Проект "Это интересно"
проект (подготовительная группа) на тему

Абукова Ирина Геннадьевна

Проект "Это интересно" для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimentirovanie_15-16.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Это интересно»

Срок реализации: сентябрь – май

Подготовительная группа

с. Тасеево

Актуальность

Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. В свете данного аспекта особую значимость приобретает детское экспериментирование. Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Экспериментирование положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей. Эксперименты дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и исключения.  Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Можно сказать, что экспериментирование является неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду.

Тип проекта:

По продолжительности – долгосрочный.

По составу участников проекта  - групповой.

По направленности деятельности участников проекта – исследовательско-творческий.

Проблема проекта:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях экспериментальная деятельность применяется не широко, несмотря на многие позитивные стороны. Для нас данный метод работы недостаточно хорошо изучен и нет богатой практики его применения. Исходя из этого, мы решили, продолжить тему самообразования «Детское экспериментирование как форма развития познавательного интереса дошкольников», через реализацию данного проекта.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

- совершенствование правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационно-подготовительный

  • Обсуждение цели, задач с детьми, родителями, специалистами;
  • Подбор методической литературы по теме проекта;
  • Подбор дидактического, демонстрационного материала, наглядных пособий;
  • Составление перспективного плана работы с детьми и родителями.

2 этап. Рефлексивно-диагностический

  • Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

         3 этап. Практический

  • Работа по проекту по плану с детьми, родителями, специалистами.

Перспективный план работы с родителями:

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Родительское собрание (обсуждение цели, задач проекта)

Октябрь

Информационный стенд «Экспериментирование, что оно дает детям»

Цель: просвещение родителей по теме проекта

Ноябрь

Пополнение центра экспериментирования пособиями, литературой

Декабрь

Январь

Домашнее задание «Это интересно». Совместное мероприятие

Февраль

Папка-передвижка «Экспериментирование на кухне»

Март

Апрель

Итоговое открытое мероприятие «Счастливый случай»

Май

Родительское собрание

Цель: подведение итогов проекта, отчет о проделанной работе

              4 этап. Заключительный

  • Обработка и оформление материалов проекта
  • Презентация проекта

Ресурсное обеспечение проекта

  1. Кадровое обеспечение

Участники проекта:

 -  методист (методическая поддержка и консультирование);

- дети подготовительной группы;

- родители воспитанников;

- воспитатели группы.

  1. Информационное обеспечение

- видео презентации;

- наглядно-дидактические пособия;

- энциклопедии.

  1. Материально-техническое обеспечение

- фотоаппарат;

- компьютер;

- проектор;

- детская лаборатория;

- магнитофон.

Риски.

  1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
  2. Проблема привлечения родительской общественности.
  3. Недостаточность оборудования, наглядных пособий.

Выводы.

Результаты и выводы будут прописаны после реализации проекта.


Перспективный план работы с детьми

Срок

Цель

Тема

Задачи

Сентябрь

«Наша лаборатория»

Развитие познавательной активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

«Что мы уже умеем?»

- вызывать интерес у детей к самостоятельной исследовательской деятельности;

- побуждать детей формулировать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

- развивать активность, взаимопомощь.

Октябрь

«Воздух»

Расширение представлений детей о свойствах воздуха.

«Есть ли запах у воздуха?»

«Куда дует ветер?»

(рабочая тетрадь стр. 19,20)

- Показать, что воздух не имеет запаха, но способен передавать запахи;

- познакомить детей с определением направления ветра;

- развивать интерес к явлениям природы;     - воспитывать внимательность

«Реактивный шарик», «Вертушка», «Соломенный буравчик»

(Дыбина О.В. стр.143, 144)

- выявить, что воздух обладает упругостью;

- понять, как может использоваться сила воздуха (движение);

«Свечка в банке», «Как задуть свечу из воронки»

(Дыбина О.В. стр.145)

- выявить, что при горении изменяется состав воздуха;

- выявить, что для горения нужен кислород;

- познакомиться со способами тушения огня;

- выявить особенности воздушного вихря

«Большие – маленькие»,

«Сухим из воды»

(Дыбина О.В. стр.146, 147)

- выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется;

- продемонстрировать существование атмосферного давления.

Ноябрь  

«Сила тяготения»

Ознакомление детей с силой тяготения.

«Сила тяготения – что это?»

(ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 47)

- дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения;

- способствовать развитию наблюдательности, умения делать выводы;

- развивать умение фиксировать полученные выводы в виде схем и др.

Ноябрь

«Инерция»

Ознакомление детей с физическим свойством - инерция

«Упрямые предметы»

(ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 48)

- на примерах познакомить детей со свойством инерции;

- развивать познавательный интерес, умение работать сообща.

«Хитрости инерции»

(ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 55)

- показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни.

Ноябрь

Самостоятельная работа

Закрепление полученных ранее знаний.

«Прозрачность воды»

«Способность воды отражать окружающие предметы» (рабочая тетрадь стр. 5,6)

- подвести к выводу, что «чистая вода - прозрачная», «грязная – непрозрачная»;

- показать, что вода отражает окружающие предметы.

Декабрь

«Масса»

Познакомить детей с понятие масса тела.

«Что такое масса?»

(ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 56)

- выявить свойство предметов – массу;

- познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами;

- научить способам их использования.

Декабрь

«Длина»

Познакомить детей с мерами  длины.

«Чем можно измерить длину?»

(ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 74)

- познакомить детей с условной мерой длины;

- дать понятие «единица измерения»;

- познакомить с измерительными приборами (линейка, сантиметровая лента);

- развивать познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд).

Декабрь

Самостоятельная работа

Развитие познавательной активности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

«Все обо всем»

(ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 77)

- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

- развивать аккуратность;

- развивать взаимопомощь.

Декабрь – январь

«Вода»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Создавать условия для развития мышления, социальных навыков. Продолжать учить делать предположения и выводы.

«Путешествие капельки»

(ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 70)

- познакомить с круговоротом воды в природе;

- выявить причины выпадения осадков;

- расширять представления детей о значении воды;

- развивать социальные навыки.

«Прозрачность воды»

«Способность воды отражать окружающие предметы»

(О.В. Попова)

- учить делать выводы на основе полученных знаний;

- показать способность воды отражать окружающие предметы

«Куда исчезает вода»

«Фонтанчики»

(О.В. Попова)

- доказать, что вода имеет свойство впитываться и испаряться;

- определить, какие материалы лучше впитывают воду;

- создавать условия для развития любознательности, самостоятельности.

«Почему осенью много луж?»

«Вода – растворитель»

(О.В. Попова)

- закрепить представления детей о свойствах воды;

- развивать любознательность, воспитывать самостоятельность;

- создавать условия для развития познавательного интереса в процессе экспериментирования;

- познакомить со свойствами жидкостей.

Февраль

«Вода»

«Звенящая вода»

«Можно ли склеить бумагу водой?»

«Разноцветные растения»

(О.В. Попова)

- показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук;

- показать, что вода обладает склеивающим действием;

- развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями;

- показать сокодвижение в стебле растения.

Февраль

«Звук»

Познакомить детей с физическим явлением – звук. Способствовать развитию наблюдательности, внимания. Создавать условия для развития познавательного интереса.

О «дрожалке» и «пищалке»

«Спичечный телефон»

(ТугушеваГ.П., Чистякова А.Е. стр. 94; О.В. Дыбина стр.158)

- познакомить детей с понятие «звук»;

- выявить причину возникновения звука – дрожание предметов;

- познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстояние.

«Как сделать звук громче?»

«Почему мышонок не услышал щуку?»

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. стр. 95; О.В. Дыбина стр.159, 160.)

- выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука);

- выявить причины разного восприятия звуков человеком и животными

«Как видят летучие мыши?» (О.В. Дыбина стр.161)

«Ушки на макушке»

(О.В. Попова стр.27)

- выявить возможности измерения расстояния с помощью звука;

- продолжать знакомить детей с особенностями своего организма, развивать интерес к своему организму;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Март

«Теплота»

Познакомить детей с физическим явлением – температура. Показать на примерах изменения агрегатных состояний веществ в зависимости от температуры.

«Горячо - холодно»

«Волшебные превращения» (подарок на 8 марта)

(О.В. Дыбина стр. 161-163)

- объяснить изменение объема веществ  (предметов) в зависимости  от их температуры;

- объяснить изменение агрегатных состояний веществ в зависимости от изменений температуры (твердые – жидкие)

«Как не обжечься?»

(О.В. Дыбина стр. 165)

- выявить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному;

- познакомить с таким понятием, как «теплопроводность»;

- создавать условия для развития наблюдательности, мышления, самостоятельности.

Март

«Органы чувств»

Продолжать знакомить детей с особенностями и возможностями человеческого организма.

«Руки-помощники»

«Для чего нужны глаза?»

(О.В. Попова стр. 28, 29)

- развивать любознательность;

- воспитывать самостоятельность;

- развивать желание узнать о себе что-то новое;

- воспитывать культурно-гигиенические навыки.

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

«Чудесный мешочек»

(О.В. Попова стр. 24, 25, 26)

- закрепить представления детей об органах чувств, их назначении;

- учить детей узнавать предметы тактильно;

- воспитывать внимательность, самостоятельность.

Апрель

«Земля. Космос»

Знакомить детей с солнечной системой, космосом. Познакомить с влиянием Солнца на температуру воздуха.

«Далеко – близко»

«Чем ближе – тем быстрее»

 (О.В. Дыбина стр. 166, 167.)

- познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха;

- узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него;

«Почему в космос летают на ракете?»

(Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. стр 102)

«Модель солнечной системы» (папье-маше)

(О.В. Дыбина стр.179)

- уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя;

- показать значение воздуха для полета самолета;

- создавать условия для участия в коллективной работе, самостоятельно определять алгоритм деятельности;

- закрепить знания детей о солнечной системе;

- научить делать поделки из папье-маше.

Итоговое мероприятие по теме: ига «Счастливый случай»

- создавать условия для развития мышления, воображения и творчества детей;

- вовлекать родителей в жизнь группы;

- создавать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи.

Май

«Делаю все сам»

Обобщить ранее полученные знания.

«Сделай по схеме»

Совместное итоговое мероприятие с родителями «Мы фокусники»

- совершенствовать умение детей работать по схемам;

- совершенствовать умение детей делать выводы, заключения;

- развивать познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вместе интересней" Ширмы для родителей

В работе представлен ширменный материал для родителей дошкольников, посещающих среднюю логопедическую группу....

Мастер-класс для воспитателей по звуковому анализу слова "В интересном мире звуков".

Презентация содержит теоретический и практический  материал по звуковому анализу. слова.Игры могут быть использованы для работы с детьми как воспитателями, так и логопедами....

Познавательное занятие "Самое интересное о муравьях. Приложение к занятию "Самое интересное о муравьях"

Цель: развитие представлений о приспособлении живых существ, к среде обитания, бережное обращение к природе.Задачи:1. Обобщить представление детей о многообразии насекомых, уточнить знания о поль...

Конспект встречи с интересным человеком (профессия стоматолог) «Конспект традиции "Встреча с интересными людьми" " Наш друг- врач-стоматолог"» с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, врача-стоматолога.Задачи: -формировать у детей понятие "трудовая деятельность" на примере врача-стоматолога; ее значимос...

Уметь интересно играть-уметь интересно жить!!!

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошко...