Логоритмика для дошкольников
консультация на тему

Журавлева Наталия Леонидовна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_dlya_doshkolnikov.doc477 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«ЛОГОРИТМИКА

ДЛЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №3

МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ

ЖУРАВЛЕВА Н.Л.

В последние годы становится очень актуальной проблема раз вития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребенок может вовремя получить помощь специалиста логопеда.

Современной наукой доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движении, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов (В.А. Гринер). Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени  развития тонких движении пальцев рук.

На логоритмических занятиях большое значение имеет музыка. О влиянии музыки на душевное и физическое состояние человека было известно еще в античности. Ученые Древней Греции, такие как Пифагор, Аристотель, Платон и др., обращали внимание современников на целительные возможности музыки, которая, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию в человеческом теле.

Исследования механизма воз действия музыки на человека, проведенные учеными В.М. Бехтеревым. И.М. Догелем, И.Р.Тархановой и др., показали, что положительные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, стимули руют дыхание, кровообращение, улучшают обмен веществ.

Звучание приятных мелодий способствует возникновению положительного эмоционального возбуждения, что в свою очередь усиливает внимание и тонизирует ЦНС.

   Швейцарский педагог, композитор и общественный деятель Эмиль Жак-Далькроз доказал возможность переведения музыкального ритма в пластические движения человеческого тела, так как ритм музыки тесно связан с моторикой, мышечной реактивностью человека.

   В 30-е гг. XX в. лечебная ритмика нашла применение и в коррекционных учреждениях. В системе ритмического воздействия на людей с речевой патологией ведущее место занимает слово, поэтому в практике появилось особое на правление коррекционной работы — логопедическая ритмика (Г.А. Волкова, О.А. Крупенчук, И. Лопухина). Это одна из форм кинезотерапии, направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Для коррекции нарушений речи, особенно в работе со слабослышащими детьми, используется фонетическая ритмика (Т.М. Власо ва. А.И. Пфафенродт), представляющая собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков), направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи.

В современных дошкольных учреждениях педагоги с успехом используют метод немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, заключающийся в синтезе слова, музыки и движения.

Для детей, имеющих нарушения речи, наиболее важны тренировка с помощью музыкальной ритмики наблюдательности, развитие чувства ритма и темпа, мыслительных способностей, фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки, развитие обшей тонкой и артикуляционной моторики.

Одним из основных методических средств нашей работы стала логоритмика, задачи кото рой — развитие чувства ритма через движение посредством формирования слухового внимания и улучшение речи детей с помощью воспитания ритма речи.

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на ос нове сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Рассмотрим  авторскую технологию «Логоритмика для детей дошкольного возраста», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».

Цель технологии. Преодоление речевых нарушений у детей до школьного возраста средствами синтеза музыки, движения и слова.

Классификационная характеристика педагогической технологии:

— по уровню применения — частнопредметная;

— философской основе — диалектический материализм, сциентизм:

— ведущему фактору психического развития — био- и психогенная технология;

— концепции усвоения — нейролингвистическая и развивающая;

— ориентации на личностные структуры — формирование деятельностно-практической сферы;

— характеру содержания и структуры — обучающая технология;

— организационным формам — групповое обучение и

дифференцированный подход;

— подходу к ребенку — личностно-ориентированная технология сотрудничества;

— доминирующему методу — игровая;

— направлению модернизации существующей традиционной системы — на основе активизации и интенсификации деятельности детей:

— категории обучающихся — компенсирующая технология.

Выделяется пять уровней организации движений:

уровень А — рубро-спинальный уровень ЦНС. обеспечивающие бессознательную регуляцию тонуса мускулатуры тела с помощью проприорецепции, статическую выносливость и координацию;

уровень В — таламо-паллидарный, обеспечивающий коррекцию целостного движения, согласова ние его составных частей, выразительные движения, пантомими ку, пластику;

уровень С — пирамидно-стриарный, обеспечивающий согласование двигательного акта с внешним пространством при веду щей роли зрительной афферентации, движения целевого характера, имеющего начато, коней:

уровень D — кортикальный, обеспечивающий афферентацию, опирающуюся на смысловую сторону действия с предметом, топологические качественные характеристики пространственного поля (верх, низ, между, над,  потом, прежде), осознание правой и левой сторон тела:

уровень Е — высший кортикальный уровень символической координации и психологической организации движении, осуществляющий понимание чужой и собственной речи, музыкальное и хореографическое исполнение основанное на образном мышлении.

Педагогические принципы логоритмической работы в ДОУ

1. Принцип опережающего подхода, заключающийся в раннем выявлении детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии и разработке

необходимого коррекционного обучения.

2. Принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребенка (по Л.С. Выготскому).

3. Принцип систематичности, предусматривающий планомерность, непрерывность и регулярность коррекционного процесса.

4. Принцип полифункционального подхода, предполагающий одновременное решение нескольких коррекционных задач на одном логоритмическом занятии.

5. Этиопатогенетический принцип, означающий дифференциро ванное построение логоритмического занятия в зависимости от речевого дефекта.

6. Принцип постепенного усложнения материала, предусматривающий постепенный переход от более простых заданий к более сложным по мере овладения и закрепления формирующих навыков.

7. Принцип наглядности, означающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

8. Принцип доступности, учитывающий возрастные и физиологические особенности детей и характер речевых нарушений.

9. Принцип сознательности и активности детей, заключающийся в том, что педагог должен использовать в работе приемы активизации познавательных

способностей детей.

10. Принцип успешности, подразумевающий то, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

Содержание работы

Занятия логоритмикой рекомендуются для работы с детьми всех возрастных групп детского сада. Их проводить могут музыкальный руководитель,

воспита тель и/или логопед.

Основой программы являются еженедельные логоритмические занятия, совместная деятельность педагога с детьми в течение дня.

Особенности занятий логоритмикой по авторской технологии

Логоритмические занятия ведутся с первой младшей группой, что дает возможность для раннего выявления и коррекции нарушений речи.

Занятия отличаются вариативностью. Педагог может заменить какую-либо часть занятия, включить в него чистоговорки или упражнения артикуляционной гимнастики, соответствующие дефекту речи детей. Так, в песенный репертуар можно включать знакомые песни, возможно изменение игрового материала,

использование знакомых стихотворений и т.п.

Логоритмические занятия не регламентированы строго по времени. При проведении занятия нужно учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние. При необходимости занятие можно сократить.

В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели —

формированию правильного звуко-произношения.

Важнейшую роль в занятии играет музыка как интегральная основа всего курса. С помощью музыки проводится развивающий дозированный

эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психологического и физиологического состояния организма ребенка.

Особое внимание уделяется на занятиях развитию чувства ритма с помощью пластики, звучащих жестов, речевых игр, использования ритмосхем, игры на детских музыкальных инструментах под мело- и ритмодекламацию.

Одна из особенностей программы — использование малых форм народного фольклора (потешек, приговорок, закличек, прибау ток) для оздоровительных пауз, что способствует воспитанию детей в национальных традициях. В построении многих занятий использованы сюжеты русских народных сказок.

Все занятия имеют сюжетную основу. Разработаны циклы из 36 занятий для каждой возрастной группы в соответствии с психологическими особенностями детей. Для каждой возраст ной группы выпущены издатель ством «ТЦ Сфера» «Конспекты логоритмических занятий для детей 2—3 (3—4, 4—5, 5—6, 6-7) лет».

Особенности организации занятий

В основу методики таких занятий автором положен комплекс но-тематический метод в сочетании с наглядностью и игровыми приемами. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, урожаи, новогодний праздник, зимующие птицы и т.д.). Основа занятий очень

разнообразна. На занятиях могут быть использованы сказочный сюжет, воображаемое путешествие, включение персонажей, элементов фольклора, сюжетно-дидактических игр и т.д. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положи тельного эмоционального

состояния детей, интереса и внимания, что помогает достичь высоких результатов в обучении.

Развитие детей проводится через речевую и музыкальную деятельность по основным на правлениям.

1. Развитие сенсорных и моторных функций.

2. Формирование основы артикуляционных движений.

3. Развитие мимической мускулатуры.

4. Развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве).

5. Развитие эмоционально-во левой сферы и игровой деятельности.

6. Формирование черт гармоничной личности (дружбы, уважения, доброты, самокритичности и др.).

Последовательность ознакомления со звуками может соответствовать рекомендациям Г.А. Каше (1985) или варьироваться в зависимости от конкретного случая.

Логоритмическая работа в течение дня

Эффективность работы по улучшению произношения у детей возможна только при совместной деятельности всех педагогов ДОУ в этом направлении.

Рассмотрим возможности включения логоритмики в жизнедеятельность в детском саду.

1. Утренняя гимнастика с речевками и звукоподражаниями.

2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов — умывания, одевания на прогулку, под готовки к занятиям.

3. Речевые игры перед едой.

4. Логоритмические паузы на занятиях.

5. Динамические паузы между занятиями.

6. Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала.

7. Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.

8. Подвижные игры с пением (на прогулке).

9. Игры малой подвижности (в группе).

10. Логоритмические досуги.

Многолетняя работа по дан ной технологии показала: логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного за паса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти. Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе.

Литература

  • Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. М., 1997.
  • Далькроз Ж.Э. Ритм. Его вос питательное значение для жизни и искусства. Шесть лекций. Пер. Н. Гнесиной. 2-е изд. СПб., 1914.
  • Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М., 2004.
  • Нищева И.В. Система коррекционной работы в логопедичес кой группе для детей с ОНР. СПб., 2001.'
  • Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  • Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.. 2000.
  • Франио Г. С, Лифиц И.В. Мето дическое пособие по ритмике. М., 1995.
  • Картушина М.Ю. Логоритмика в детском саду. М.,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логоритмике для дошкольников 4-5 лет "В гостях у бабушки в деревне"

Коррекционно-развивающее занятие по логоритмике для дошкольников среднего возраста "В гостях у бабушки в деревне". Занятие проводится учителем-логопедом и музыкальным руководителем в музыкальном зале ...

Упражнения по логоритмике для дошкольников

Роль логоритмики в жизни ребёнка-дошкольника трудно переоценить.Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал, стимулируют потребность дете...

Занятие – игра по логоритмике для дошкольников

laquo;Мы расскажем о себе и других стихами и руками» Занятие способствует устранению нарушений в звукопроизношении, формированию и коррекции звуковой культуры речи, развитию мелкой моторик...

Логоритмика для дошкольников

Что такое логоритмика, для чего нужна...

Консультация для родителей «Чем полезна логоритмика для дошкольников»

Логоритмические занятия направлены на совершенствование речи детей, овладение ими двигательными навыками, развитие умения ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя. Использование в п...

Логоритмика для дошкольника - что это такое?

Логоритмика для дошкольника - что это такое?Учитель-логопед  Мятлева О.А.Логоритмика – одна из технологий детской коррекционной программы, которая благодаря определенным приемам соедин...

Логоритмика для дошкольников.

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Для этого необходимо уделять внимание логопедическим и логоритмическим занятиям. Благодаря им ребёнок пополняет словарный запас, учится правильно произно...