картотека пальчиковых игр
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры 1 год
После года пальчиковые игры становятся более разнообразными. С детьми раннего возраста уже нужно использовать не только словесную игру с ручками, как это было впальчиковых играх для самых маленьких, но и активно применять подручные предметы.
- это могут быть пришитые пуговицы на лоскутках ткани со специальными прорезями, чтобы ребенок мог учиться застегивать их,
- также здесь будут уместны различные шнуровки.
- полезно играть с крупами (фасоль, горох, рис), но под присмотром взрослых. Крупы можно насыпать в глубокую емкость, чтобы ребенок мог ручками там «купаться».
- очень хорошо сделать сенсорное одеяло из различных по составу кусков ткани. Играя на нем и прикасаясь к разным по качеству кусочкам, малыш будет развивать тактильное восприятие.
Пальчиковые игры 2-3 года
Ближе к 2 годам полезно приобретать навыки рисования карандашом, красками, а также лепить из пластилина под руководством взрослых. Очень нравится детям пальчиковое рисование. Еще их приводит в восторг рисование водой в специальных раскрасках, где картинки от воды проявляют цвет.
В это время ребенку также будет полезно играть с крупной мозаикой, перебирать бусы или нанизанные на нитку разноцветные пуговицы. Матрешки, пирамидки, разнообразные деревянные кубики – все это будет отличной игрой для пальчиков.
Родители могут проявить фантазию и сделать пару пальчиковых кукол из бумаги, ткани, или их даже могут заменить колпачки с нарисованными рожицами. Перед тем как играть, малышу нужно обязательно объяснить все условия игры, продемонстрировать ее, познакомить с главными героями. Пальчиковые игры детей раннего возраста, особенно в стихотворной форме, очень легко воспринимаются на слух и запоминаются, а самое главное, они обогащают словарный запас ребенка.
Пальчиковые игры 3-4 года
В 3-4 года кроме пальчиковых игр, нужно постепенно вводить пальчиковую гимнастику, которая будет более интенсивно воздействовать на развитие двигательной функции пальцев и кисти руки. Но чтобы данные занятия понравились ребенку, нужно знать некоторые особенности их проведения:
- нужно заранее подготовить малыша к пальчиковой гимнастике: рассказать, показать и отработать жесты, которые будут в гимнастике,
- упражнения выполнять надо вместе с ребенком, причем с видимым интересом,
- учить сразу несколько упражнений не стоит (лучше всего 2-3), новые вводить постепенно и хорошо, если упражнения будут простыми и недлинными,
- не стоит требовать от малыша одновременно повторять текст и выполнять движения – это прямой путь к неудаче,
- гимнастику следует делать без принуждения, неторопливо, всячески помогая и подбадривая ребенка,
- по времени ежедневные упражнения не должны превышать 2-5 минут.
Примеры пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста
• Ладошки на столе. На раз - пальчики разводим врозь, на два - собираем.
• На раз, два, три - меняем положение кисти руки, причем дети должны видеть движения взрослого.
Раз - ладошка, два - кулачок, три - ребро.
• На счет 1,2,3.4,5 соединяем поочередно пальцы обеих рук «здороваемся».
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(водим ребром ладошки по столу вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(кулачки энергично сжимаются и разжимаются)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку)
«Печем пироги»
Тесто мнем, мнем, мнем!
(нужно поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто)
Тесто жмем, жмем, жмем!
(нужно резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно)
Пироги мы испечем!
(нужно руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую)
В трехлетнем возрасте также будут полезны занятия с пластилином, глиной, тестом, а также с гофрированной бумагой и фольгой. Из этих материалов можно делать жгутики, шарики, комочки, блинчики и многое другое. Главное, все задания и движения обыгрывать и подавать в интересной форме.
Используя пальчиковые игры для развития речи, родители не только помогают своему малышу быстрее заговорить, но и способствуют развитию многих других функций: памяти, внимания, мышления, тактильного восприятия. Но самое важное – это то, что мама или папа в этот момент находятся рядом со своим ребенком, дают почувствовать ему свою заботу и любовь, что, несомненно, положительно влияет на их дальнейшие взаимоотношения.
Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.
Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.
Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)
Мы делили апельсин
(Крутим кулачком вправо-влево)
Много нас, а он один!
(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)
Эта долька для ежа,
(Разгибаем указательный пальчик)
Эта долька для чижа,
(Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для утят,
(Разгибаем безымянный пальчик)
Эта долька для котят,
(Разгибаем мизинчик)
Эта долька для бобра,
(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)
Ну, а волку - кожура.
(Двумя руками показываем волчью пасть)
Он сердит на нас - беда!
(Складываем руки домиком)
В домик прячемся - сюда!
Паучок ходил по ветке
А за ним ходили детки. (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)
Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Паучок ползёт опять, (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. ("Паучки" ползают по голове.)
Музыкальные пальчиковые игры для детей раннего возраста
Мы предлагаем вам еще несколько таких игр-упражнений. Выполняет их взрослый пальчиками малыша. Ближе к двум годам ребенок сможет выполнять эти упражнения уже самостоятельно.
Упражнения выполняются под специальное музыкальное сопровождение, которое оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Также благодаря музыке или пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильных долей. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете.
Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками, затем с переходом от левой руки к правой и обратно.
1. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.
2. «Камень-нож-бумага» - это упражнениe хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь сжатая в кулак ; ладонь на плоскости стола; ладонь ребром на плоскости стола. Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.
3. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте потом сделать на рисунке подписи и прочитать их.
Пальчики-зайчики
Для детей раннего возраста пальчиковые игры — это одно из самых лучших развлечений. Веселые, интересные, они помогают ребенку развиваться и знакомиться с окружающим миром. «Пальчики-зайчики» — это пальчиковая игра, которая будет интересна малышам самого разного возраста. Прелесть этой игры в том, что в нее можно играть по-разному.
Для начала каждому пальчику дается свое имя:
- большой пальчик — Коротышка;
- указательный — Торопыжка;
- средний пальчик — Тришка;
- безымянный пальчик — Тишка;
- мизинчик — Трусишка.
Называя «имена» пальчиков-зайчиков, нужно указывать на них, поглаживая кончики пальцем малыша. Когда каждый пальчик получит свое имя, начинается самое интересное. Можно разыграть сценку, рассказывая следующий стишок:
Коротышка в лес пошел.
Торопыжка гриб нашел.
Тришка занял свое место.
Тишка ляжет рядом тесно,
А Трусишка мало ел,
Оттого и похудел.
На каждой новой строчке нужно разгибать или загибать соответствующий пальчик. При этом можно поглаживать кончики пальцев малыша, немного массировать их.
Другой вариант этой пальчиковой игры, рассчитанный на детей постарше — дать «имена» каждому из пальчиков, а потом придумать историю о них. Также можно предложить ребенку пофантазировать о том, что могло случиться с пальчиками-зайчиками, где они были и чем занимались. В этом случае пальчиковая игра будет полезна для развития не только моторики, но и фантазии. Наконец, взрослый может показывать определенные движения (сгибать и разгибать пальцы, скрещивать их и т.п.) с тем, чтобы ребенок повторял движения за ним. В этом случае ребенок будет учиться управлять своими пальчиками, развивать мелкую моторику и координацию движений.
«Пальчики-зайчики» — это веселое и интересное развлечение, которое нравится практически всем детям. Тем не менее, взрослому важно контролировать реакцию ребенка — если видно, что он не в восторге от игры или сейчас не настроен ею заниматься, лучше отложить ее для другого раза.
| С какого возраста? | Полезна ли эта игра? |
«Пальчики-зайчики» | Начиная с 1-го месяца | Эта пальчиковая игра помогает развивать мелкую моторику и координацию движений, может использоваться для тренировки фантазии. |
Пальчиковые игры для детей младшего возраста(2-3 года)
Для того, чтобы дать представление ребенку о семье пригодиться такой стишок:
этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Ну а этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
(следует загибать пальчики, переходя от большего к малому, а в конце покрутить кулачком)
Если няня занимается приготовлением пищи при ребенке, она может рассказывать ему такой стишок, сопровождая слова движениями:
Мы капустку моем-моем (ребенок поглаживает кисти своих рук)
Мы капустку рубим-рубим (рубящие движения рук)
Мы морковку трем-трем (трущие движения)
Мы капусту солим-солим (двумя пальчиками солим)
Мы капустку мнем-мнем (пальчики в кулачок)
В бочку закатаем (постучать кулачком по кулачку)
В погреб уберем (обнимающие движения руками)
Вы можете придумать свои собственные приговорки. Главное в этих играх не бояться казаться смешным и дать волю фантазии, ведь текст, который придумали Вы сами, будет так близок Вам и Вашему малышу.
Веселые физкультминутки для детей.
Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Веселые физминутки - прекрасная возможность для детей с пользой размяться между различными занятиями, которые требуют усидчивости и внимания.
Особенно следует уделить внимание утренней физминутке, которая с самого утра поднимает настроение малыша и готовит его к интересному, плодотворному дню.
Очень помогают физкультминутки на уроках в школах. Если дети устали, то учителю следует провести короткую групповую физминутку для школьников.
Для игр, массажа и гимнастики.
Ой, качи, качи, качи,
В головах-то калачи,
В ручкая пряники,
В ножках яблочки,
По бокам конфеточки,
Золотые веточки.
Поочередно касаемся головы, рук, ног.
Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
Руки ребенка поднимаем вверх.
Потягунушки -
Порастунюшки,
Поаерек - толстунушки,
А в ножках - ходунушки,
А в ручках - хватунушки,
А в роток - говорок,
А в головку - разумок.
Вдоль - растушки,
Поперек - толстушки,
Ручки - берушки,
Ножки - бегушки,
Глазки - смотрушки,
Роток - говорок.
Широка река,
Высоки берега.
На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.
Подбородочек-малютка,
Щечки, щечки,
Носик, губки.
А за губками - язык
С соской он дружить привык.
Глазки, глазки,
Бровки, бровки,
Лобик, лобик-умница -
Мама не налюбуется.
Приговаривать, показывая, где глазки, носик и т.д. На последней строчке можно поцеловать свое чудо
Для пробуждения:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
Просыпалка
(с самого рождения)
- Мы проснулись, мы проснулись.
(Ручки в стороны, затем скрестить на груди).
- Сладко, сладко потянулись.
(Тянем ручки вверх)
- Маме с папой улыбнулись.
Просыпушки
Солнышко, солнышко,
загляни в окошко.
Загляни в окошко,
разбуди Сережку.
Чтоб денек чуть- чуть был дольше,
чтобы мы узнали больше,
чтоб игрушки не скучали,
а с Сереженькой играли.
Утренняя гимнастика
Ручки-ручки - потягушки
И ладошки - похлопушки.
Ножки-ножки – топотушки,
Побегушки, попрыгушки.
С добрым утром, ручки,
Ладошки
И ножки,
Щёчки-цветочки –
Чмок!
Здесь нужно просто следовать тексту, причем каждую строчку повторять столько раз, сколько нужно.
Физкультминутки, которые подходят для младших школьников
(можно делать на уроках в классах)
МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
Спал цветок и вдруг проснулся!
Потянулся, улыбнулся,
Взвился вверх и … улетел!
Вот и я на место сел!
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.
Физминутка для урока математики (можно выбирать предметы для счета):
Давай присядем столько раз,
Сколько подснежников у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
Повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.
Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...