Консультация для воспитателей «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
консультация по физкультуре
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям и в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Ведь дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия нужно выстраивать таким образом, чтобы постепенно вовлекать детей во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы малыши закрепили изученные движения. Пробудить интерес к занятиям помогает также демонстрация их умений перед сверстниками. Так постепенно развивается у ребят уверенность в своих силах и стремление «идти» дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vospitaier_1.docx | 28.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12»
Консультация для воспитателей
«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
Подготовила:
Инструктор
по физической культуре
Лихачёва Н. Н.
2020 г.
«Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Жан Жак Руссо
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям и в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Ведь дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия нужно выстраивать таким образом, чтобы постепенно вовлекать детей во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы малыши закрепили изученные движения. Пробудить интерес к занятиям помогает также демонстрация их умений перед сверстниками. Так постепенно развивается у ребят уверенность в своих силах и стремление «идти» дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Физкультурное занятие – наиболее эффективная школа обучения движениям. Комплексность нагрузки, единство оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, характерные для физкультурных занятий, получают качественно новое звучание в свете современных требований развивающего образования. Детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями – видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию. Словом, в обучении движениям выделять специфическую направленность: научить детей не подражать, а сотворять. Главное в этом направлении – активно поддерживать в детях стремление к творчеству, как при выполнении отдельных двигательных заданий на первом этапе обучения, так и в направленных физкультурных занятиях.
В самом деле, прыгать, к примеру, по очереди через разложенный на полу «ручеек», предварительно сгибая ноги в коленях и стараясь не наступить на линию, довольно скучное и не каждому малышу понятное, а значит и малопродуктивное занятие. Можно сделать по - другому. Разложить много «ручейков»: широких и узких, коротких и подлиннее, объясняя, что текут они в разные стороны. Дети прыгают, кто через какой хочет, меняются местами, ведь каждому хочется попробовать перепрыгнуть и через тот, и через другой. В такой ситуации детям предоставляется возможность выбирать, и это самое начало их творческих, еще не осознаваемых поисков. Такой подход поддерживает интерес к процессу обучения, стремление многократно повторять движение. Задача взрослого на этом этапе – наблюдать, индивидуально корректировать движения. Обязательно делать предметом общего внимания действия некоторых, не очень уверенных в себе ребят. Это помогает им поверить в свои силы и возможности. Например: «Посмотрите, какой Денис молодец, выбрал самый широкий ручеек, видите, как сильно размахнулся руками, чтобы дальше прыгнуть!»
Сама техника выполнения на начальном этапе обучения не столь важна. Главное – вызвать в детях желание действовать. Вот пример. Традиционный прием – все должны идти друг за другом в гости к Зайчику по одному мостику. Это неудобно: образуется очередь, детям приходится ждать, снижается плотность занятия. Это тяжелое испытание для малышей. Поэтому разнообразных мостиков должно быть несколько: доска, лежащая на полу; приподнятые бруски; куски фанеры в виде прямоугольников, кругов, квадратов. И вовсе не обязательно раскладывать все это в ряд, оборудование должно быть расположено по периметру зала. Склонный подражать малыш захочет пройти по всем мостикам. В дальнейшем можно предложить детям идти по мостикам так, как это делает «хозяин домика». Если идем в гости к Петушку – высоко поднимать колени, к медвежонку – на четвереньках, к мышке – на носочках. Вариаций множество, стоит только подключить фантазию. Зачастую дети сами предлагают интересные варианты. В этом случае просто и естественно решается проблема двигательной активности – дети движутся все одновременно, в удобном для каждого ритме и темпе. И что особенно радует, все действия они выполняют с большим удовольствием, без принуждения.
Всем, кто занимается с маленькими детьми физкультурой, известно, что довольно сложно научить их построениям и перестроениям. Справиться с этой задачей опять же поможет творческий подход. Можно подвести детей к построению в колонну посредством игровых заданий с куклами. Куклы сидят в домиках - плоских обручах, лежащих в ряд (по числу детей). Предложить детям научить своих кукол заниматься физкультурой.
- встать рядом с куклой, кто с какой хочет…
- погулять со своей куклой…
- отнести куклу в свой домик…
- погулять теперь самим…
Затем предложить детям выполнить упражнения с куклами. Дальше на протяжении всего занятия ребята занимаются с куклами: катают ей мяч, водят вокруг хоровод, танцуют с куклами.
Возможности для развития двигательной инициативы, для проявления творческих начал многократно увеличиваются в старшем дошкольном возрасте. На каждом физкультурном занятии находится место для творческих заданий, для самовыражения каждого ребенка, для проявления инициативы, выдумки, импровизации. Дети становятся старше, возрастает их общий и двигательный опыт. Это дает большую свободу педагогического общения, позволяет побуждать детей к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. На этом этапе ребята любят экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации. Например, можно предложить такие задания:
- представьте, что вы идете по горячему песку босиком, покажите, как можно идти, чтобы песок не сильно обжигал ноги;
- подумайте и постройте с помощью своего тела высокий и низкий мостики;
- вы - грациозные кошки, лакающие из миски молоко;
- посмотрите вокруг и выберите предметы, из которых можно построить тоннель, сквозь него мы будем проползать на четвереньках.
Конечно, при этом использовать средства художественной выразительности – соответствующую интонацию голоса, мимику, жесты. Самое главное – чтобы способ подачи двигательного задания вызвал у детей адекватную реакцию. К примеру, дети младшего и среднего дошкольного возраста прекрасно воспринимают упражнения в сюжетной форме. А ребятам постарше уже понятна смысловая сторона движения, они более самостоятельны, инициативны. Нужно всегда приветствовать и стимулировать умения ребенка самостоятельно найти оригинальный способ решения поставленной двигательной задачи. Таким образом, основой импровизационных реакций детей является развитое воображение. Предопределяет его развитие целенаправленное формирование двигательного опыта, стержнем которого является возможность выбора.
Далее хочется продемонстрировать творческие возможности физкультурных занятий разных типов. Не обязательно начинать занятия привычными построениями и перестроениями. Вместо этого можно использовать игры с элементами строя. Например, такие: «Найди себе пару», «Плетень», «Чье звено быстрее построится», «За самым высоким или самым низким» и другие. Очень нравятся детям игровые задания типа «Построй, как хочешь»: во время движения врассыпную один ребёнок, которого назвали, подает соответствующий сигнал, строя детей по своему желанию в любом месте физкультурного зала. Чувствовать ритм, менять способ движения помогает, конечно, и музыка. Детям нравится смена музыкального сопровождения, они чутко чувствуют характер музыки.
Во время общеразвивающих упражнений можно прибегнуть к такому приему: только назвать знакомое упражнение, давая детям возможность вспомнить. Еще ребятам нравится, когда им предлагают самим придумывать упражнения (однако, нужно подсказывать, для какой части тела они должны быть). Порой дети удивляют и даже поражают своей выдумкой, находчивостью. Та непосредственность и искренность, с которой они включаются в задание-игру. Но для того, чтобы старшие дети успешно справлялись с подобными заданиями, уже в младших группах им надо предлагать во время выполнения упражнений последний повтор сделать самостоятельно, при этом выделяя, похваливая тех детей, у которых получается лучше. Стараясь никого вниманием не обойти. Кстати, следует заметить: если предусмотрено придумывание упражнений детьми, то целесообразней использовать построение врассыпную – так они лучше видят друг друга.
Основные движения: прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии – стержень любого типового физкультурного занятия. Осваивать их нужно не только посредством прямого обучения (используя показ и объяснение), но и через игровые задания. Можно заинтересовать детей интригующими задачами, зрелищностью, возможностью по-разному манипулировать предметами, оборудованием. Вот примеры некоторых задач:
- кто дальше бросит мешочек через голову назад;
- кто устоит на одной ноге после кружения с закрытыми глазами;
- попадите в катящийся обруч мячом;
- доберитесь до лесенки любым возможным способом, но не шагом и не прыжками;
- выберете любой предмет, который можно забросить в корзину, но сделайте это безопасным способом и так далее.
Сразу после занятия следует подвести с детьми итог. Выяснить, как еще можно было выполнить задания другими способами. На следующем занятии испробовать новые методы. Конечно, направлять детей в нужное русло.
Подвижные игры – самый популярный у детей, самый востребованный вид физической нагрузки и необъятный простор для всяких фантазий. Игра, особенно подвижная, является для ребят радостью. И можно не просто объявлять в конце занятия название игры, а постараться сделать начало игры захватывающим, будоражащим веселые мысли.
- для малышей предложить найти заранее спрятанную маску-шапочку и когда дети найдут, например, шапочку кота, назвать возможные игры с этим персонажем и поиграть в игру;
- рассказать короткий стишок про козленка, который потерялся. Ребята находят игрушку и козленок их догоняет;
- старшим детям предложить попробовать изменить правила знакомой игры, усложнить ее, ввести новые персонажи;
- спросить, какие игры подсказывает погода за окном, предложить посоветоваться отдельно мальчикам и девочкам, а потом сыграть по очереди;
- напомнить, что нужно совершенствовать прыжки в длину и дети сами назовут игры, где используется это движение.
Таким образом, в игре дети незаметно для себя, без принуждения, учатся правильно ходить, быстро бегать, высоко и далеко прыгать, ловко лазать, метко бросать. Они совершенствуются не только в двигательном развитии, но и в умении вести себя в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...
Консультация для воспитателей "Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования"
КОНСУЛЬТАЦИЯФормирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования.Народная мудрость гласит: "Чтобы сделать ребенка у...
Консультация для воспитателей. «Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Об особенностях формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Формирование познавательной активности дошкольников через дидактические игры».
Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. Играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. Существует огромное количество развивающих игр....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИНА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ...
Консультация для воспитателей «Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях»
quot;Формирование творческой активности детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях" «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пус...
Консультация для воспитателей: «Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста»
Воображение и творчество являются одними из наиболее мощных движущих сил современного общества. В процессе творчества происходит эмоциональная разрядка, раскрывается потенциал личности, рождаются ярки...