Проектирование образовательной деятельности в современном детском саду
учебно-методический материал на тему

Ястребова Екатерина Олеговна

Проектирование образовательного события

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_obrazovatelnoy_deyatelnosti_-_kopiya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проектирование образовательной деятельности в современном детском саду.

Согласно вступившему в силу ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2013 дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования.

Одна из причин введения ФГОС дошкольного образования ( далее- ФГОС ДО), заключается в том, чтобы сохранить (защитить ) эти особенности, не допустив переноса школьных форм и методов в детские сады, и обеспечить реализацию образовательных программ дошкольного образования в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Исходя из положений ФГОС, образовательную деятельность следует принимать как деятельность по созданию социальных ситуаций развития в процессе организации специфических и  интересных для ребенка, специальным образом мотивированных видов деятельности.

Проектирование образовательного события

Включает несколько этапов: выбор темы; постановка образовательных целей и задач, определение содержания образовательного события, подготовка предметно-пространственной среды.

Определение темы образовательного события.

Можно руководствоваться  темообразующими  факторами, предложенными Н.А. Коротковой:

  1. Реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей ( яркие природные явления и общественные события, праздники);
  2. Воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям.
  3. События, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: « Что это такое?», «Что с этим делать?» Как это действует?
  4. События, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детейи приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Главной особенностью выбора темы образовательного события является совместный выбор, который должен осуществляться вместе с детьми, а еще лучше с детьми и родителями.

Постановка целей и задач:

Цель определяет содержание, результат образовательной деятельности, служит критерием оценки эффективности деятельности педагога.

Следует различать понятия цель и целевые ориентиры. Целевые ориентиры задают направленность образовательной деятельности на перспективу, цели определяются к конкретным педагогическим мероприятиям(образовательным событиям), организуемым с детьми в течение недели (проекты, тематические недели), в течение дня, течение непосредственно образовательной деятельности.

 Три варианта постановки целей:

  1. Цель, ориентированная на формирование  представление о чем-то или о ком-то. Эта «зуновская» цель в духе информационного образования. Знаниевый компонент в целевых ориентирах выражен достаточно сдержанно и предполагает начальные знания о себе, о природном и социальном мире; элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики и т.п.
  2. Цель, сформулированная как развитие (познавательного интереса, любознательности, общения, речи и.т.д.)
  3. Цель, сформулированная как создание социальной ситуации развития. Этот вариант целеполагания  образовательной деятельности, который соответствует и требованиям к постановке образовательных целей, и требованиям ФГОС к организации образовательной деятельности. Данная цель соотносится с целевыми ориентирами д/о и позволяет педагогу постоянно удерживать их при организации работы с детьми. Через планомерное, систематическое, целенаправленное создание педагогом социальных  ситуаций развития в процессе общения игровой, познавательно-исследовательской деятельности, в процессе разных форм творческой активности становится максимально возможным достижение целевых ориентиров.

Цель состоит из инвариантной части (неизменяемая) и вариативной. Инвариантная часть связана с созданием социальной ситуации в рамках организуемых игр, бесед, экскурсий, занятий, поектов, тематических недель, праздников и т. д. Вариативная включает в себя указание на форму реализации и предмет обсуждения.

Инвариантная часть

П.2.3.5.

Вариативная часть

Указывается форма реализации программы( п.1.2.)

Указывается название организуемой деятельности

Создание социальной ситуации развития в процессе

Игровой деятельности познав –исслед. Деятельности, творческой активности

« Прятки с водой»

« По морям, по волнам»

Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Прятки с водой»

При проектировании продуктивной деятельности цель может быть задана через конечный продукт. «Создание социальной ситуации развития в процессе изготовления новогодних украшений для группы (елки, музыкального зала»).

Задачи рассматриваются как шаги по реализации поставленной цели, формулируются в конкретных действиях педагога. Состоят из инвариантной и вариативной части.

 Инвариантная часть

Задачи по созданию условий социальной ситуации развития

Вариативная часть

Задачи по образовательным областям/ по культурным практикам.

  • Обеспечить условия для выражения детьми своего умения, принятия решения
  • Обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов
  • Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками
  • Создать условия для ознакомления с …(познавательное развитие)
  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие) способствовать диалогическому общению со сверстниками

Определение содержания.

Содержание образовательного события составляет прежде всего деятельность детей (прежде всего, игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую).

Образовательное событие- это, прежде всего, деятельность, в которой, согласно П.Я. Гальперину, выделяются ориентировочная, исполнительная и контрольная части.

Структура детской деятельности

План (ориентир.основа)

Мотив (зачем?)

Побуждение к деятельности

Цель (что делать?)

Прогнозируемый результат деят.

План (Как делать?)

Определение способов деятельности

Дело(исп. часть

Процесс (цепочка действий, направленных на достижение цели)

Активность, направленная на достижение прогнозируемого результата

Результат контр. часть

результата

Соотнесение ожидаемого и полученного результата

Организующая роль педагога в организации детской деятельности

Этап

Действия педагога по проектированию детск4ой деятельности

способ

Цель (что делать)

Определяет уровень представленности цели (по образцу, по условиям, по словесному описанию и т.д.)

Проблемно-поисковые вопросы, организация предметно-пространственной среды( например изменения в окружающей обстановке, внесение новых объектов и т.д.)

Мотив (зачем?)

Создать мотивацию

Игровые и проблемные ситуации, организация предметно-простр. среды

План (как делать?)

Помогает определить план предстоящей деятельности

Карты, схемы, модели, вопросы, предварительное проговаривание

Процесс (цепочка действий

Помогает детям удерживать цель, способствует освоению нового опыта (ознакомление, расширение, уточнение представлений о чем-то, освоение или закрепление новых способов деят-ти), создает ситуации выбора, организует взаимодействие детей со сверстниками

Организация предметно-пространственной среды. Общение (с использованием приемов активного слушания)

Анализ результата

Педагог с детьми анализирует полученный результат, сравнивает с поставленной целью, анализирует ( как удалось получить этот результат, что для этого было сделано)

Организация предметно-пространственной среды. Общение (приемы активного слушания)

Пример организации продуктивной деятельности

Название деятельности

Зимняя шубка для зайца (2 младшая группа)

Мотив (зачем?)

Взрослый демонстрирует макет зимнего леса, в котором много фигурок зайцев серого цвета и один заяц белого цвета.

Вопросы взрослого: Что это? Почему решили, что это зимний лес? Кого вы видите в лесу? Какого цвета зайцы? Давайте всех найдем. Какого зайца было труднее всех искать? Почему? Какого зайца лиса найдет быстрее? Зачем зайцам зимой нужна белая шубка? Помочь зайцам встретиться в зимнем лесу от лисы, волка (ответ на вопрос зачем?)

Цель (что сделать?)

Как можно помочь зайцам? Сделать белую шубку (ответ на вопрос что нужно сделать?)

План (как делать?)

Как  можно сделать шубку для серых зайцев? Определение способов деятельности: раскрасить белой краской, сделать из ваты, белых салфеток, манной крупы (ответ на вопрос «как делать»?)

Процесс

Организация рабочего пространства, помощь взрослого

Анализ результата

Размещение зайцев в белой шубке на макете. Что мы с вами сделали? Зачем? Как?

Конспект образовательной деятельности оформлен в виде технологической карты. Это способ графического проектирования конспекта. Позволяющая отразить деятельностное содержание образовательного процесса.

Детально продуманный конспект не является стопроцентной гарантией успеха. Успешная его реализация зависит от умения педагога строить партнерские отношения с детьми, использовать приемы активного слушания, «считывать» сигналы, идущие от детей и реагировать на них.

Используемая литература:

Методическое пособие « Проектирование образовательных событий на основе ФГОС Д/О» Колчева Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция, как способ организации образовательного процесса в современном детском саду

C введением ФГОС дошкольного образования главной задачей стало уйти от учебно-дисциплинарной модели, чтобы педагогика стала не только средством воспитания и обучения, но и в большей степени ...

Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду

Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Методическое объединение : «Здоровьесбережение как средства реализации Образовательного Стандарта в современном детском саду»

Даный материал содержит конспект методического объединения "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду" сопровожденный презентацией по да...

Доклад на тему «Здоровьесбережение как средства реализации Образовательного Стандарта в современном детском саду»

Даный материал содержит конспект  "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду"" сопровожденный презентацией по данному вопросу,...