Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР |
КАПИТАН | |
Я плыву на лодке белой
| Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными |
МОИ ВЕЩИ | |
Вот это - мой зонтик, | Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик). |
ДОМ | |
Я хочу построить дом, | Руки над головой "домиком". |
РАДУГА | |
Гляньте: радуга над нами, | Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение) Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. |
ГОРШОК | |
Под крышкой - | Сомкнуть пальцы, ладонь повернуть вниз. |
ЧЕРЕПАШКА | |
Моя черепашка в коробке живёт, Купается в ванне, Её на ладошке я буду носить, | Рука сжата в кулак. Большой палец сверху. Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре Волнообразные движение кулаком в воздухе. "Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре). |
ЗМЕЙКА | |
Посмотрите-ка, друзья, | Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом). "Змея" хватает за нос партнёра по игре. |
ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ | |
Эти пальчики щипают, | Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь). |
В КОМНАТЕ | |
Наша-то Катюша умная была: Мышка подбирает крошки под столом. Кошка коготками лавочку скребёт, Курочка рябая пол крылом метёт Катя варит кашу для зверят своих Кашки наварила, с ложки кормит их | Левая рука - чашечка, скребём пальцами правой руки по её ладони движение "от себя" тыльной стороной пальцев. Хватательно-щипательные движения правой руки с ладони левой Скрести согнутыми пальцами (коготками) ладонь левой руки. Скользящее движение ребром ладони одной руки по другой Указательным пальцем правой руки вращательные движения в ладони левой руки. "Зачерпываем кашку из кастрюльки" левой рукой (ложкой), протягиваем левую руку вперёд (кормим зверят). |
КРОЛИК | |
Маленький кролик с большими ушами, в мягкой земле. | Кисти прижать к голове, как ушки. Указательными пальцами дотронуться до носа. Указательные пальцы прижаты к губам. Роем норку (колени). "Чистим шёрстку". Руки складываем, кладём под щёку. Шевелим "ушами". |
ГВОЗДИ | |
Бом, бом, бом, бом, | Одна рука - "молоток" (сжимаем пальцы в кулак). Вторая рука (или рука партнёра по игре) - гвозди. Стоит на столе или коленях, опираясь на локоть, пальцы растопырены. "Молоток" стучит по "гвоздям" - по очереди по каждому пальцу. |
СЕРЕНЬКИЙ КОЗЁЛ | |
Как- то серенький козёл | Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд. Опускаем подбородок. Поднимаем подбородок вверх. |
ЖУЧОК | |
Этот маленький жучок | Перебираем пальцами по ступням. Щипаем ступни. Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей). Перебираем пальцами по коленям. Перебираем пальцами по животу. Перебираем пальцами по груди "Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи. Опускаем голову вниз, глаза закрываем. |
ЗАЙЦЫ | |
Десять серых зайцев | Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. Бежим пальчиками по столу или коленям |
ПОРОСЯТА | |
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, спинку об забор чесал. поросяток я люблю поросяток я люблю носом землю ковырял, что-то сам нарисовал. поросяток я люблю лежебока и нахал, и всех братьев растолкал. | Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. Безымянные. "Фонарики". Сжимаем и разжимаем кулачки Средние. Указательные. Сжимаем и разжимаем кулачки Большие. |
ВЕСНА | |
Стучат всё громче дятлы, Раскрылся колокольчик Динь-динь, звенит тихонько, | Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) |
КОТЯТА | |
У кошечки нашей есть десять котят, стоят: | Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. |
ДВА КОЗЛИКА | |
Как-то раз к кому-то в гости | На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. На слово "бух" - хлопаем в ладоши. Роняем руки на колени. |
У ЖИРАФОВ | |
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. пятнышки везде. на коленях и носках. складочки везде. складочки везде. на локтях, на коленях и носках. | Хлопаем по всему телу ладонями Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела Щипаем себя, как бы собирая складки. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. |
РЫБКИ | |
Пять маленьких рыбок | Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение. Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест). |
ПЕРЧАТКА | |
Весёлая мышка и отправила спать. | Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Складываем ладоши "ковшом" |
УЛИТКА | |
В домике она сидит, Вот улиточка ползёт На цветочек заползёт, Лепесточки погрызёт. Рожки в голову втянула, | Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). |
СТОЛ | |
У стола 4 ножки | (левая рука - в кулачок, сверху на кулачок опускается ладошка; если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка) |
ВЕТЕР | |
Ветер дует, задувает, | Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. |
ЧАСЫ | |
Мышь полезла в первый раз | Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки Руки "скатываются" на пол.. Два хлопка. Три хлопка. |
ПЯТЬ УТЯТ | |
Пять утят плывут вперёд, | Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются). |
ЧЕРВЯЧКИ | |
Раз, два, три, четыре, пять, | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. |
ПАУЧОК | |
Паучок ходил по ветке,
| Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. |
ПАСТУШОК | |
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, А я дудочку нашла, | (пальцы обеих рук сложены колечком и поднесены ко рту, имитировать игру на трубе) (хлопки в ладоши) (указательным пальцем одной руки круговые движения по ладошке другой руки) (можно произносить имя вашего малыша) |
ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ | |
Есть игрушки у меня: | (хлопать в ладоши) (загибать поочерёдно пальчики) |
ШАЛУН | |
Наша Маша варила кашу | (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша) (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов) |
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ | |
Раз, два, три, четыре, пять, | (загибать пальцы, начиная с большого) (загибать пальчики, начиная с большого) |
ПАЛЬЧИКИ | |
Раз, два, три, четыре, пять, | (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) |
КТО ПРИЕХАЛ? | |
Кто приехал? Мы, мы, мы! | (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев) (хлопает кончиками безымянных пальцев) (хлопает в ладоши) |
ДЕТКИ | |
Раз, два, три, четыре, пять, | (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) |
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ | |
Раз, два, три, четыре, пять, | (взрослый держит перед собой кулачок ребенка) (разгибает мизинчик) |
БЕЛОЧКА | |
Сидит белка на тележке, Заиньке усатому. | (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) |
ПО ГРИБЫ | |
Раз, два, три, четыре, пять, | (попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) |
КОШКА И МЫШКА | |
Мягко кошка, посмотри, Кошка ходит тихо-тихо, | (пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол) |
МОЯ СЕМЬЯ | |
Знаю я, что у меня | Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой |
ПАЛЬЧИКИ | |
Этот пальчик хочет спать. | (ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой (загибает безымянный пальчик) (загибает средний пальчик) (загибает указательный пальчик) (загибает большой пальчик) (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики) |
КАПИТАН | |
Я плыву на лодке белой | Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговария стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде. |
ДОМИК | |
Под грибом - шалашик-домик, В колокольчик позвоним. Двери нам откроет гномик, В домике дощатый пол, А на нем - дубовый стол. Рядом - стул с высокой спинкой На столе - тарелка с вилкой. | (соедините ладони шалашиком) (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки) (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; (левая рука сжата в кулак, |
БАРАШКИ | |
Захотели утром рано | Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки. |
ГРОЗА | |
Капли первые упали, Дождик застучал сильней, Дождь полил как из ведра, Разбежалась детвора. В небе молния сверкает, А потом из тучи солнце | (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу) (постучать по столу всеми пальцами обеих рук) (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе) (сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук) (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони). (нарисуйте пальцем в воздухе молнию) |
ЛОДКА | |
Лодочка плывёт по речке, | (обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик) |
ПАРОХОД | |
Пароход плывёт по речке | (обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх) |
КОЗА | |
У козы торчат рога, | (внутренняя сторона ладони опущена вниз, указательный палец и мизинец выставлены вперёд, средний палец и безымянный палец прижаты к ладони и охвачены большим пальцем) |
ОЧКИ | |
Бабушка очки надела | (большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко, колечки поднести к глазам) |
СТУЛ | |
Ножки, спинка и сиденье - | (левая ладонь - вертикально вверх, к её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе); если малыш легко выполнит упражнение, можно менять положение руки на счёт раз) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...