Обучение игре в шахматы
методическая разработка (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно- образовательной деятельности. Познание «Играем в шахматы» подготовительная к школе группа.
Программное содержание: закрепить знания детей о шахматах, используя методические шаги: вычисление объектов. Нахождение связей между ними; использование различных органов чувств, выстраивание временной последовательности, вхождение в образ, составление рассказа.
Ход занятия:
-На свете есть заветная
Волшебная игра
В неё с утра до вечера
Играет детвора
Там мчатся кони резвые
Трубят в поход слоны
И клетки черно –белые
Чудес и тайн полны.
- Про какую игру это стихотворение?
Давайте посмотрим на шахматную доску. Из чего она состоит? (из квадратов черного и белого цвета ).
-Какие шахматные фигуры стоят на шахматной доске? (пешки, ладьи, кони, ферзи, слоны, короли)
-Как фигуры связаны между собой?
(Каждая стоит на своем месте): пешки впереди, на второй линии, ладьи по углам шахматной доски, шахматные кони стоят рядом с ладьей, слоны рядом с конями, ферьз на поле своего цвета, король стоит на последнекй пустой клетке.
-На что похожа эта фигура? (на лошадку).Какая фигура позожа на башенку? (ладья) У какой фигуры голова круглая? (пешка). Какой король не умеет говорить?(шахматный)
-Представьте себе , что вы вместе с фигурами на шахматной доске. Что вы слышите? (топот слона. Ржанье коня,команды короля).
Какие чувствуете запахи? (запах дерева)
Что можно потрогать? Опишите свои ощущения (фигуры гладкие или шероховатые на ощупь)?
-А теперь мы - волшебники времени.. Что было с фигурами 1 год назад? (Стояли деревья в лесу). Пришли лесорубы срубили деревья, просушили отправили на лесопилку, распилили на доски из домок на фабрике сделали шахматы.
Что было с фигурами полчаса назад? (Они спокойнол лежали в коробке)
Что будет с фигурами через час? (через час начнется игра)
А через 3 часа? (игра закончится, дети уберут фигуры и они будут лежать в коробке
-А теперь попробуйте превратиться в какаую -нибудь фигуру и составить свой рассказ.
-я пешка я стою на второй линии. Я хожу вперед на одно поле. Только первый раз я могу сходить на 2 поля я бью на искосок по диагонали.
-Я ладья. Я хожу прямо по г8оризонталям, и вертикалям, вперед, назад, влево, вправо. Я могу передвигаться на любое количество клеток. Бью фигуры я так же как хожу.
-Я конь. Я хитрая фигура По доске двигаюсь так-2 поля по вертикали, 1 по горизонтали; 1 по вертикали 2 поля по 7горизонтали, 1 по вертикали. Мой ход похожна букву Г. Я перескакиваю через свои и неприятельские фигуры. Если поле, на которое я собираюсь прыгнуть, занято своей фигурой- ход не возможен. Если это поле занято фигурой противника, её можно побить.
-Я слон. Я передвигаюсь по диагонали на любое количество клеток. Я не могу перепрыгивать через другие фигуры. Бью я фигуры противника тоже пот диагонали
-Я ферзь. Я самая сильная фигура, я хожу как слон и как ладья: по горизонталям, вертикалям, диагоналям на любое количество клеток. Если на моём пути встретятся фигура противника я побью её и займу её поле, на котором она стояла.
-Я король . Я хожу как ферзь: и по прямой и наискосок, но только на одно поле. Я главнокомандующий. Без меня игра заканчивается. Побить меня нельзя. Меня можно предупредить, объявить шах, а если я не уйду, объявить мат и игра закончится.
А теперь составим общий рассказ о шахматах.
-Вот шахматное поле. На поле стоят шахматные фигуры. Все фигуры сделаны из дерева, пахнут деревом, шероховатые на ощупь. Стоят шахматные фигуры в определенном порядке: пешки впереди, на второй линии, ладьи по углам шахматной доски, кони рядом с ладьей, слоны рядом с конями. Ферзь встал на поле своего цвета. Король стоит на последней пустой клетке.
За полчаса до игры фигуры спокойно лежали в коробке. Но вот дети решили поиграть.
Они расставили фигуры и началась игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Играем в шахматы» (Система занятий по развитию личности ребёнка старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы).
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому друг...
Консультация для родителей: «Дидактические игры по обучению игре в шахматы»
Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы....
Консультация для родителей "Дидактические игры при обучении игре в шахматы"
Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы."'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте как...
Мастер-класс для педагогов по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста «Учим детей играть в шахматы»
Формировать умение играть в шахматы....
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы для детей 5-7 лет «В мире шахмат»
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...
Адоптированная программа курса "Шахматно-шашечный всеобуч" для детей дошкольного возраста. (2 года обучения игре в шахматы) (И. Г. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки черно - белые чудес и тайн полны» Часть 1,2.)
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.Процесс обучения а...