Особенности организации народных подвижных игр с дошкольниками
консультация (старшая группа) на тему
В данной статье подробно рассказывается о том, как организовать народную игру, сохранняя все традиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupl.odt | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
О.В. Бушуева, воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка «Зорька — детский сад №16» г. Железногорск, Курская обл.
«Подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций,
обладающий великой воспитательной силой»
А.В. Кенеман
В последнее время в современном мире материальные ценности стали преобладать над духовными, тем самым вызывая у детей искажённое представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. Одним из основных принципов ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям общества и государства [с.7]. Кроме того, Стандарт направлен на укрепление физического и психического здоровья детей [4, с.8]. Вопрос о воспитании здоровой и гармонично-развитой личности стоял всегда, но особенно актуален он в современной педагогике. Одним из решений этого вопроса является введение в педагогическую деятельность русских народных подвижных игр.
Игра занимает особое место в жизни каждого человека. С самого раннего детства ребёнок познаёт окружающий мир через игру. Народная игра отличается от других тем, что она не существует сама по себе, а вытекает из определённых обрядов и праздников. В силу этого она помогает осваивать определённые морально-нравственные ценности.
В современной практике народные игры, особенно с песнями, не занимают должного места, а припевки и считалки совсем забыты. И, мне кажется, если сказать, что русские народные подвижные игры — это не только традиционное, но и инновационное средство для решения задач социально-коммуникативного, речевого, познавательного и физического развития детей дошкольного возраста, - это будет отчасти правдою. Так вот, чтобы не растерять до конца народное богатство, необходимо вернуть в детский сад народные игры в их подлинном виде и значении, а также обратиться к их поучительным традициям. Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста, поэтому перед педагогами встаёт задача сделать этот вид деятельности частью жизни детей. Я с успехом использую их в работе с детьми во время прогулок, на физкультурных паузах, динамических минутах, на занятиях физической культурой.
В играх ярко отражается образ жизни народа, его быт и труд в определенный отрезок времени. Они учат и наставляют, способствуют расширению кругозора, развивают сообразительность и смекалку, находчивость, выдержку, стремление к победе. В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка: быстроты, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, вестибулярный аппарат, укрепляют сердечно-сосудистую систему. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Дети учатся соблюдать правила игры, а в них заложено большое воспитательное значение. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, а также развивается внимание, мышление, воображение, память, обогащается словарный запас.
Опыт работы показывает, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время. Дети с большим удовольствием, а главное - с пользой играют в них, ведь игра формирует у них уважительное отношение к культуре своей страны, развивает духовные и патриотические чувства.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение педагогом обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Методика проведения, в целом, ничем не отличается от любой другой подвижной игры. Обязательным условием успешного проведения любых подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Подбор и планирование игр зависит от условий работы в каждой возрастной группе: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. Значительное внимание уделяется подготовке атрибутов игры. Я изготавливаю их вместе с детьми, это создаёт радостное настроение в предвкушении игры.
Чтобы игра получилась максимально полезной, я стараюсь соблюдать следующие условия.
- Содержание игр подбираю соответственно уровню развития и подготовленности играющих, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире.
- Игровые образы должны быть понятны и интересны детям.
- Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин, я не разучиваю его с детьми заранее, а ввожу в ход игры неожиданно. Такой прием доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного знакомства с игровым элементом. Дети вслушиваются в ритмичное сочетание слов и быстро запоминают текст [1, с.8].
- В играх, не имеющих сюжета, и построенных лишь на определенных игровых задачах, также много познавательного материала. Такую игру объясняю кратко, лаконично, эмоционально и выразительно. Даю представление о ее содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. А после объяснения сразу перехожу к ходу игры, так как дети стремятся начать быстрее играть.
- В младших группах при разучивании новой игры роль водящего беру на себя.
- Для выбора водящего можно использовать считалку, а при делении на команды провести жеребьёвку или использовать сговорки.
- При объяснении игры применяю средства выразительности: мимику, жесты, интонацию, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать их, создать атмосферу радости.
- В процессе игры слежу за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, приостанавливаю игру и объясняю, в чём ошибка.
Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка, формирует у него правильную самооценку своих действий, взаимоотношений детей друг с другом, умение придти на выручку, учит преодолевать трудности. В конце игры я положительно оцениваю поступки тех ребят, кто проявил определённые качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.
В ходе игры перед взрослым ставятся следующие задачи:
-следить за движениями, которые должны соответствовать правилам игры (если надо, подсказать ребёнку, как лучше выполнить то или иное движение),
-следить за дозировкой физической нагрузки (она должна увеличиваться постепенно),
-делать краткие указания лучше в положительной форме, поддерживая радостное настроение, поощряя решительность, ловкость, находчивость, инициативу),
-поддерживать и регулировать эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих,
-приучать детей ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку,
-приучать добиваться достижения общей цели, испытывая радость.
Чтобы народные игры всегда были интересны детям, надо:
-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать;
- использовать различные загадки, потешки, считалки, атрибуты;
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка;
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом;
- не сердиться, если игра не получилась, а найти причину неудачи;
-участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней;
- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
К подведению итогов я стараюсь привлечь всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков и вызывает желание добиться еще лучших результатов. А иногда для анализа игры выбираю ребенка-судью. Это усиливает важность момента.
Играя с детьми, всегда необходимо помнить о том, что наша главная задача, как педагогов, заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Ведь только в этом случае они научатся сами в любой ситуации находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение. То есть, наши дошкольники приобретут те важные качества, которые будут необходимы им в дальнейшей жизни.
Литература:
1. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры народов СССР» - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
2. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.
3. Тимофеева Е.А. «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 1986. - 79 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014. - 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для воспитателей «Организация народных подвижных игр с детьми 2 младшей группы»
Я работаю по оздоровительному проекту «Использование народных игр в физическом развитии и оздоровлении детей дошкольного возраста» с детьми 2-ой младшей группы. Мой проект пред...
Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».
Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных ...
Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры....
Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».
Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных ...
Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».
Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных ...
Консультация для родителей "Особенности организации народных подвижных игр"
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры.Вспомните, пожалуйста, в какие народны...
Консультация для родителей дошкольников «Особенности организации народных подвижных игр».
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры....