"Проблема и условия развития детского художественного творчества"
статья по теме

Лукина Наталья Викторовна

В данной статье поднимаются вопросы художественно-эстетического воспитания детей, правильного развития творческих способностей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Проблема и условия развития детского                               художественного творчества»

Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества.

(В. А. Сухомлинский)

Воспринимая  произведения художников, дети проявляют  интерес  к живописи, желание ее внимательно рассматривать, ее красоту, получить радость от встречи с ней, осмыслить свое отношение к воспринимаемому; знакомятся с цветом как средством передачи выразительных образов и   настроения. Педагог помогает детям понять, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую, художник выражает личные чувства и переживания. При этом он использует особый язык - средства выразительности живописи.

Человек является частью природы, поэтому для ребёнка естественно обращение к природе. К тому же природа не постоянна, разнообразна явлениями и формами объектов, чем и привлекательна для художника. Изображение природы в рисунках детей несёт в себе отражение отношения к ней, эмоциональных переживаний детей и в этом огромное значение имеет умение отобразить выразительность образов  природы на бумаге, а значит владение детьми изобразительными техниками живописи.

Для создания собственных художественно-выразительных образов ребёнку-дошкольнику необходимо овладеть минимумом художественного опыта, но процесс его освоения затрудняется из-за необъективности отношения к детскому рисунку. Многие педагоги считают, что дети слишком малы и неспособны реалистично передавать характерные черты какого-либо предмета (объекта), поэтому обучение своих воспитанников они строят по принципу репродукции при чётком контроле над выполнением работы. В этом случае рисунки получаются одинаковыми. В них отсутствует индивидуальный стиль ребёнка.

На практике мы сталкиваемся и с другим подходом, когда продукты детского изобразительного творчества возводятся до уровня «шедевров». При таком взгляде снижается степень объективности в оценке творческого начала. Было бы педагогически неверным считать, что всё созданное ребёнком есть совершенство. В каждом рисунке, аппликации мы должны видеть возможную перспективу роста и показывать ребёнку, что в этой работе можно внести изменения, чтобы привести её к большей выразительности.

Ещё одна педагогическая модель организации детского изобразительного творчества заключается в том, что педагог стремится добиться внешней эффектности детских работ, но не обучает основам цветоведения, композиции, рисунка. Как правило, такая ситуация возникает, когда неклассические техники используются как самоцель. Например, технику монотипии  (на одной из сторон сложенного листка бумаги наносятся мазки краской, после этого листок складывается, разглаживается, в результате при раскрытии листа возникает симметричное цветовое пятно) педагог использует для того, чтобы дети получили образ бабочки. Выразительность бабочек наличествует, и все образы индивидуальны, неповторимы, но этот эффект достигается благодаря не творческим находкам ребёнка, а исключительно специфике данной техники.

Условия развития детского изобразительного творчества:

1.        Осознание значимости и сущности детского изобразительного творчества для становления ребёнка как личности;

2.        Поощрение творчества и свободного самовыражения детей;

3.        Создание условий для мотивации детей;

4.        Организация интересных и содержательных форм педагогической деятельности в условиях детского сада и дома;

5.        Единая позиция педагогов в понимании перспектив творческого развития детей;

6.        Учёт индивидуальных особенностей детей;

7.        Создание атмосферы творчества;

8.        Комплексное и системное использование методов и приёмов;

9.        Бережное отношение к процессу и результату творчества;

10.        Материальное обеспечение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных методов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобра...

Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у старших дошкольников

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к п...

Условия развития детского изобразительного творчества

Роль детского изобразительного творчества в становлении личности....

Презентация "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчества у детей разных возрастных групп с ЗПР"

Презентция к вопросу педагогического совета "Использование нетрадиционных приемов и техник в развитии детского художественного творчетва у детей разных возрастных групп с ЗПР"...

Развитие детского художественного творчества через художественно-эстетическое воспи.тание

Цель:  Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о перелетных и зимующих птицах.      Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность....

Родительский уголок группы. Консультация для родителей. «Особые условия развития детского художественного творчества»

Родительский уголок группы.Консультация для родителей «Особые условия развития детского художественного творчества»...