из опыта работы
материал на тему
Использование блоков Дьенеша при формирования творческого и логического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupelenie.docx | 177.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Исаева Ольга Михайловна
Слайд 1
«Использование блоков Дьенеша при формирование творческого и логичекого мышления».
Слайд 2
В качестве эпиграфа своего выступления позвольте привести слова Канта
« Не мыслям надобно учить, а мыслить»
Скажите, вы никогда не задумывались над тем, почему у одного человека всегда множество идей, в то время как у людей, живущих рядом с ним не менее образованных чем он, новые идеи отсутствуют.
Ещё древнегреческие философы считали, что логическое мышление –наиболее эффективный способ использования нашего разума. Однако многие учёные, изобретатели, писатели показали, что все совершенно новые идеи не обязательно рождаются в результате логического процесса мышления. Этим людям свойственен другой вид мышления – нешаблонное, которое приводит к созданию новых идей, нахождению множества новых вариантов и решению, казалось бы, неразрешимых проблем.
Изменения, происходящие в нашем обществе, требуют новых мыслящих людей. Как говорил Альберт Эйнштейн, «… значительные проблемы, стоящие перед нами, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором их создали»
В современной системе образования происходит серьёзная перестройка, так как обществу в современных условиях нужна творческая личность с методологическим, системным, творческим мышлением.
Превращение ребёнка в творческую личность зависит от педагогического процесса. На смену информационно – репродуктивному процессу обучения объективно стал приходить проблемно-творческий.
Именно проблемное обучение адаптирует ребёнка к социуму. Развитое креативное мышление активизирует творческие силы, раскрывает творческие способности, а система творческих заданий является оптимальной формой для развития творческого потенциала дошкольника, его познавательной активности и логического мышления.
Удовлетворять естественную потребность ребят в познании и изучении окружающего мира, их неземную любознательность помогут игры–исследования, мыслительные игры, обеспечивающие продвижение каждого ребёнка вперёд. Здесь немалое значение имеют математические игры.
Слайд 3
Бесспорным является факт, что математика сегодня – это одна из наиболее жизненно важных областей знания современного человечества.
Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные и творческие способности ребёнка, – характерная особенность современной методики математического развития. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.
Слайд 4
Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Слайд5
Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать
Игра – это ведущий вид деятельности детей в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать креативное мышление, математические способности. Целью использования ТРИЗ в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Принцип ТРИЗ такой: "Есть задача — реши ее сам».
Слайд 6
Математические игры с блоками Дьенеша можно использовать и в технологии ТРИЗ.
«Логические блоки Дьенеша» — абстрактно - дидактическое средство, которое состоит из 48 геометрических фигур.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Вторая составляющая игры – карточки, на которых закодирована информация о геометрической фигуре и ее признаках. Одни кодовые карточки разделена на две части: первая указывает на то, какую геометрическую фигуру (логический блок) мы ищем; вторая содержит информацию о том, какого цвета эта фигура. На следующих карточках к указанной информации добавляются такие понятия, как величина геометрической фигуры и ее толщина.
Слайд 7
Автор этой технологии Золтан Дьенеш – это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы. Эта методика должна была помочь детям изучить математику как можно доступнее и понятнее. При ее создании, профессор придерживался мнения, что лучший способ учиться – не сидя за партой, а свободно развиваясь в игре.
Слайд 8
В своей работе данную методику я использую четвёртый год. Сначала использовала как часть занятия в старшей группе. В эффективности использования ТРИЗ в работе на занятиях по математике уже после эпизодического применения новых приемов. Детей на таких занятиях не надо было искусственно возбуждать. Они с увлечением рассматривали, играли, выполняли задания. Работали с «логическими блоками» как в группах, так и индивидуально. Увлекая ребенка в необычный мир, я незаметно для него одновременно развивала воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций формировались математические способности и понятия.
потом специально – организованные, комплексные и интегрированные, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности; в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости; в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях; В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.
Все занятия планировались в игровой форме: это и путешествия в город геометрических фигур, и полёт на космическом корабле, помощь любимым сказочным героям, попавшем в беду. Всё это стимулирует интерес к занятиям, умственной деятельности. После того, как мои дошкольники усвоили свойства геометрических фигур, ввожу специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность у детей к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать. Практика моей работы подтверждает, что обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимые им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее. Поэтому я решила использовать не только на занятиях, в индивидуальной работе, но и как дополнительные услуги в ДОУ. Разработала рабочую программу, составила перспективный план, который предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.
Главная форма организации занятий с блоками Дьенеша – игра, а основной метод проблемно-поисковый.
Слайд 9
Я приведу пример пару игр, которые я использую в своей В своей работе с блоками Дьенеша я использую следующие приёмы ТРИЗ методики :
- « ДА-НЕТ» или «Угадай, что я загадала»
Например: воспитатель загадывает или прячет треугольник большой, красный, толстый, дети задают вопросы (Это квадрат? Это прямоугольник? Это круг? Это треугольник? Он большой? Он маленький? Он красный? воспитатель отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать фигуры друг другу.
- « Перевертыши.» Воспитатель показывает фигуру, например, желтую толстую. Дети должны показать фигуру с противоположным свойством (желтая тонкая)
- «На что похоже»
Ведущий называет блок, а дети называют объекты, похожие на него (если двое игроков – называют по очереди. Выигрывает тот, кто назвал последним. Можно называть по следующим признакам: по назначению, по размеру, по форме, по цвету, по материалу. Ведущий просит объяснить, почему играющий так решил.
Например: квадрат – на окно, на каблук, на песочницу, на табурет.
4. «Теремок».
(Сам теремок условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут - поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.)
Правила игры:
Детям раздаются блоки Дьенеша. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет? ".
(При закреплении геометрических фигур).
Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.
В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.
Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.
Д: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).
Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.
5. Загадки без слов
Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям. Берём карточки со знаками- символами, выкладываем их в определённом порядке.
Слайд 10
- «Лепим нелепицы»
“Лепим нелепицы” (этот альбом помогает развивать не только творчество и мышление, но и речь, так, как дети сами пробуют продолжать небылицы или сочинять их. Первый шаг к использованию этого альбома – знакомство детей с жанром небылицы, затем чтение небылиц и игры “Бывает – не бывает” и только потом перешли к выполнению самых простых заданий. Например, докончить небылицу: “ С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает…(корова) или “Про меня говорят дереза”. Кто же я? Назови! Я – …(коза)
Вот небольшой пример игр, которые мы играем с детьми.
Слайд 11
Результаты работы с блоками Дьенеша считаю эффективны. Так, моя воспитанница Антипова Валерия заняла второе место в муниципальной олимпиаде по математике среди воспитанников подготовительных групп (2015 год), а Зараева Дарья стала призёром в Международном Чемпионате дошкольников.
Используя в своей работе по формированию математических представлений у дошкольников игр с блоками Дьенеша по технологии ТРИЗ, можно сделать вывод: что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Хорошо решаются воспитательные задачи: дети слажено работают в коллективе, отстаивают свои решения, бережно относятся к блокам. И кроме того, у детей развиваются интеллектуальные способности. Он умеет и хочет сам учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..
Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....