Игры для развития логического мышления
методическая разработка (старшая группа) на тему
Эта информация поможет вам подробно разобраться в чем заключается вся суть игр на развитие логического мышления дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 708.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
посредством игр
Б.П. Никитина, Кюизенера и Дьенеша»
Иванова Алёна Алексеевна
воспитатель
МАДОУ «Каменно – Ключевской детский сад»
Прокопьевский район, 2017 год
Представляю вашему вниманию тему:
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
посредством игр
Б.П. Никитина, Кюизенера и Дьенеша»
В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важно – формировать способности у детей самостоятельно и творчески мыслить.
В решении этой задачи главную роль играют развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и кубики Никитина. Эти пособия отличаются своими особенностями: универсальность, абстрактность, высокая эффективность. Использование этих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д. Исходя из актуальности, определилась цель нашей работы:
Цель:
Способствование разностороннему развитию целостной личности ребенка и формирование интеллектуальных и познавательных способностей, развитие воображения.
Задачи представлены на слайде:
- Учить детей устанавливать логические связи и закономерности; формировать представления о форме, цвете, размере, толщине; формировать количественные представления;
- Формировать представления о составе числа, числовой прямой;
- развивать умения ориентироваться на плоскости;
- Развивать мышление, память внимание, глазомер;
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
А сейчас я расскажу подробно, в чем заключается использование каждого пособия:
«Логические блоки Дьенеша»
Золтан Дьенеш разработал логические блоки, позволяющие обучать детей основам математики в легкой игровой форме.
Дидактический набор "Логические блоки" состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
Играя с блоками Дьенеша, у ребенка активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы, а так
же в ходе работы с авторским дидактическим материалом у детей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.
«Палочки Кюизенера»
Кроме блоков Дьенеша, необычным и полезным игровым материалом являются палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера — комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы Дидактический материал разработан бельгийским математиком Кюизенером. С математического взгляда, палочки — это множество, в которой присутствуют отношения соответствия (одинаковые числа обозначают одинаковые по цвету и длине палочки) и порядка чисел: 1, 2, 3, 4, … С их помощью развивается моторика, память и логика, происходит познание основ геометрии, быстрее усваивается состав числа и математические действия с ними.
Благодаря цветным палочкам детей также легко подвести к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на..., научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как "левое", "длинное", "между", "каждый", "одна из ...", "какой-нибудь", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.
И еще одно из немаловажных пособий для развития логического мышления детей – являются игры Никитиных.
Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Так, одной из игр являются: «Кубики Б.П. Никитина и Е.А. Никитиной». Набор из 16 кубиков, 6 граней каждого кубика окрашены по - разному. Это дает возможность создавать одно, двух, трех, четырехцветные узоры в больших количествах.
Сначала ребенок рассматривает, какого цвета грани у кубиков, называет их. Пробует сложить свои первые узоры – дорожки одного цвета, потом из двух чередующихся цветов, заем приступает к составлению узоров, которые наблюдает по готовому образцу, либо придумывает сам.
Кубики Никитина способствуют формированию и развитию восприятия, пространственного мышления, наблюдательности, развитию тактильных ощущений, зрительному контролю ребенка за выполнением своих действий.
Использование материалов Никитина делает наиболее эффективными занятия с детьми на развитие следующих функций: пространственной ориентации; пространственного анализа и синтеза; чувства симметрии и асимметрии; концентрации внимания; мелкой моторики; воображения.
Работая в старшей разновозрастной группе детского сада, мы решили попробовать и сочли возможным начать процесс формирования мышления посредством интеллектуальных игр. Используем мы их как в процессе организованной образовательной деятельности, (например, вы могли пронаблюдать это сегодня на открытом занятии), так и в процессе режимных моментов.
Цветные палочки Кюизенера появились в нашей группе осенью, их доставили по почте сказочные герои. Дети с интересом рассматривали новую игру, пытались построить что-нибудь. Игра красочная и увлекательная, сразу привлекла внимание детей.
Игры с палочками Кюизенера проводились в системе, они служили для выработки навыков счета, измерения, вычислений, выполнение разнообразных практических действий. Использование чисел в цвете позволяло развивать у ребят представление о числе на основе счета и измерения.
Выделение цвета и длины палочек помогало детям освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
Данная игра развивает мелкую моторику рук, способствует более яркому проявлению воображения.
Мы используем также игры Б.П. Никитина. Дети с удовольствием раскладывают узоры разных цветов как по заданию воспитателя, так и самостоятельно. Составляют с нашей помощью квадрат из различных деталей.
Такая работа развивает наглядное мышление, воображение, фантазию и активизирует творческие способности.
Популярностью пользуются уникальные логические блоки Дьенеша - это материал для подготовки мышления детей к усвоению математики, помогает ребенку овладеть мыслительными операциями.
Играя с блоками Дьенеша, привлекало внимание детей, прежде всего их качественные признаки: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяли их самостоятельно: группировали по этим признакам, выстраивали разнообразные структуры, но чаще художественные композиции: узоры, дома, постройки, животных, применяя карточки с образцами.
Проводя итог своего выступления, можно отметить, что при систематической работе дети стали более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, длине, ширине, толщине), научились выявлять и абстрагировать свойства( Рассматривать предмет или явление, выделяя их существенные, закономерные признаки и отвлекаясь от их несущественных), овладели умственными операциями сравнение, обобщение; научились классифицировать с заданными свойствами, сформировали простейшие логические высказывания с союзом «и», «или», с отрицанием «не».
Я считаю, если при проведении организованной образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры на развитие логического мышления"
Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в ...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОЧНОГО ДОМИКА
"Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир".Игра является естественным состоянием, потребностю ребенка, средством общения и совместной де...
«Предпосылки развития логического мышления у детей 4-5 лет. Игры на развитие логического мышления»
Открытый показ в средней группе...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Чтобы повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...
Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...
развитие речи через игры на развитие логического мышления
В презентации кратко указаны тезисы по развитию речи у детей дошкольного возраста через игры с логическим содержанием...
Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...