Экспериментирование как средство развитие ребенка - дошкольника.
статья на тему
Статья для Межрегиональной научно-практической конференции на тему: "Использование активных методов обучения в условиях реализации ФОС ДО и НОО".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statyano3.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование как средство развитие ребенка - дошкольника.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
В быстроменяющемся мире в эпоху стремительных изменений информации и компьютеризации образование и воспитание должно шагать в ногу со временем. Наша жизнь требует от нас проявления поисковой активности и освоение новых технологий.
Это означает, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать выводы.
На протяжении всего дошкольного детства этому способствует игровая деятельность, а также огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В основе познавательной деятельности лежит детское экспериментирование. Оно дает возможность обнаруживать новые свойства окружающих объектов, выделить их сходства и различия, прослеживать связь и делать выводы. А, наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, и сделать их полезными.
Ставлю перед собой следующую цель:
Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
- Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического эксперимента.
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, установление причинно - следственной зависимости, умение делать выводы.
- Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- Создание предпосылок формирование практических и умственный действий.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- развитие способности к пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Старший дошкольный возраст:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведения конструктивной беседы в процессе деятельности;
- развитие способности выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулирован* выводы.
В основе экспериментирования лежат опыты. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях(центры экспериментирования, «экологическая тропа» участок детского сада).
Опытно — экспериментальную деятельность можно разделить по следующим направлениям:
- Материалы, объекты природного мира и явления природы (камень, песок, глина, вода, воздух, космос, минералы).
- Мир растений и животных (их характерные особенности цвет, форма, запах, вкус; их строение и размножение.
- Материалы и объекты рукотворного мира.
- Время (сутки, месяц, сезон, год).
- Геометрические фигуры (фигуры объемные и плоскостные их применение.
- Чувства и эмоции.
- Человек.
Виды деятельности в экспериментирование :
- НОД.
- Игровая деятельность.
- Наблюдение. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). На родительском собрании предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
- Работа с родителями.
- Режимные моменты.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. В подготовительной к школе группе может быть оснащена мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях. Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещают коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр.), лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями.
Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно.
Наблюдения практической работы показывают, что постепенная экспериментальная деятельность становится игрой в которой есть два начала учебно – познавательное и игровое – занимательное. В результате закрепленные в играх – опыта знания о связях и качествах природных объектов, становятся более осознанными и прочными.
Самое лучшие открытие то, которое ребенок сделает сам!
Ральф У. Эмерсон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. . Данный проект предст...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Программа по экспериментальной деятельности в детском саду...
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников.
Взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира....
Статья Музыкальное воспитание как средство развития ребенка-дошкольника
Музыка может обогатить духовность нашего подрастающего поколения, помочь в становлении разносторонней личности ребенка. Ведь слушать и слышать музыку это значит познавать мир душой.В статье я дел...
Консультация для родителей Детское экспериментирование как средство развития любознательности дошкольников
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем Ребёнок. Чего только мы не найдём в его карманах, какие тол...
Консультация для родителей «Музыкальная игра как средство развития ребенка-дошкольника»
Консультация для родитей...