Инструментарий для педагогического мониторинга в младшей группе
методическая разработка (младшая группа) на тему
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
инструментарий для мониторинга в младшей группе по ФГОС | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
Дидактическая игра: «Можно – нельзя»
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
Дидактические игры: «Опиши сказочного героя», «Можно – нельзя»
3. Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку»
4. Принимает на себя роль, объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию.
Методы: наблюдение в игровой и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать в сюжетно-игровой и театрализованной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
5. Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх.
Методы: наблюдение в игровой и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать стиль поведения и общения ребенка в дидактических играх.
6. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок
Методы: наблюдение в игровой и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Материал: игрушки из настольного театра, куклы би-ба-бо.
Задание: «Давайте покажем сказку» - фиксировать стиль поведения и общения ребенка в театрализованных играх.
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»
2. Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в самостоятельной деятельности, беседа.
Материал: иллюстрированные издания детских книг
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Расскажи, что изображено на картинке?»
Дидактическая игра: «Расскажи сказку с помощью иллюстраций»
3. Ориентируется в помещениях детского сада, называет свой город.
Методы: проблемная ситуация, экскурсия по детскому саду, беседа.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Сегодня на физкультурное (музыкальное) занятие нас поведёт … (Имя ребёнка)», «В каком городе ты живёшь?»
4. Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, игрушки.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек», «Чей малыш?»
Настольно-печатная игра: лото «Окружающий мир», «Растения», «Животные», «Овощи», «Фрукты»
Задание: «Назови»
Дидактическая игра «Кто где живет?».
Материал: предметные картинки с изображением домика и леса и набор предметных картинок с изображением домашних и диких животных (лиса, медведь, заяц, волк, белка).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением домика и леса, а затем просит расселить животных.
Ребенок под картинкой с изображением леса должен разложить диких животных, под картинкой с изображением домика – домашних.
После того как ребенок «расселил» животных по домикам, воспитатель просит перечислить всех животных, живущих в лесу и назвать их одним словом (дикие).
Затем педагог просит ребенка назвать отличительные особенности внешнего вида животных (лиса рыжая, у нее длинный, пушистый хвост).
Дидактическая игра «Чьи детки?».
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей (корова - теленок, лошадь - жеребенок, свинья - поросенок, коза - козленок, кошка - котенок, собака - щенок, фланелеграф.
Содержание задания:
Воспитатель, выкладывает на стол картинки детенышей животных, просит найти взрослое животное - маму.
Например:
- На лужок будут приходить детеныши разных животных, которые потеряли своих' мам. Постарайся помочь им.
- Нужно найти и поставить то животное, чей детеныш потерялся.
- Как зовет детеныш коровы свою маму?
- А лошади? И т. п.
5. Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов, понимает конкретный смысл слов больше, меньше, столько же.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки или предметные картинки двух групп предметов.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Дидактическая игра: «Бабочки», «Угостим зайчат»
Настольно-печатная игра: лото «Весёлый счет»
Задание: перед ребенком выкладываются разное (одинаковое) количество двух групп предметов, например, зайчики и морковки. «Каких предметов больше, каких меньше?»
Методики Новиковой В. П.:
Методика 1. Выявление умения определять количество.
Материал: Одна пирамидка, три ёлочки, пять матрёшек.
Инструкция к проведению. Педагог спрашивает ребёнка:
- Сколько пирамидок?
- Сколько ёлочек?
- Сколько матрёшек?
Методика 2: Выявление умения сравнивать две группы предметов.
Материал: 4блюдца, 6 чашек.
Инструкция к проведению: Педагог спрашивает:
- Посмотри, на столе стоят чашки и блюдца. Как ты думаешь чего больше (меньше) – блюдец или чашек? Может быть их одинаковое количество? Как проверить?
Предполагается, что ребёнок продемонстрирует способ наложения или приложения элементов одного множества к элементам другого множества.
6. Различает круг, квадрат, треугольник, предметы имеющие углы и круглую форму
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Разложи предметы по форме»
Настольная игра: лото «Форма»
Методики Новиковой В. П.:
Методика 3: Выявление умения различать и называть геометрические фигуры.
Материал: Разные геометрические фигуры.
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ребёнку:
- Сделай из этих фигур птичку.
- Из каких фигур сделана птичка?
- Назови их и покажи.
7. Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое».
8. Понимает смысл обозначений вверху - внизу, впереди, сзади, слева, справа, на над, под, верхняя, нижняя различает день ночь, зима-лето.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: картинки из игры «Что где?»;
картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток и разное время года.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Назови, где находится предмет?»
Дидактическая игра: «Когда это бывает?», «Наш день», «Картина»
Настольная игра: «Что где?»
Методики Новиковой В. П.:
Методика 4: Выявление умения ориентироваться в пространстве.
Материал: Игрушки: кукла, медвежонок, зайчик.
Инструкция к проведению: педагог спрашивает:
- Скажите, кто слева от медвежонка? Кто справа? Кто перед ним? Кто за ним?
Методика 5: Выявление умения ориентироваться во времени.
Материал: Картинки с разными временными отрезками.
Инструкция к проведению: Педагог показывает картинки с разными временными отрезками и задаёт вопросы:
- Рассмотри картинки и расскажи, что на них нарисовано.
- В какое время суток ребёнок идёт в детский сад?
- В какое время суток дети обедают?
- Когда дети из детского сада возвращаются домой?
- В какое время суток все люди спят?
Дидактическая игра «Картина»
Цель: учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.
Оборудование. Большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом, фигурка мальчика или девочки, дерево, птица, листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров, подносики, клей, кисточки, клееночки, тряпочки по количеству детей.
Ход игры. Педагог говорит детям, что они будут делать красивую картину: он - на большом листе, закрепленном на доске, а они - маленькие на своих листах бумаги. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем педагог раздает детям материал для аппликации. Сначала он наклеивает внизу полоску земли, наверху солнце и т. д. Педагог делает все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогает ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ).
По окончании педагог сравнивает детские работы со своей, обсуждая пространственное расположение предметов, хвалит их, вызывая положительное отношение к результату работы. Затем кратко описывает содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел - внизу земля, наверху - небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево - с другой стороны. На дереве сидит птица».
Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Показ сюжетных картинок с изображением частей суток, времен года.
Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь, где зима, лето, осень, весна.
Вопросы:
- Когда мы играем?
- Когда мы кушаем?
- Что мы делаем ночью?
- Какое время года изображено на картинке?
- Почему ты так решил?
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, беседа.
Материал: сюжетные картинки,
Дидактическая игра «Опиши картинку».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Расскажи, что ты видишь на картинке».
2. Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, беседа.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Материал: предметные картинки с изображением различных предметов.
Содержание задания:
Воспитатель раскладывает предметные картинки по принципу «Четвертый лишний», просит ребенка найти лишнюю картинку и объяснить почему.
Дидактическая игра «Разложи картинки».
Материал: предметные картинки с изображением мебели, посуды, одежды, игрушек, обуви (по 4-5 шт.).
Содержание задания:
Инструкция.
Найди картинки, где нарисована одежда, (посуда, обувь) и т. д.
- А теперь скажи, из чего сшито платье?
- Из бумаги, дерева или ткани?
- А посуда стеклянная или деревянная? И т. п.
Дидактическая игра «Назови, что покажу».
Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
- Что это?
Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
- Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
- Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
3. Использует все части, речи простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами
Методы: проблемная ситуация, наблюдение, беседа.
Материал: дидактическая игра «Опиши картинку».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Расскажи, что ты видишь на картинке».
4. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: дидактическая игра «Какой звук».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Повтори за мной — А, У. О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Знает, называет и правильно использует детали строительного материала. Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности.
Материал: набор деревянного строительного конструктора «Строитель»
Форма проведения: подгрупповая.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Задание:
- «Угадай на ощупь. Назови. Достань»
- «Построй башню»
- «Теперь из башни сделай дом»
2. Изображает/ создает отдельные предметы, предметы, простые по композиции и по содержанию сюжеты, используя разные материалы
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной деятельности.
Материал: цветные геометрические фигуры
Форма проведения: подгрупповая.
Задание:
Дидактическая игра «Составь предмет»
Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Материал: На столе у крупные игрушки: домик, неваляшка, снеговик, елка, грузовая машина. На столе наборы разных геометрических фигур.
Ход игры. Воспитатель предлагает назвать игрушки, стоящие у него на столе, и составить любую из них, пользуясь набором геометрических формы. Поощряет и стимулирует действия детей. Спрашивает: «Что составил? Из каких геометрических фигур?». Дети рассматривают получившиеся силуэты игрушек. Объединеняют составленные силуэты в единый сюжет: «Дом в лесу», «Зимняя прогулка», «Улица»
3. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник, заготовка - ваза.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Укрась вазу»
4. Слушает музыкальное произведение до конца.узнает знакомые песни. поет, не отставая и не опережая других.
Метод: Наблюдение за ребенком во время музыкальных занятий.
Задания: Пение, слушание музыкальных произведений, пальчиковые игры под музыку.
5. Умеет выполнять танцевальные движения: кружится в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами.
Метод: Наблюдение за ребенком во время музыкальных занятий.
Задания: танцевальные упражнения, пальчиковые игры под музыку.
6. Различает и называет музыкальные инструменты: металлофон, барабан, замечает изменения в звучании (тихо-громко)
Методы: Наблюдение за ребенком во время музыкальных занятий
Материал: музыкальные инструменты: металлофон, барабан
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Назови музыкальный инструмент. Как звучит?»
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Владеет простейшими навыками поведения еды, умывания.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение за ребенком во время режимных моментов, в течение всего дня.
Беседа с родителями на тему гигиенических процедур и самообслуживания.
Материал: «Волшебный сундучок», картинки с изображением предметов личной гигиены.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Игровые ситуации: «Кукла Катя моет ручки», «Мишка одевается», «Аккуратный шкафчик», «Мыло душистое и полотенце пушистое» и т. п.
2. Приучен к опрятности, замечает и устраняет не порядок в одежде.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де-ятельности.
Материал: зеркало
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Дидактическая игра: «Зеркало»
3. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение на занятиях по физическому развитию.
Материал: зонтик.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу „солнышко», дети бегают. Когда скажу „дождик“, дети бегут под зонт
4. Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке, гимнастической стенке произвольным способом
Методы: проблемная ситуация, наблюдение на занятиях по физическому развитию.
Материал: гимнастическая стенка.
Форма проведения: подгрупповая, групповая.
Задание: «Проползи. Поднимись по лесенке»
Дидактическая игра «Доползи до игрушки»
Цель: учить воспринимать расстояние, показать, что от него зависит результат действий не только в ближнем, но и в дальнем пространстве; обратить внимание на направление движения в пространстве и самостоятельно выбирать это направление.
Оборудование. Разные игрушки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический мониторинг "Коммуникация" младшая группа
итоговые задания к педагогическому мониторингу по "Коммуникации" в младшей группе...
Инструментарий мониторинга второй младшей группы
Инструментарий мониторинга разработан мной в помощь педагогам ДОУ...
педагогический мониторинг первая младшая группа
В пособии представлена модель педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития ребенка 2-3 лет, разработанная на основе положений ФГОС дошкольного образования с учетом современных исс...
педагогический мониторинг вторая младшая группа
В пособии представлена модель педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития ребенка 3-4 лет, разработанная на основе положений ФГОС дошкольного образования с учетом современных исс...
Инструментарий для педагогической диагностики в младшей группе
Социально-коммуникативное развитие 1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах , в общении со взрослыми и сверстниками, в природе Методы: наблюдение в быту и в организован...
Педагогический мониторинг. Вторая младшая группа.
Предложенные методики и диагностический инструментарий применимы ко всем действующим образовательным программам дошкольного образования, так как их основу составляют определенные Стандартом обра...
Педагогический мониторинг. Первая младшая группа.
Предложенные методики и диагностический инструментарий применимы ко всем действующим образовательным программам дошкольного образования, так как их основу составляют определенные Стандартом обра...