремок, Он не низок, не высок,
Из трубы идёт дымок, под окошечком пенёк,
В дверь тихонько постучу, И хозяев позову. (стучит в теремок)
Тук – тук – тук, кто в теремочке живёт? Кто там песенки поёт?
Мышка: Я – мышка – норушка!
Лягушка: Я – зелёная лягушка!
Заяц: А я зайка ушастый!
Мышка: А что ты умеешь делать?
Заяц: Песенку петь, и на бубне играть.
(Зайчик поёт песенку и играет на бубне)
Я весёлый зайка, Зайка – попрыгайка,
На полянке я скачу, Громко песенку пою. – 2 раза (Заходит в теремок).
Сказочница: Веселее стало в доме, стали жить они втроём,
Вдруг из леса выбегает, кто-то с рыженьким хвостом.
Под музыку крадётся лисичка с ложками в руках.
Лисичка: Я - лисичка, я – сестричка, у меня пушистый хвост,
По лесной идёт дорожке, поразмять решила ножки.
Что за чудный теремок? Он не низок, не высок,
Кто хозяин здесь, скажите, и в окошко поглядите!
Мышка: Я – мышка Норушка
Лягушка: Я – лягушка – квакушка,
Зайчик: А я – зайчик побегайчик.
Звери: А что ты умеешь делать?
Лиса: Я на ложечках играю, На концертах выступаю.
Играет на ложках под русскую народную мелодию, заходит в теремок.
Сказочница:
Вдруг из леса весь лохматый, Вышел мишка косолапый.
Под музыку выходит мишка косолапый.
Медведь: Что за терем – теремок? Он не низок, не высок,
Подойду - ка я к двери, да узнаю, кто внутри.
(стучит в дверь) Тук-тук-тук.
Мышка: Кто там?
Мишка: Это мишка косолапый, В дверь стучит лохматой лапой!
Звери: А что ты умеешь делать?
Медведь: Танцевать умею я, Вот и пляска моя!
(Медведь пляшет неуклюже)
Выходи лесной народ, Вместе встанем в хоровод,
(зовет зверей)
Вы играйте, я спляшу, И ребяток приглашу.
Звери выходят из домика играют на инструментах, медведь пляшет.
После пляски Мышка: Вот так терем – теремок!
Лягушка: Он не низок, не высок!
Заяц: Много в нём живёт зверей.
Лиса: Вместе жить нам веселей!
Вместе: Он не низок, не высок, Наш весёлый теремок!
(сказочница представляет артистов)
Сказочница:
В ролях участвовали:(имена детей)
Звери:
Тут и сказочке конец,
А кто слушал молодец!
(звери кланяются и под музыку уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/
Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как Максим букву потерял»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с использованием ростовой куклы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 6 – 7 лет «Как...

«Использование ростовой куклы в логопедической работе с дошкольниками»
laquo;Использование ростовой куклы в логопедической работе с дошкольниками»...

Ростовые куклы
Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям (заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими п...

Презентация Мастер-класс по изготовлению ростовой куклы «Лиса»
Кукла помогает ребенку вести диалог, раскрепощает, что способствует развитию связной речи, коммуникативных возможностей ребенка, развивает координацию движений, помогает преодолевать застенчивость, за...

Доклад на тему "Инновации в воспитании" на педагогический совет "Воспитание: традиции и инновации, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"
Выступление "Инновации в воспитании" (из опыта работы) на педагогическом совете по теме "Воспитание: традиции, проблемы и пути решения в системе дополнительного образования"...
- Мне нравится (1)