Статья. Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.
статья (младшая группа)
В исследованиях ученых Л.А. Венгера , Л.С. Выготского , И.Я. Каплунович , Ж. Пиаж , Г.А. Урунтаевой , дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формирования его познавательной активности. По мнению Л.С. Выготского в дошкольном возрасте мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditele1.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей (1)
Особенности развития мышления у детей дошкольного возраста.
В исследованиях ученых Л.А. Венгера , Л.С. Выготского , И.Я. Каплунович , Ж. Пиаж , Г.А. Урунтаевой , дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формирования его познавательной активности. По мнению Л.С. Выготского в дошкольном возрасте мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер .
В дошкольном возрасте дети учится воспринимать информацию, думать, говорить, а также начинают овладевать различными способами взаимодействия с предметами, усваивает определённые правила и начинает управлять своим поведением. Развитие мышления происходит при активном овладении ребёнком деятельностью, как практической, так и познавательной, которые имеют социальное происхождение.
По мнению Л.С. Выготского, основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности – познавательные интересы.
Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности. Экспериментальные исследования и наблюдения в области возрастной и педагогической психологии позволяют охарактеризовать некоторые особенности развития мышления в дошкольном возрасте.
Наглядно-действенное мышлениеразвивается, начиная с конца 1 года до 3х лет. Это вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Как пишут С.В. Велиева, А.В. Степанова, решение задачи осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе действий с предметами. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств. На начальной стадии развития ребенка такое манипулирование происходит спонтанно и неосмысленно. Он соотносит друг с другом те или иные предметы или части предметов, которые воспринимает в данный момент как наглядно, так и при помощи действий. Собирание пирамидок, складывание кубиков есть не что иное, как процесс постижения мира предметов в наглядно-действенной форме, процесс развития наглядно-действенного вида мышления. Далее характер действий начинает приобретать осмысленность и определяется уже качествами предмета, с которым взаимодействует ребенок. К 3 годам дошкольники проделывают более сложные манипуляции, тем самым постигая в непосредственных действиях и более сложные способы сочленения деталей и предмето.
Наглядно-образное мышлениеразвивается у детей в возрасте 4-6 лет. Л.С. Выготский пишет о том, что связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок не обязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле), хотя широко используют слова (но слова играют еще роль обозначения предметов, а не как отражение существенных свойств предметов). Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, – считает В.С. Мухина. Показателями наглядно-образного мышления являются: способность воссоздавать зрительный образ по представлению, группировка предметов по образцу, пространственно-временная ориентировка.
В своем исследовании Ж. Пиаже пишет о том, что в старшем дошкольном возрасте преобладает действенная форма мыслительной деятельности, но в мыслительном процессе происходят заметные изменения, в отличие от раннего дошкольного возраста. Круг мыслительных задач расширяется в этом возрасте особенно быстро. Дети старшего дошкольного возраста все более самостоятельно выбирают и применяют различные способы и приемы решения стоящих перед ними практических задач. Получение знаний является обязательным условием мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Усвоение знаний происходит в результате мыслительной деятельности, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных операций, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мыслительного процесса и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач.
Согласно исследованиям, проведенным В.С. Мухиной, основу развития мыслительной деятельности составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как их может использовать. По мнению автора, процесс развития мышления в старшем дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление совершенствуется, переходя на более высокий уровень, который, по мнению Л.С. Выготского, характеризуется следующими закономерностями: действенному решению задачи предшествует мысленное ее решение, данное в словесной форме. В связи с этим изменяется и сущность выполняемых ребенком действий, которые становятся исполнительными, т.к. поставленная задача решается в уме, то есть словесным путем, до начала действия; в соответствии с происходящими изменениями изменяется и сущность мыслительного процесса, который из действенного становится словесным, планирующим, критическим; действенная форма мышления не отбрасывается, но остается в резерве, и при столкновении с новыми умственными задачами ребенок вновь прибегает к действенному способу их решения. Вышеназванные изменения в процессе мышления детей старшего дошкольного возраста обусловлены: расширяющейся практикой ребенка, все более полно и многообразно усваивающего опыт взрослых; нарастающими в соответствии с возможностями потребностями ребенка, побуждающими его к постановке и решению новых, все более разнообразных и сложных задач; возрастающим значением речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста"
Проблема развития воображения детей актуальна, тем что это психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом....
статья "Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями"
Творческая деятельность имеет серьёзное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья усиливается о...
Статья: "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"
В статье приведены примеры игр для развития памяти дошкольника...
Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста
Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого -либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский...
консультация для воспитателей" Возрастные особенности развития мышления у детей дошкольного возраста"
Мышление является основной составляющей психики дошкольника. Трудно представить реализацию какой либо деятельности без подключения мышления....
Статья "Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста"
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка. Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраня...
Методическая статья особенности развития памяти у детей дошкольного возраста
Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка.Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняе...