Взаимодействие с семьями воспитанников в системе дошкольного воспитания
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Первые исполнители нового социального заказа государства – родители и детский сад, это требует новых отношений между педагогами и семьёй, именно здесь начинается их взаимодействие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с семьями воспитанников в системе дошкольного воспитания
Автор статьи: Сонникова Ольга Фёдоровна, воспитатель высшей категории, ГБОУ «Школа № 842», ноябрь 2013 г.
Современному обществу нужна мобильная и креативная личность, умеющая не только жить в рыночной экономике, но и действовать в нестандартных ситуациях, принимать решения и нести ответственность.
Проблема воспитания детей в семье привлекала внимание многих представителей прогрессивной педагогики, как отечественной, так и зарубежной, начиная с глубокой древности и до наших дней.
Семья для дошкольника – первая и часто почти единственная общественная среда, первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность, а влияние на ребёнка дошкольного возраста всех остальных общностей лишь корректирует семейное воспитание.
Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи раскрывается в исследованиях Л.С. Алексеевой, Ю.Я. Левков, Ю.А. Петрова, С.Н. Токаревой, В О.Н. Урбанской и др. По их мнению, основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает педагогическая подготовка отцов и матерей, включающая в себя целенаправленное научное просвещение. В этих работах выявляется взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание, подчёркивается, что высокий уровень педагогической культуры немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой требовательностью к ним.
Ю.Я. Левков назвал факторы, влияющие на формирование у родителей интереса к педагогическим знаниям: обновление, углубление и совершенствование имеющихся знаний; раскрытие важности, существенности изучаемого; опора на жизненный, в том числе и воспитательный опыт родителей; единство теоретического и практического в раскрываемом материале; практическая значимость педагогических знаний; сочетание продуктивных и репродуктивных методов в раскрытии материала; создание проблемных ситуаций; побуждение родителей к анализу собственного опыта; благоприятная эмоциональная обстановка; взаимное доверие, педагогический такт, педагогическая этика.
Первые исполнители нового социального заказа государства – родители и детский сад, это требует новых отношений, между педагогами и семьёй, именно здесь начинается их взаимодействие.
Взаимодействие — это взаимное влияние людей друг на друга и совместное действование.
По науке взаимодействие: «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, изменение её в социальной структуре общества, то есть способ организации совместной деятельности. В психологическом словаре термин «взаимодействие» является таким понятием, «где поведение одного человека выступает стимулом для поведения другого». Что является непременным условием для становления субъект - субъектной модели отношений воспитателя с семьёй.
В основе взаимодействия педагога и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение целей, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы. Сотрудничество - является тактикой воздействия и общения с родителями, в которой позиция педагога исходит из интересов семьи и перспектив дальнейшего развития ребёнка, как полноценного члена общества (мы с вами вместе можем).
Сотрудничество – общение на равных, а взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения на равных.
На этапе развития ребёнка дошкольника они вместе закладывают основы успешности растущего человека в его взрослой жизни. Следовательно, вопрос создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» является одним из приоритетных в работе любого образовательного учреждения. Родители должны стать нашими партнерами и союзниками в сложной работе – воспитать настоящего человека.
Проблемы воспитания на протяжении многих веков волновали человеческое общество и эта тема всегда актуальна. Ещё с открытия первого детского сада в России (частный детский сад А.С. Симонович) решаются вопросы: как сочетать дошкольное образовательное учреждение и семью? В каких отношениях должны находиться детский сад и семья?
По мнению К.Д. Ушинского, воспитание в детском саду и правильно поставленное семейное воспитание в педагогически образованной семье будут способствовать успешному развитию ребёнка. Должна быть полная гармония этих отношений.
По мнению А. Симонович, которая отмечала значение общественного воспитания детей и никогда не мыслила его изолированно от семейного и всегда подчеркивала, что «самое естественное воспитание, которое только человек может получить, есть воспитание в семье», и родители должны ежедневно уделять ребенку достаточно внимания. Только около 5 часов в день он проводит в саду, где учится жить в обществе, все остальное время принадлежит матери и отцу.
В Европе первый детский сад был открыт Фридрихом Фребелем, в первой четверти XIX века и являлся дополнением семейного воспитания. Основная идея того времени в том, что первыми воспитателями являлись родители: от матери они получали нравственное воспитание, а чем старше становился ребёнок, тем больше влияния он получал от отца.
Но наступает такой период в развитии, когда помимо нравственного воспитания, требуется умственное развитие и необходима помощь посторонних лиц, которые специально подготовлены для передачи познаний умственных.
На разных этапах общественного развития менялось отношение государства к семье и к семейному воспитанию. После революции в 1917 года политика в отношении семьи диктовалась идеологическими задачами и была направлена на подчинение «классовым целям», интересам государства. Советское государство «перехватило» функцию социализации детей, не доверяя родителям воспитание «строителей коммунизма».
В 20-е годы писали, что семейное воспитание - это «отсталое» воспитание, отмечалась ограниченность кругозора родителей, бессистемность их воздействия на детей.
В то же время педагоги Н.К. Крупская, Д.В. Менджерицкая, А.В. Суровцева, Е.И. Тихеева, А.П. Шохина и др. Считали, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение, необходимо постоянно устанавливать контакт с родителями и окружающей жизнью.
Необходимость связи детского сада с семьей объяснялась тем, что дошкольные учреждения первыми принимают ребенка из семьи, и они непосредственно продолжают дело, начатое семьей. Устремления детского сада и семьи должны быть едиными.
Практика показала, что связь общественного и семейного воспитания была жизненно необходима. Тезис об игнорировании семьи остался лишь в теории.
Семье оказывалась педагогическая помощь различными путями. Издавалась педагогическая литература для родителей, где анализировались типичные ошибки в воспитании, давались советы (Е.А. Аркин, Д.В. Менджерицкая, Л.И. Красногорская, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Е.А. Флерина и др.).
В этот период зародились «традиционные» формы работы с семьей: коллективные беседы, стенгазеты, уголки для родителей в детском саду, кинофильмы по охране здоровья детей, выставки, родительские собрания, педагогические консультации, специальные курсы для матерей и др.
В те годы намечались пути взаимодействия детского сада и семьи, представляющие интерес сегодня.
Вместе с тем, прослеживается некоторый принудительный и назидательный характер работы с родителями, идеологическая и классовая направленность просветительской работы.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Сместились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Речь идет не об одностороннем воздействии на родителей, а о взаимодействии ДОУ и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
После 1917 года все детские сады становятся общественными и организованными. Воспитание в учреждениях того времени рассматривалось как средство борьбы с пережитками семейного «мещанского» воспитания. Целью было положить начало общественному воспитанию ребенка, что будет способствовать формированию физически и умственно развитого ребенка, полезного для общества. Таким образом, семья отлучалась от ответственности за своих детей.
Одним из путей обеспечения детям условий для полноценного воспитания в обществе сверстников в начале ХХ в. были домашние детские сады. Организация детских садов на дому возникла из идеи взаимопомощи. Их целью было не устройство образцовых детских учреждений, а осуществление основных принципов воспитания в тех реальных условиях и обстановке жизни, в которых находились дети.
В 1908 г. в Санкт-Петербурге группа родителей, «убежденных в необходимости и плодотворности общественного воспитания детей на первых порах их жизни», открыла домашний сад для детей от 4 до 6 лет. Чтобы сохранить в детском саду характер семьи, число детей ограничивали до 10-15 человек. Родителей и руководителей объединяла цель – дать детям возможность получить не узкосемейное, а общественное воспитание, в котором родители играли бы активную роль в качестве участников и работников, а не пассивных наблюдателей.
Домашний детский сад, по сути, стал основным видом дошкольного учреждения.
В 40 – 80 годах XX века появилась тенденция – подчинить семью влиянию дошкольного учреждения. Главной целью по-прежнему являлось воспитание члена общества. Поэтому семья рассматривалась как объект воздействия.
Постепенно эта позиция смягчалась и более глубокие изменения во взаимодействии с семьёй произошли в 90-е годы XX века. Причиной этого была реформа образования.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение её социальных функций. Таким образом, в настоящее время заметно возрос интерес педагогов дошкольных образовательных учреждений к взаимодействию с семьёй. Исследований на эту тематику достаточно много, но есть причины, по которым эта проблема попала в ряд актуальных:
- неразрешимы противоречия между материальными и духовными запросами, между семейными и производственными обязанностями;
- успешное взаимодействие с семьями детей зачастую определяет успешность дошкольного учреждения;
- дошкольные учреждения продолжают оставаться закрытыми для родителей, последние являются только сторонними наблюдателями, подорвано доверие к воспитателям, педагоги и родители не чувствуют себя единомышленниками, не всегда понимающими друг друга;
- изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия.
Самые квалифицированные педагоги, которые работают по современным программам, не смогут конкурировать с семьями воспитанников. По мнению Ф. Бэкона семья – это место, где делают людей, где формируются их отношения к людям и к миру. Поэтому важно определиться, как выстраивать взаимодействие с семьёй, как сделать родителей своими партнерами.
Исследования большинства ученых сходятся в мысли о том, что семья в последнее время претерпела огромные изменения. Специалисты отмечают, что в последнее время в семье доминируют равноправные отношения, а стабильность зависит от желаний и качества отношений между супругами. Поэтому стабильность семьи и тем более благоприятный психологический климат, так необходимый для детей, явление редкое.
Идея взаимодействия педагогов и семьи нашла свое отражение в нормативно – правовых документах, таких как, «Концепции дошкольного воспитания», Законе «Об образовании» и других.
В «Концепции дошкольного воспитания» говорится: «Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога, что особенно необходимо при подготовке детей к школе».
В Законе «Об образовании» записано, родители – это первые педагоги. Родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности. На родителях в соответствии с Семейным Кодексом РФ лежит ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном развитии. Они являются первыми педагогами своих детей, а педагоги существуют в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения остаются актуальными. Мы говорим не о принудительном чтении им лекций, а о взаимодействии педагога и семьи, что предусматривает обмен чувствами, мыслями и идеями.
Поэтому и педагоги должны менять свои позиции во взаимодействии с семьёй. Таким образом, надо менять условия работы с родителями, совершенствовать формы и методы сотрудничества педагогов и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий и программ. Педагог не только воспитывает и обучает детей, но и является партнёром родителей по их воспитанию.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и педагога, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
По мнению В. А. Сухомлинского «Без... активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества». В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что школа, как основное звено в воспитании, должна вести за собой семью, содействовать правильному воспитанию детей, постоянно заботиться о педагогической культуре родителей. Без этого невозможно решение ни одной задачи обучения и воспитания.
Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для педагогов, и для родителей. Никакая воспитательная работа невозможна без педагогического просвещения родителей. Следует формировать желание лучше воспитывать своих детей – что является неотъемлемой составной частью культуры родителей.
В современной жизни отражаются все социально-экономические и социокультурные проблемы российского общества. На самочувствие семьи заметно отражается стрессогенный ритм современной жизни, что сопровождается чрезмерным напряжением, как на работе, так и дома.
Кризисная ситуация конца XX века способствовала не только разрушению достигнутого уровня дошкольного образования (сокращение детских садов, объявление детского сада необязательной ступенью), но и способствовала разрушению традиционных укладов, складывающихся десятилетиями и являющихся стержнем семьи. Преобразовались межпоколенные родственные связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье.
Высокая занятость взрослых резко снижает количество времени, уделяемого ребенку. И воспитание детей в семье переходит к старшему поколению, бабушкам и дедушкам. А родители стремятся к улучшению материального состояния, карьерному росту, в соответствии с современными распространившимися критериями и нормами. Им не хватает времени поиграть, почитать, поговорить с ребенком. Лучше включить телевизор или компьютерную игру, купить новую игрушку. Проблема вся в том, что старые, добрые мультики уже никто не смотрит, а современные пестрят чудовищами, драконами, «выходцами с того света» и прочими агрессивными персонажами. Сейчас на рынке немало игрушек, олицетворяющих негативные образы, которые очень плохо влияют на процесс формирования нормальной, здоровой личности малыша. Многообразие монстров, изделий с безобразными лицами, всевозможных трансформеров, игрушек непропорциональных форм заставляет всерьез задуматься об угрозе психике современных детей.
Родители сами находятся в постоянной стрессовой ситуации, а ребёнку нужны любовь, ласка, терпение, забота и внимание.
В обществе происходит поляризация всех процессов и явлений: есть бедные и богатые, духовно развитые и бездуховные, грамотные и безграмотные. Так же и отношения к детям, в семьях, разное.
Специалисты столкнулись с двумя совершенно параллельными направлениями в воспитании и образовании детей в семье: либо родители восхищаются всеми проявлениями ребенка и попустительски относятся к его воспитанию, либо пытаются восстановить свои позиции главных членов семьи и появляется откровенная жестокость.
Именно родители являются заказчиками образовательных услуг и ждут «накачки» ребёнка знаниями, умениями и навыками. Для достижения этой цели родители лишают ребенка детства и готовы тратить всё своё время и средства.
В воспитании современного ребенка заинтересованы и родители и дошкольное учреждение. Родители хотят воспитать и вырастить достойную личность и гражданина, воспитатели так же стремятся к этому.
Родители, не владеющие знаниями об особенностях развития ребенка, не внимательные к его внутреннему миру, испытывают трудности в воспитании и способны совершить ошибки, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.
Педагоги ДОУ располагают потенциальными возможностями помочь родителям в воспитании детей. Родители нуждаются в помощи, но не формальной, а конкретной, учитывающей особенности развития их ребенка.
Анализ психолого–педагогической литературы, по проблеме взаимодействия педагога и семьи, показывает, что в последнее время и наметились новые перспективные формы и методы работы сотрудничества, но работа направлена только в одном направлении, педагогической пропаганды, где семья всего лишь объект воздействия. Следовательно, возможности семейного воспитания выполняются не в полной мере и обратная связь с семьёй отсутствует.
Родители мало задумываются над тем, чего не хватает им самим, что нужно узнать, чему научиться, чтобы справиться с очень сложной задачей – воспитание и развитие собственного ребенка. Молодым мам и папам очень сложно найти ответы на эти вопросы.
Семья и детский сад – два наиболее значимых института социализации детей. Ни одна программа не может дать результат, если он не решается совместно с семьёй. Содержание и формы работы с семьёй разнообразны и не может быть единого стандарта: задача педагога – уметь быть чутким к запросам родителей и компетентным в вопросах воспитания и образования. Поэтому основной целью взаимодействия педагога и семьи является создание условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Родители не сразу активно включаются в этот процесс. Партнерские отношения воспитываются так же, как и любое качество личности.
На сегодняшний день сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей.
Проведем анализ форм педагогического просвещения родителей.
Построение отношений между педагогом и семьёй следует начинать с изучения и информирования семьи. Изучение семьи поможет получить информация об особенностях семьи, что она хочет получить от педагога, её ожидания, потребности. С этой целью проводятся анкетирования, опросники, тесты, индивидуальные беседы, ориентируемые на знакомство с семьёй.
В исследованиях говорится о том, что родителей следует заранее информировать о программе, по которой работает ДОУ; выработать общие цели и задачи развития и воспитания детей; знакомство с режимом дня и другое. Его можно реализовать через разные формы взаимодействия с семьёй: родительские собрания, праздники, беседы, консультации, наглядно-информационные стенды (сайт ДОУ, стенды, буклеты и другое).
Современные родители достаточно грамотны, тем более доступ к педагогической литературе свободный. Есть родители, которые воспитывают детей интуитивно, некритично относятся к каким-либо проявлениям ребенка. Поэтому важно ориентироваться на запросы и потребности семьи, а не читать им лекции и доклады. Главное правильно информировать родителей, что повышает уровень мотивации к совместной деятельности.
В семейной педагогике появилось новое направление – педагогическое образование родителей, ориентированное на выработку у родителей правильного поведения. Смысл этой работы повышение доверия родителей к ДОУ, повышая их родительскую компетенцию, превращая в единомышленников, совместно с которыми можно обеспечить условия для развития ребёнка. Помощь семье становится адресной, а просвещение – действенным. Родители учатся понимать не только причины своих проблем в воспитании детей, но и выработать навыки соответствующего поведения.
Активизировать родителей можно через возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциации с собственным опытом, активное участие обсуждаемого материала. В этом помогут такие методы как вопросы к родителям с излагаемым материалом, дискуссионные вопросы, привидение примеров из литературных источников и другое. Формы работы с семьями на этом направлении могут быть разнообразными: собрания, семинары, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», дни «открытых дверей», консультации, мини-библиотеки и прочее.
Еще одно направление, одно из самых действенных, совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Коллектив – это единое целое, жизнь которого интересна, разнообразна, если организованна совместная деятельность взрослых и детей. Что способствует взаимопониманию и созданию комфортных условий. Эффективными формами этой деятельности являются разные досуговые мероприятия, праздники.
Интересной совместной формой работы можно считать подготовку и реализацию семейных художественно-творческих проектов. Технология проектирования делает дошкольников и их родителей активными участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников. Особенность взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители и педагоги.
Развитие изобразительного творчества может осуществляться в ходе приобщения ребенка к национальной культуре, в частности через знакомство с произведениями русского народного творчества, декоративно-прикладным искусством. С этой целью устраиваются выставки образцов данного промысла, а родителям предложить посетить выставки всей семьёй.
Достижению наибольшей результативности будет способствовать сочетание различных форм взаимодействия: анкетирование и тестирование; родительские собрания и конференции; консультирование; тренинги; лекции; семинарские занятия; тематические вечера; семейные клубы; педагогические практикумы; дни открытых дверей.
Беседы и консультации мало чем отличаются друг от друга и также направлены на оказание помощи семьям, не справляющимся с воспитательной функцией. Ведущая роль в них принадлежит педагогу: темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходят от педагогов и ведутся в направлении, которое им кажется необходимым.
Общие и групповые родительские собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели планируют и проводят эти формы работы согласно своему расписанию и в соответствии с интересующей их темой.
Наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу.
Проведенный нами анализ традиционных форм работы с семьей внутри детского сада показал, что:
- работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей семей;
- родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в детском саду – «дни открытых дверей» и «дежурства» проводятся строго по заранее составленному плану;
- родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов, а с воспитательной работой знакомятся при рассматривании «наглядной агитации» - стендов, составленных педагогами;
- ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, исправление ошибок семейного воспитания.
Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
Для реализации форм работы в дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.
Основные направления и формы взаимодействия педагога с семьей можно выделить в отдельную таблицу:
Направление | Формы |
Рекламное | Рекламные буклеты и листовки Стенды для родителей Дни открытых дверей Работа сайта ДОУ Реклама образовательных услуг Публикации Горячая телефонная линия |
Диагностическое | Анкетирование Опросы Интервью Беседы Тестирование Комплексные исследования Работа почтового ящика ДОУ |
Психолого-педагогическое просвещение | Наглядная педагогическая пропаганда Родительские собрания Консультации Беседы Тренинги Семинары Игры Работа видеоклуба |
Вовлечение родителей в образовательный процесс | Участие родителей в планировании работы ДОУ Детско-родительские занятия Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях |
Работа с педагогами | Педагогические советы Консультации Деловые игры Тренинги Решение педагогических ситуаций |
Контрольно-аналитическое | Самоанализ педагогов по работе с семьей Анализ родительского мнения об уровне работы ДОУ с семьями Наблюдения |
Список источников
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика./Ю.П. Азаров – М.: Просвещение, 2002. – 685 с.
2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.
3. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ [Текст]: методическое пособие / К. Ю. Белая/ - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
4. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др.; – М., 1989.-192с.
5. Глебова С.В. Детский сад и семья: Аспекты взаимодействия: практическое пособие для методистов, воспитателей ДОУ и родителей /С.В. Глебова/ - Воронеж: ТЦ Учитель, 2007.
6. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.,2002. – 138 с.
7. Микляева Н.В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия /Н.В. Микляева/ М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
8. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи /И.О. Пастухова/ М.: Творческий центр СФЕРА, 2007.-8с.
9. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание, 2007. – 375 с.
10. Сухомлинский В.А., Родительская педагогика //Избранные сочинения в 3-х томах/В.А. Сухомлинский/ - М.: Просвещение, 1981. – 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы по взаимодействию с семьями воспитанников по музыкально-художественному воспитанию
Обобщение педагогического опыта...
«Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно ...
"Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию" из опыта работы
Из опыта работы...
Выступление на семинаре комплекса. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию».
В условиях, когда большинсьво семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лич...
Выступление на семинаре комплекса. «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию»
В условиях, когда большинство семей озадачены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилились тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и лич...
Взаимодействие с семьями воспитанников в системе дошкольного воспитания
Первые исполнители социального заказа государства – родители и детский сад, это требует новых отношений, между педагогами и семьёй, именно здесь начинается их взаимодействие....
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно -нравственному воспитанию детей дошкольного возраста....