Рабочая программа для первой младшей группы
рабочая программа (младшая группа) по теме

Артамонова Оксана Евгеньевна

Рабочая программа первой младшей группы общеразвивающей направленности муниципального дошкольного образовательного учреждения составлена на основе образовательной программы ДОУ, разработанной с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014. – 352с. Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы. Содержание рабочей программы отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы. Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Основной идеей рабочей программы является обогащенное развитие детей раннего возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.odt81.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Первая младшая группа»

СОДЕРЖАНИЕ

I

Целевой раздел программы

1

Пояснительная записка

1.1

Цели и задачи образовательной программы

1.2

Принципы и подходы к формированию программы

1.3

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы. Характеристика особенностей развития детей раннего возраста

2.

Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)

2.1

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

2.2

Педагогическая диагностика

II

Содержательный раздел программы

2

Учебный план ООП ДО в группе №1

2.2

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

2.3

Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе

2.4

Взаимодействие с семьей

2.5

Планирование работы с детьми в группе

2.6

Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

2.7

Особенности организации совместной деятельности с воспитанниками

III

Организационный раздел

3.1

Оформление предметно-пространственной среды

3.2

Режим дня, структура образовательной деятельности(холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим)

3.3

Перечень методических пособий

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. 1. Пояснительная записка

           Рабочая программа первой младшей группы общеразвивающей направленности муниципального дошкольного образовательного учреждения составлена на основе образовательной программы ДОУ, разработанной с учётом Примерной образовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014. – 352с.

        Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы. Содержание рабочей программы отражает реальные условия группы, возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы.

          Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основной идеей рабочей программы является обогащенное развитие детей раннего возраста, обеспечивающее  единый  процесс  социализации-индивидуализации  личности  через  осознание  ребенком  своих  потребностей, возможностей и способностей.

Программа направлена на

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа учитывает

- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

       Цель и задачи реализации программы

Цель

- создать каждому ребенку в группе возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Задачи

- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

-  обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Принципы и подходы к реализации программы

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка;

- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

При формировании образовательного пространства и реализации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Программа реализует принципы дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего возраста

Списочный состав группы составляет 32 человека, из них 15 мальчиков и 17 девочек. С детьми работают воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, психолог, руководитель физической культуры.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой - либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

      1.2. Планируемые результаты освоения Программы

                                  ( целевые ориентиры)

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Ценностно-целевые ориентиры программы

Ценности

Цели

  • Идея о развитии ребенка как субъекта детской деятельности;
  •  Идея о феноменологии современного дошкольного детства;
  •  Идея о целостности развития ребенка в условиях
  •  Эмоционально насыщенного,
  •  Интересного, познавательно привлекательного,
  • Дающего возможность активно действовать и творить

образовательный процесса.

  • Социализация и индивидуализация ребенка дошкольного возраста;
  •  Целостное развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения

1.1 Целевые ориентиры образования в раннем детстве

Социально-коммуникативное развитие

  • наблюдается  динамика непосредственного эмоционального  общения со взрослым, эмоциональное благополучие детей;
  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживании; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
  • развитие готовности и способности к обобщению со взрослыми и совместным играм со сверстниками под руководством взрослого.

Физическое развитие

  • развиты крупная (общая) моторика, стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); интерес к тактильно-двигательным играм.

Познавательное развитие

  • от владения основными культурными способами деятельности, подражания речевым и предметно-практическим действиям взрослого, проявления инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие

  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
  • стремится обращаться ко взрослым с вопросами, просьбами;
  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин.

Музыкальное развитие

  • интересуется звучащими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками и в музыкально-дидактические игры, стремится проявлять настойчивость в достижении результата;
  • проявляет интерес к танцевальным движениям и песням, стремится двигаться под музыку;
  • эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Художественное развитие

  • ребенок манипулирует с предметами и выполняет познавательно-исследовательские действия с инструментами и материалами, способствующими интересу к изобразительной деятельности;
  • формируются готовность к экспериментированию с материалами и веществами (песок, вода, тесто), создание продукта изобразительной и конструктивной деятельности;
  • ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, эмоционально откликается на различные произведения искусства.

Педагогическая диагностика

При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей.

Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста связана с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизация работы с группой детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей и специально организованно деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.;
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

В рамках реализации образовательного маршрута оценивается динамика развития ребенка в условиях реализации содержания образовательных областей и связанных с ними тематических модулей.

Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (октябрь, апрель).

Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ Положением о мониторинге качества образовательной Программы.

Педагогическая диагностика

Сводная таблица результатов проведения педагогической диагностики за учебный год

Группа № 1

Вид деятельности

Уровень

Освоения программы

Сентябрь 2016

Май 2017

Количество детей

%

Количество детей

Речевое развитие

Высокий

Средний

Низкий

Социально-коммуникативное

развитие

Высокий

Средний

Низкий

Познавательное развитие

Высокий

Средний

Низкий

Физическое развитие

Высокий

Средний

Низкий

Художественно-эстетическое

развитие

Высокий

Средний

Низкий

                       

                            2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

       2.1. Учебный план ООП ДО в группе №1.

Направление развитие

Виды деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

Физическое развитие

Двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, музыкально-художественная.

Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы,  физкультминутки,  групповая непосредственно образовательная деятельность в зале.

10 минут, 3 раза в неделю.

Речевое развитие

(чтение художественной литературы).

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, чтение, разучивание стихов.

10 минут, 1раз в неделю.

«Художественное творчество»

Продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, коммуникативная.

Рисование, лепка.

10 минут, 2 раза в неделю.

«Музыка»

Музыкально-художественная, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая.

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-дидактические, подвижные игры, досуги, праздники и развлечения.

10 минут, 2раза в неделю.

«Познание»

Познавательно-исследовательская, игровая, чтение художественной литературы, двигательная, коммуникативная, продуктивная (конструктивная), трудовая, музыкально-художественная.

Наблюдения, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседы, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин и иллюстраций, заучивание стихов, слушание и обсуждение художественных произведений,  изготовление поделок,

10 минут, 1раз в неделю.

    2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию      

                       образовательной деятельности в группе

Направление

развития

Методическое

пособие

Наглядно дидактическое

пособие

Рабочие тетради

Речевое

Г.И.Винникова

«Занятия с детьми 2-3лет»

Карпухина «Занятия в первой младшей группе»

Н.В.Нищева «Картотека предметных картинок»

Чтение художественной литературы

Г.И.Винникова;

«Занятия с детьми 2-3 лет»

Художественно-эстетическое развитие

Г.И.Винникова;

«Занятия с детьми 2-3 лет»

Познание

О.Э.Литвинова

«Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста»

Н.В.Нищева «Картотека предметных картинок»

Физическое

Л.И.Пензулаева

«Физкультурные занятия в детском саду»

Социально-коммуникативное

Савельева О.В.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.»

    2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе.

Направлении

Развития.

Формы реализации программы

Способы

Методы

Приёмы

Совместная деятельность.

Самостоятельная

Деятельность.

Взаимодействие с семьёй

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная

Совместная игра со сверстниками

Наблюдение, чтение худ.литературы, праздники, конструирование, бытовая деятельность, развлечения чтение худ.литературы, праздники, просмотр видеофильмов, игры; личный пример, напоминание, объяснение, запреты, ситуативное обучение.

Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация Экскурсия Рассматривание Игра День открытых дверей Игротека

Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа

Картинки Игровые пособия Дидактический материал Макеты

Познавательное развитие

Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность

Во всех видах совместной деятельности детей с семьей.

Рассматривание Наблюдение Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающая игра Экскурсия Проблемная ситуация

Наглядный Наблюдение

Игра Показ Диалог Беседа Вопрос-ответ

Предметы материальной культуры Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал

Речевое развитие

Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная

Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность).

Игры парами.

Беседы.

Пример взрослого.

Досуги, праздники.

Посещение театра, прослушивание аудиозаписей.

Беседа после чтения Рассматривание Игровая ситуация Дидактические игры Тематическая беседа

Игровой Наглядный практический Чтение Беседа Показ Диалог Прослушивание Повторение

Предметы материальной культуры, Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы, Наглядный материал Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал

Художественно-эстетическое развитие

Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная

Создание соответствующей предметно-музыкальной, развивающей среды.

Проектная деятельность.

Прогулки.

Совместное творчество (рисование, конструирование и др.)

Совместные праздники, развлечения в ДОУ.

Театрализованная деятельность

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.)

Чтение Беседа Показ Диалог Повторение Рассматривание Выполнение

Предметы материальной культуры Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы

Изобразительная наглядность Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал

Физическое развитие

Индивидуальная Подгрупповая Групповая Совместная игра со сверстниками Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная

Беседа.

Консультация.

Совместные игры.

Физкультурный досуг.

Консультативные встречи.

Интерактивное общение

Игровая беседа с элементами движений Рассматривание Игры Праздник

Рассматривание Наблюдение Показ Игра Повторение Выполнение

Спортивный инвентарь Игровые пособия Макеты Раздаточный материал

 

                 

           

                3.5. Взаимодействие с семьёй

п/п

Содержание работы

Срок

Ответственные

1

Родительское собрание: «Особенности адаптационного периода детей группы. Задачи воспитания и обучения детей 3-го года жизни»

Опросник для родителей «Мой ребенок, какой он?»

Наглядная информация: «Адаптация ребенка в детском саду. Советы родителям»; «Особенности развития ребенка 2-3 лет»

Индивидуальная консультация «Как помочь малышу привыкнуть к детскому саду»

Папка-передвижка «Краски осени»

Сентябрь

Воспитатели

2

Выставка «Что нам осень подарила»

Тест для родителей «Какой вы родитель»

Наглядная информация: «Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей раннего возраста»; «Закаливаем ребенка дома и в саду»

Памятка-рекомендация для родителей «Осторожно! Ребенок переходит дорогу»

Фотовыставка «Мои бабушка и дедушка-самые лучшие»

Октябрь

Воспитатели

3

Наглядная информация: «Нужно ли делать прививки»; «Какие игрушки нужны ребенку 2-3 лет»; «Памятка с советами по проведению игр»

Индивидуальные беседы: «Что делать, если ребенок не слушается»

Фотовыставка «Моя любимая мамочка!»

Ноябрь

Воспитатели

4

Наглядная информация: «Игры для сенсорного развития детей»; «Воспитание у детей привычки к здоровому образу жизни»;

Выставка новогодних поделок  « Скоро, скоро Новый год!»

Развлечение «Добрый дедушка Мороз, деткам ёлочку принес». Совместное чаепитие детей и родителей в группе.

Папка-передвижка «Зимние забавы»

Декабрь

 

Воспитатели,

музыкальный работник

5

Привлечение родителей к постройке зимнего городка на участке.

Наглядная информация: «Как провести выходной день с детьми»;

Групповая консультация: «Зимние травмы. Меры по их предупреждению»

Индивидуальная консультация: «Все о здоровье детей. Индивидуальные способы профилактики и лечения»

Январь

Воспитатели

6

Родительское собрание: «Воспитание самостоятельности у детей»

Наглядная информация: «Развитие речи детей раннего возраста»; «Подвижная игра в жизни ребенка»;

Индивидуальные консультации: «Игры на развитие речи»; «Как уберечь ребенка от простуды»

Выставка детских рисунков «Зимняя сказка»

Февраль

Воспитатели

7

Анкета для родителей «Что и как читаем дома?»

Наглядная информация: «Почему дети плохо спят ночью»; «Детские страхи»; «Учить цвета с ребенком просто!»

Папка-передвижка «Весна красна»

Индивидуальные беседы «Если ребенок агрессивный».

Март

Воспитатели

8

Информационный стенд «Наши крылатые друзья»

Мастер-класс для родителей «Книжки для малышек»

Наглядная информация: «Капризы и упрямство»; «Роль книги в развитие ребенка»

Групповая консультация «Кризис 3-х лет и его проявления»

Апрель

Воспитатели

9

КРодительское собрание «Чему мы научились за

 год». Компьютерная презентация

Наглядная информация: «Профилактика острых кишечных заболеваний»;  «10 правил воспитания ребенка»

Информационный стенд «Детские травмы и советы первой помощи детям»

Беседа «Болезни грязных рук»

П Привлечение родителей к оформлению участка к

лету.

Май

Воспитатели

       

     

         2. 5. Планирование работы с детьми в группе (комплексно-тематическое, перспективное)

См. приложение 1

2. 6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками

Воспитательно-образовательный процесс условно подразделен на:

  • совместную деятельность с детьми: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ

Совместная деятельность

 взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

детей

Взаимодействие

с семьями

  • Двигательные подвижные дидактические игры, подвижные игры с правилами, игровые упражнения, соревнования.
  • Игровая: сюжетные игры, игры с правилами.
  • Продуктивная мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
  • Коммуникативная беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами.
  • Трудовая: совместные действия, поручение, задание,.
  • Познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия,, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами.
  • Музыкально-художественная: слушание, исполнение, подвижные игры (с музыкальным сопровождением)
  • Чтение художественной литературы: чтение, разучивание

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой, продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской

Диагностирование

Педагогическое просвещение родителей, обмен опытом.

Совместное творчество детей и взрослых.

2.7. Особенности организации совместной деятельности с

воспитанниками (климатические, национально-культурные, региональные)

Региональный компонент.

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Принципы работы:

  • Системность и непрерывность.
  • Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых.
  • Свобода индивидуального личностного развития.
  • Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка.
  • Принцип регионализации (учет специфики региона)

Национально-культурный компонент.

Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

          Климатический компонент.

         В соответствии с требованиями СанПиН от 15 мая 2013года № 26 2.4.1.3049-13 продолжительность ежедневной прогулки составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.  Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.


3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Особенности оформления развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения, группы, а также территории, прилегающей к дошкольному учреждению, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает: возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; 3реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.
  • Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  • Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность материалов предполагает:
  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в детской саду или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
  • Вариативность среды предполагает:
  • наличие в детском саду или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • Доступность среды предполагает:
  • доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Дошкольное учреждение самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Предметно-пространственная среда в МАДОУ соответствует ФГОС ДО и построена в каждой возрастной группе, учитывая образовательные области ОП и детские виды деятельности согласно следующих принципов:

3.2. Организация жизни и деятельности детей (режим дня)

Режим пребывания детей в МАДОУ – 12 часов (с 7.00 до 19.00).

Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно сочетание различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.

Режим способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную системы от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность к адаптации к новым условиям.

Все возрастные группы работают по двум временным (сезонным) режимам: на теплый и холодный периоды года и режиму в каникулярный период (Рождественские каникулы).

Для воспитанников, вновь поступающих в детским сад, предполагаются индивидуальные адаптационны режимы.

На период карантинных мероприятий предполагаются карантинные режимы по показаниям.

В период летнее оздоровительной компании в МАДОУ действует оздоровительный режим, предполагающий увеличение дневного сна и длительности пребывания детей на свежем воздухе.

Ежедневно в летний период и в остальное время года при позволяющих погодных условиях прием детей осуществляется на свежем воздухе.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей

Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

  • Построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
  • Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Организация режима дня

При проведении режимных процессов МАДОУ придерживается следующих правил:

  • Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).
  • Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
  • Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
  • Формирование культурно-гигиенических навыков;
  • Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
  • Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • Соблюдение двигательной активности детей с учетом их индивидуальных возрастных особенностей;
  • Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей напрямую зависят   от состояния их нервной системы.

Основные принципы построения режима дня:

  • Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность
  • Режим дня учитывает психофизиологические особенности дошкольника. Поэтому в МАДОУ для каждой возрастной группы определен свой режим дня.
  • Организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периодов года. Контроль выполнения режима дня в МАДОУ осуществляют: заведующая, медицинская сестра, старший воспитатель.

Организация сна

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2,0 - 2,5 отводится дневному сну. Перед сном проведение подвижных эмоциональных игр не рекомендуется.

При организации сна учитываются следующие правила:

  • В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 минут до сна;
  • Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы за тем они первыми ложились в постель;
  • Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3-5 градусов;
  • Во время сна детей присутствие воспитателя (помощника воспитателя) в спальне обязательно;
  • Не допускается хранение в спальне лекарства и дезинфицирующих растворов;
  • Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5-10 минут полежать, но не задерживать детей в постелях.

Организация прогулки

В соответствии с требованиями СанПиН от 15 мая 2013года № 26 2.4.1.3049-13 продолжительность ежедневной прогулки составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.  Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводятся в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.


Организация жизнедеятельности воспитанников в течение дня

(холодный период года )

Ранний возраст (2-3 года)  

Режимные моменты

Время

Утренний прием, игры

7.00 – 8.20

Завтрак

8.00-8.30

Предметная деятельность, игра

8.30-9.00

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00-9.35

Прогулка

9.40-11.20

Обед

11.40-12.10

Сон

12.10-15.00

Постепенный подъем, гигиенические процедуры, полдник

15.00-15.30

Игры по инициативе детей

15.30-16.00

Совместная образовательная деятельность детей (по подгруппам)

16.00-16.20

прогулка

16.20-17.00

Игры, уход детей домой

17.00-19.00

Организация жизнедеятельности воспитанников в течение дня

(теплый период года)

Ранний возраст (2-3 года)

Режимные моменты

Время

Утренний прием на улице, игры

7.00 – 8.20

Утренняя игровая зарядка на воздухе

8.20-8.25

Завтрак

8.25-9.00

Предметная деятельность, игра

9.00-9.30

Прогулка

Совместная образовательная деятельность детей на прогулке (по подгруппам)

9.30.11.30

Обед

11.30-12.00

Сон

12.00-15.00

Постепенный подъем, гигиенические процедуры, полдник

15.00-15.45

Прогулка

Совместная образовательная деятельность детей на прогулке (по подгруппам)

15.45-16.30

Игры, уход детей домой

16.30-19.00

Сетка занятий первой младшей группы№1

День недели

Время

Занятие

Понедельник

9.00-9.10

15.40-15.50

1. Чтение художественной литературы

2. Музыка

Вторник

9.00-9.10

15.40-15.50

 1. Физическая культура.

2.Познание (сенсорика /мир природы/конструирование/математика)

Среда

9.00-9.10

15.40-15.50

1. Развитие речи.

2. Физическая культура.

Четверг

9.00-9.10

15.40-15.50

1.Музыка

2. Художественное творчество (рисование)

Пятница

9.00-9.10

1.Художественное творчество(лепка)

2.Физическая культура на свежем воздухе

               3.3 Перечень методических пособий

         

           Програмно –методическое обеспечение

№п\п

Направление развития

Программа

Технологии и методики

1

Речевое

Примерная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»

Г.И.Винникова

«Занятия с детьми 2-3лет»

О.С.Ушакова

Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи»

2

Познание

Примерная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»

О.Э.Литвинова

«Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста»

Г.И.Винникова

№Занятия с детьми 2-3 лет»

3

Социально-коммуникативное

Примерная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»

Савельева О.В.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.»

4

Художественно-эстетическое

Примерная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»

Г.И.Винникова

«Занятия с детьми 2-3 лет»

Т.С.Комарова

Изобразительная деятельность в детском саду»

5

Физическое

Примерная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и др. Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»

Л.И.Пензулаева

«Физкультурные занятия в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для первой младшей группы

образовательные области, цели, задачи, реализация, пути интеграции, формы работы....

Рабочая программа воспитателя первой младшей группы

Рабочая программа (далее - Программа) для первой младшей группы (от 2 до 3 лет) № 3 «Пиончики» на 2014 – 2015 учебный год разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ первой младшей группы №3 «Теремок» Д/с №394 г.Челябинск

СОДЕРЖАНИЕ1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.. 31.1 Пояснительная записка  31.2 Цель и задачи основной образовательной программы ДО………………………4    1.3 Принципы и подходы в организации ...

Рабочая программа для первой младшей группы по образовательной программе "От рождения до школы"

Рабочая программа для первой младшей группы по образовательной программе "От рождения до школы"...

Рабочая программа для первой младшей группы по программе "От рождения до школы" под. редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (ФГОС)

Настоящая рабочая программа первой младшей группы разработана воспитателем МБДОУ детский сад №173: Шевцовой О.В.Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовател...