Программа по дополнительному образованию «Логические игры для детей 4-5 лет»
рабочая программа (средняя группа) на тему
В программе приведены планы занятий по развитию логического мышления у детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_detey_4-5_let.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа № 281» Дошкольное отделение № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ «Школа № 281»
_________________ Е.С.Вологина
«___» _________ 2016
Программа
по дополнительному образованию
«Логические игры для детей 4-5 лет»
Срок реализации: 5 месяцев
Воспитатель ДО № 2
Шкилькова Н.В.
Москва
2017
Пояснительная записка
В системе образования уделяется внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, но развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Кроме того, последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанная программа позволит устранить этот недостаток.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительных действий взрослых. Начинать развитие логического мышления следует значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано, как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Цель программы – овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления.
Задачи
- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления.
Способ проверки результатов работы: диагностика усвоения операций логического мышления.
Критерии диагностики:
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
- Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего.
Критерии оценки усвоения программы
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Сроки реализации программы – 7 месяцев.
Режим занятий – 2 занятия в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 20 минут с перерывом на физкультурную паузу.
Количество детей – от 5 человек.
Календарно-тематический план занятий прилагается.
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Структура занятий
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
- Физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физкультурные минутки и пальчиковая гимнастика позволяют детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра, рисование в конце занятия являются своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Содержание программы
Анализ – синтез. Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета. Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение. Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
Ограничение. Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение. Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
Систематизация. Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
Классификация. Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения. Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются». Верно?). Решение логических задач.
Логические игры | ||||
План занятий с детьми 4-5 лет | ||||
№ | Темы | Количество занятий | Итого | |
Теория | Практика | |||
| Декабрь |
|
|
|
1 | Собери картинку | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Лабиринты | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | Пирамидки | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Матрешки | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Что изменилось? | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Кубики (от 4 шт.) | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Найди отличия |
|
|
|
8 | Дорисуй то, чего не хватает | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Январь |
|
|
|
9 | Соедини точки по образцу | 0,5 | 0,5 | 1 |
10 | Найди пару | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Найди лишнее | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | Группы предметов | 0,5 | 0,5 | 1 |
13 | Что было сначала, что было потом | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | Найди заплатку | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Расположи предметы в соответствии с заданием | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Февраль |
|
|
|
16-17 | Пазлы (от 9 шт.) | 0,5 | 1,5 | 2 |
18-19 | Домино | 0,5 | 1,5 | 2 |
20 | Собери пазл | 0,5 | 0,5 | 1 |
21 | Расставь значки по заданию | 0,5 | 0,5 | 1 |
22 | Рассмотри картинку | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Март |
|
|
|
23 | Продолжи ряд | 0,5 | 0,5 | 1 |
24 | Верю-не верю | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | Запомни и повтори | 0,5 | 0,5 | 1 |
26 | Сложи узоры | 0,5 | 0,5 | 1 |
27-28 | Игра крестики-нолики | 0,5 | 1,5 | 2 |
29 | Рисунок по точкам | 0,5 | 0,5 | 1 |
30 | Знакомство с клеткой | 0,5 | 0,5 | 1 |
31 | Повтори рисунок | 0,5 | 0,5 | 1 |
| Апрель |
|
|
|
32 | История шашек. Правила игры | 0,5 | 0,5 | 1 |
33 | Как начинать игру | 0,5 | 0,5 | 1 |
34 | Делаем наилучшие ходы | 0,5 | 0,5 | 1 |
35-36 | Простые комбинации | 1 | 1 | 2 |
37 | Дамки | 0,5 | 0,5 | 1 |
38-39 | Реши самостоятельно |
| 2 | 2 |
Итого: | 39 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по дополнительному образованию Азбука «Здоровья» для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет
возраст от 3 до 7 лет...
Программа по дополнительному образованию "Мир фантазии" для детей 3-7 лет.
Устремленная личность - личность творческая, имеющая творческую энергию, идеи, таланты. В частности, такая личность легко выражается в словах, ощущениях тела, эмоций и мыслей Духа....
Рабочая программа по дополнительному образованию "Логическая азбука"
Рабочая программа по дополнительному образованию "Логическая азбука"...
Программа по дополнительному образованию «Логические игры. Шашки и шахматы» для детей 5-7 лет.
В программе приведен план обучения детей 5-7 лет игре в шашки и шахматы....
Программа по дополнительному образованию "Мы играем в ЛЕГО"
Программа по дополнительному образованию....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Математикой играя, развиваемся»
Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными...
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Умные игры в добрых сказках» (кружок)
ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ«Умные игры в добрых сказках» (кружок)социально-педагогической направленностидетей дошкольного возраста 5-6 лет...