Проект "Это интересно"
проект (подготовительная группа) на тему
Проект "Это интересно" для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eksperimentirovanie_15-16.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Это интересно»
Срок реализации: сентябрь – май
Подготовительная группа
с. Тасеево
Актуальность
Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.
Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Эксперименты дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и исключения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Можно сказать, что экспериментирование является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду.
Тип проекта:
По продолжительности – долгосрочный.
По составу участников проекта - групповой.
По направленности деятельности участников проекта – исследовательско-творческий.
Проблема проекта:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях экспериментальная деятельность применяется не широко, несмотря на многие позитивные стороны. Для нас данный метод работы недостаточно хорошо изучен и нет богатой практики его применения. Исходя из этого, мы решили, продолжить тему самообразования «Детское экспериментирование как форма развития познавательного интереса дошкольников», через реализацию данного проекта.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
- совершенствование правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Организационно-подготовительный
- Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами;
- Подбор методической литературы по теме проекта;
- Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;
- Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.
2 этап. Рефлексивно-диагностический
- Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический
- Работа по проекту по плану с детьми, родителями, специалистами.
Перспективный план работы с родителями:
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Родительское собрание (обсуждение цели, задач проекта) |
Октябрь | Информационный стенд «Экспериментирование, что оно дает детям» Цель: просвещение родителей по теме проекта |
Ноябрь | Пополнение центра экспериментирования пособиями, литературой |
Декабрь Январь | Домашнее задание «Это интересно». Совместное мероприятие |
Февраль | Папка-передвижка «Экспериментирование на кухне» |
Март Апрель | Итоговое открытое мероприятие «Счастливый случай» |
Май | Родительское собрание Цель: подведение итогов проекта, отчет о проделанной работе |
4 этап. Заключительный
- Обработка и оформление материалов проекта
- Презентация проекта
Ресурсное обеспечение проекта
- Кадровое обеспечение
Участники проекта:
- методист (методическая поддержка и консультирование);
- дети подготовительной группы;
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
- Информационное обеспечение
- видео презентации;
- наглядно-дидактические пособия;
- энциклопедии.
- Материально-техническое обеспечение
- фотоаппарат;
- компьютер;
- проектор;
- детская лаборатория;
- магнитофон.
Риски.
- Несоблюдение сроков реализации проекта.
- Проблема привлечения родительской общественности.
- Недостаточность оборудования, наглядных пособий.
Выводы.
Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.
Перспективный план работы с детьми
Срок | Цель | Тема | Задачи |
Сентябрь «Наша лаборатория» | Развитие познавательной активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. | «Что мы уже умеем?» | - вызывать интерес у детей к самостоятельной исследовательской деятельности; - побуждать детей формулировать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; - развивать активность, взаимопомощь. |
Октябрь «Воздух» | Расширение представлений детей о свойствах воздуха. | «Есть ли запах у воздуха?» «Куда дует ветер?» (рабочая тетрадь стр. 19,20) | - Показать, что воздух не имеет запаха, но способен передавать запахи; - познакомить детей с определением направления ветра; - развивать интерес к явлениям природы; - воспитывать внимательность |
«Реактивный шарик», «Вертушка», «Соломенный буравчик» (Дыбина О.В. стр.143, 144) | - выявить, что воздух обладает упругостью; - понять, как может использоваться сила воздуха (движение); | ||
«Свечка в банке», «Как задуть свечу из воронки» (Дыбина О.В. стр.145) | - выявить, что при горении изменяется состав воздуха; - выявить, что для горения нужен кислород; - познакомиться со способами тушения огня; - выявить особенности воздушного вихря | ||
«Большие – маленькие», «Сухим из воды» (Дыбина О.В. стр.146, 147) | - выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется; - продемонстрировать существование атмосферного давления. | ||
Ноябрь «Сила тяготения» | Ознакомление детей с силой тяготения. | «Сила тяготения – что это?» (ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 47) | - дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения; - способствовать развитию наблюдательности, умения делать выводы; - развивать умение фиксировать полученные выводы в виде схем и др. |
Ноябрь «Инерция» | Ознакомление детей с физическим свойством - инерция | «Упрямые предметы» (ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 48) | - на примерах познакомить детей со свойством инерции; - развивать познавательный интерес, умение работать сообща. |
«Хитрости инерции» (ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 55) | - показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. | ||
Ноябрь Самостоятельная работа | Закрепление полученных ранее знаний. | «Прозрачность воды» «Способность воды отражать окружающие предметы» (рабочая тетрадь стр. 5,6) | - подвести к выводу, что «чистая вода - прозрачная», «грязная – непрозрачная»; - показать, что вода отражает окружающие предметы. |
Декабрь «Масса» | Познакомить детей с понятие масса тела. | «Что такое масса?» (ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 56) | - выявить свойство предметов – массу; - познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; - научить способам их использования. |
Декабрь «Длина» | Познакомить детей с мерами длины. | «Чем можно измерить длину?» (ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 74) | - познакомить детей с условной мерой длины; - дать понятие «единица измерения»; - познакомить с измерительными приборами (линейка, сантиметровая лента); - развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). |
Декабрь Самостоятельная работа | Развитие познавательной активности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме. | «Все обо всем» (ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 77) | - поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения; - развивать аккуратность; - развивать взаимопомощь. |
Декабрь – январь «Вода» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Создавать условия для развития мышления, социальных навыков. Продолжать учить делать предположения и выводы. | «Путешествие капельки» (ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 70) | - познакомить с круговоротом воды в природе; - выявить причины выпадения осадков; - расширять представления детей о значении воды; - развивать социальные навыки. |
«Прозрачность воды» «Способность воды отражать окружающие предметы» (О.В. Попова) | - учить делать выводы на основе полученных знаний; - показать способность воды отражать окружающие предметы | ||
«Куда исчезает вода» «Фонтанчики» (О.В. Попова) | - доказать, что вода имеет свойство впитываться и испаряться; - определить, какие материалы лучше впитывают воду; - создавать условия для развития любознательности, самостоятельности. | ||
«Почему осенью много луж?» «Вода – растворитель» (О.В. Попова) | - закрепить представления детей о свойствах воды; - развивать любознательность, воспитывать самостоятельность; - создавать условия для развития познавательного интереса в процессе экспериментирования; - познакомить со свойствами жидкостей. | ||
Февраль «Вода» | «Звенящая вода» «Можно ли склеить бумагу водой?» «Разноцветные растения» (О.В. Попова) | - показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук; - показать, что вода обладает склеивающим действием; - развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями; - показать сокодвижение в стебле растения. | |
Февраль «Звук» | Познакомить детей с физическим явлением – звук. Способствовать развитию наблюдательности, внимания. Создавать условия для развития познавательного интереса. | О «дрожалке» и «пищалке» «Спичечный телефон» (ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 94; О.В. Дыбина стр.158) | - познакомить детей с понятие «звук»; - выявить причину возникновения звука – дрожание предметов; - познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние. |
«Как сделать звук громче?» «Почему мышонок не услышал щуку?» (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. стр. 95; О.В. Дыбина стр.159, 160.) | - выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука); - выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными | ||
«Как видят летучие мыши?» (О.В. Дыбина стр.161) «Ушки на макушке» (О.В. Попова стр.27) | - выявить возможности измерения расстояния с помощью звука; - продолжать знакомить детей с особенностями своего организма, развивать интерес к своему организму; - воспитывать культурно-гигиенические навыки. | ||
Март «Теплота» | Познакомить детей с физическим явлением – температура. Показать на примерах изменения агрегатных состояний веществ в зависимости от температуры. | «Горячо - холодно» «Волшебные превращения» (подарок на 8 марта) (О.В. Дыбина стр. 161-163) | - объяснить изменение объема веществ (предметов) в зависимости от их температуры; - объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости от изменений температуры (твердые – жидкие) |
«Как не обжечься?» (О.В. Дыбина стр. 165) | - выявить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному; - познакомить с таким понятием, как «теплопроводность»; - создавать условия для развития наблюдательности, мышления, самостоятельности. | ||
Март «Органы чувств» | Продолжать знакомить детей с особенностями и возможностями человеческого организма. | «Руки-помощники» «Для чего нужны глаза?» (О.В. Попова стр. 28, 29) | - развивать любознательность; - воспитывать самостоятельность; - развивать желание узнать о себе что-то новое; - воспитывать культурно-гигиенические навыки. |
«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» «Чудесный мешочек» (О.В. Попова стр. 24, 25, 26) | - закрепить представления детей об органах чувств, их назначении; - учить детей узнавать предметы тактильно; - воспитывать внимательность, самостоятельность. | ||
Апрель «Земля. Космос» | Знакомить детей с солнечной системой, космосом. Познакомить с влиянием Солнца на температуру воздуха. | «Далеко – близко» «Чем ближе – тем быстрее» (О.В. Дыбина стр. 166, 167.) | - познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха; - узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него; |
«Почему в космос летают на ракете?» (Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. стр 102) «Модель солнечной системы» (папье-маше) (О.В. Дыбина стр.179) | - уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя; - показать значение воздуха для полета самолета; - создавать условия для участия в коллективной работе, самостоятельно определять алгоритм деятельности; - закрепить знания детей о солнечной системе; - научить делать поделки из папье-маше. | ||
Итоговое мероприятие по теме: ига «Счастливый случай» | - создавать условия для развития мышления, воображения и творчества детей; - вовлекать родителей в жизнь группы; - создавать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. | ||
Май «Делаю все сам» | Обобщить ранее полученные знания. | «Сделай по схеме» Совместное итоговое мероприятие с родителями «Мы фокусники» | - совершенствовать умение детей работать по схемам; - совершенствовать умение детей делать выводы, заключения; - развивать познавательный интерес. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вместе интересней" Ширмы для родителей
В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....
Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".
Презентация содержит теоретический и практический материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....
Консультация для родителей "Интересные вопросы-интересные ответы"
Интересные вопросы-интересные ответы....
Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"
Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...
Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...
Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»етодические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»
Методические посиделки «Этапы и виды конструирования. Интересные идеи»...