Проект «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»
проект (подготовительная группа) по теме
Участвуя в проекте «Верба, вербочка!» дети узнают, что в России есть православные, народные праздники; познакомятся с Вербным воскресеньем, «Святая Пасха», с приметами и обычаями Вербного Воскресенья, празднованием Святой Пасхи. А так же узнают о традициях русского народа, о существующих видах вербы и ее свойствах в народной медицине, а так же о том, что веточки вербы в воде могут долго стоять и могут засохнуть, а черенки вербы приживаются в земле.
Результатом проекта будет организован в группе мини – музей (виды вербы) «Верба, вербочка», оформлена мини - картинная галерея «Верба в живописи», пополнится методическая копилка картотеками стихов, загадок, сказок, игр, познавательных бесед и презентаций по данной теме, выставка продуктивной деятельности « Наш любимый православный праздник».
Родители примут активное участие в создании альбомов на темы: «Мифы и легенды», «Ива в медицине», «Ива в литературных произведениях», «Ива в живописи и графике», в развлечении «Вербное воскресенье», «Пасха к нам пришла», мастер – классе «Ветка веры – своими руками», в районном конкурсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_verba_3.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»
( ПО МЕТОДИКЕ СВИРСКОЙ)
Возраст детей: подготовительная к школе группа 6 – 7 лет
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятия художественной литературы и фольклора, конструктивная, трудовая, изобразительная, музыкальная, двигательная.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы.
Тип проекта: познавательно – исследовательский – творческий.
Форма проведения: познавательные беседы; решение проблемных ситуаций; проведение экспериментов; составление рассказов, отгадывание загадок; дидактические игры; заучивание пословиц, поговорок, стихов; чтение художественной литературы и обсуждение; рассматривание иллюстраций; просмотр презентаций; хороводные игры; изготовление продуктов детского творчества; подвижные игры, игровые упражнения, соревнования.
Продолжительность: краткосрочный – 4 недели (с 27.03. по 28. 04. 2017 г.)
Планируемый результат: Участвуя в проекте «Верба, вербочка!» дети узнают, что в России есть православные, народные праздники; познакомятся с Вербным воскресеньем, «Святая Пасха», с приметами и обычаями Вербного Воскресенья, празднованием Святой Пасхи.
Дети узнают о традициях русского народа, о существующих видах вербы и ее свойствах в народной медицине, а так же о том, что веточки вербы в воде могут долго стоять и могут засохнуть, а черенки вербы приживаются в земле.
Результатом проекта будет организован в группе мини – музей (виды вербы) «Верба, вербочка», оформлена мини - картинная галерея «Верба в живописи», пополнится методическая копилка картотеками стихов, загадок, сказок, игр, познавательных бесед и презентаций по данной теме, выставка продуктивной деятельности « Наш любимый православный праздник».
Родители примут активное участие в создании альбомов на темы: «Мифы и легенды», «Ива в медицине», «Ива в литературных произведениях», «Ива в живописи и графике», в развлечении «Вербное воскресенье», «Пасха к нам пришла», мастер – классе «Ветка веры – своими руками», в районном конкурсе.
Презентация проекта: презентация работы над проектом.
Проблема: Перед праздником Вербное воскресенье в группе были поставлены в воду веточки вербы. У детей стали возникать вопросы: Что будет дальше с веточками вербы? А что, если мы их посадим в горшок с землёй? Будут ли они дальше расти? Таким образом, верба стала объектом экологического исследования. Но кроме развития вербы возникли и другие вопросы: Верба, что это за дерево? Почему именно верба стала символом светлого праздника - Вербного воскресения? Складывают ли поэты стихи о Вербе? И многие другие вопросы.
Актуальность проекта:
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Особенность существующего проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Цель: Дать детям знания о христианских, православных праздниках Вербное воскресенье, Светлая Пасха и их обычаях.
Задачи:
- Познакомить детей с христианскими, православными праздниками Вербное воскресенье и с его историей возникновения, Святая Пасха и ее обычаями празднования;
- Дать детям знания об обычаях и обрядах, связанных с православными праздниками;
- Расширить и углубить знания детей о разных видах вербы, о ее лечебных свойствах в народной медицине;
- Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю;
- Развивать интерес к культуре наших предков; интерес к обычаям и обрядам связанных с православными праздниками;
- Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.
Этапы работы над проектом:
1 этап – погружение в проект.
• Подбор детской литературы, методических пособий с целью уточнения представлений детей о христианских праздниках;
• Сбор информации по теме;
• Подбор консультаций для родителей по данной теме;
• Оформление альбомов;
• Создание развивающей среды: подобрать материал для мини – музея, мини – картинной галерее;
• Подобрать материал для продуктивной деятельности; составить план мероприятий работы над проектом;
• Разработка познавательных бесед, ООД по художественно – эстетическому развитию и другое;
• Составление игротеки русских народных, хороводных игр;
• Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.
2 этап – организация деятельности.
Двигательная деятельность
• Развлечение «Вербное Воскресенье»;
• Развлечение «Пасха к нам пришла»;
• Народные, хороводные игры «Птички и весна», «Верба», «Птички и весна», «Золотые ворота», «Удар по вербочке», «Чье яйцо будет дольше крутиться?», «Чье яйцо дальше укатится?», «Бой крашенок», Игра «Кто быстрее докатит яичко».
Познавательно-исследовательская деятельность
• Рассматривание открыток, иллюстраций к православным праздникам;
• Просмотр презентаций «Вербное воскресенье», «Детям о Пасхе», «Праздник Пасха»;
• Познавательные беседы «Как встречают вербное воскресенье?», «Зачем красят на Пасху яйца?»
• Просмотр мультфильмов «Иисус сын божий», «Чудеса Иисуса»
• Беседа о вербе, о «Вербном воскресенье», о «Праздновании Пасхи»
• Наблюдение за веточками вербы в группе и на участке ДОУ;
•Проведение эксперимента с веточками, черенками вербы, зарисовка своих наблюдений, выводов в дневнике наблюдения.
Игровая деятельность
• «Собери картинку»;
• «Что лишнее»;
• Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»; «Семья», сюжет в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи;
Коммуникативная деятельность
• Рассказ о христианских православных праздниках «Вербное воскресенье», « Пасха»
• Игра «Назови ласково»;
• Составление рассказов из опыта « Как ходили за вербой», Как красили, украшали яйца»;
Восприятие художественной литературы и фольклора
• Стихи о вербе – символе весны: « Апрель», «Уж верба вся пушистая...», «Золотые барашки», «Распустила кудри ива», «Верба», «Веточки вербы в хрустальной вазе», « Верба – наша пальма», «Нет в России пальм зеленых...» «Вербное воскресенье»;
• Чтение стихов посвящённых Пасхе и заучивание наизусть: «Пасхальный Благовест» С. Есенин; «Христос Воскрес!» А.Майков;
• Закличка «Солнышко».
• Знакомство с пословицами, поговорками и приметами на Вербное воскресенье, Пасху.
• Чтение «Легенда о христовом жаворонке» Л. Зилов, «Первое красное яичко» Г.Е. Левкодимова;
•Чтение сказки про вербу.
Изобразительная деятельность
• Рисование «Верба в вазе», «Пасхальное яйцо»;
• Аппликация «Пушистая верба», «Пасхальный кулич»;
• Лепка «Веточка вербы», «Кулич»;
• Рассматривание репродукций с изображением вербы в живописи
• Аппликация «Пасхальное яйцо», «Веточка вербы»
• Раскраски на тему: «Светлый праздник Пасхи!».
Конструктивная деятельность
• Строительство из строительного материал «Часовня», «Храм»
Музыкальная деятельность
• Хоровод «Веснянка»;
• Хороводная песня «Вербушка»;
• Русский танец «Перепляс»;
• Просмотр видео клипов:
1. Воскресение Христово
2. С праздником Пасхи!
Трудовая деятельность
•Ручной труд – изготовление поделок из котиков вербы;
•Рассаживание саженцев вербы в почву;
•Высадка саженце на участок.
Взаимодействие с семьёй
• Выставка рисунков: «Любимый православный праздник моей семьи»
• Мастер – класс «Ветка веры – своими руками»;
•Участие в открытых мероприятиях ( развлечениях): «Пасха к нам пришла», «Вербное воскресенье»;
•Создание альбомов: «Мифы и легенды», «Ива в медицине», «Ива в литературных произведениях», «Ива в живописи и графике», в развлечении «Вербное воскресенье», «Пасха к нам пришла»;
•Участие в районном конкурсе РЦДО.
3-й этап - заключительный
• Презентация проекта в виде мультимедийной презентации;
• Творческая выставка
• Развлечения «Пасха к нам пришла», «Вербное воскресенье»;
Результат проектной деятельности
- Организация в группе мини – музей (виды вербы) «Верба, вербочка»;
- Оформлена мини- картинная галерея «Верба в живописи»;
- Создание электронного банка методической копилки: картотека стихов, загадок, сказок, игр, познавательных бесед;
- Мультимедийная презентация;
- Выставка рисунков «Наши православные праздники»;
- Проведение развлечений «Вербное воскресенье», «Пасха к нам пришла»;
Дети узнают:
- Что в России есть православные, народные праздники;
- Православные праздники Вербное воскресенье, Святая пасха;
- Приметы и обычаи Вербного Воскресенья, Святой Пасхии и с их празднованием;
- О видах вербы и ее свойствах в народной медицине;
- Что веточки вербы в воде могут долго стоять и могут засохнуть, а веточки (черенки) вербы хорошо приживаются в земле;
Список литературы
1.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004г.;
2.Деркач Л.Н. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников». Дошкольная педагогика № 2. 2009. стр.21
3.Журнал «Дошкольное воспитание»: №12/95 с.109, №2/98 с.126.
4.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» Опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ – М: ТЦ Сфера, 2004 – 192с.
5.Кротова Т.В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников»
6.Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008
7.Митько К. «Светлое Христово воскресение» - праздник праздников и торжество торжеств: Беседа для детей 5 – 7 лет и их родителей № 6 2001 с.30 «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».
8.Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду 1-2 части: - Владимир, 1995.
9.Норык Т. «Пасхальные игры и забавы» мир школы 2002. № 4.
с 77 – 79
10.Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.,
Мозаика-Синтез, 2008
11.Смирнова О. «Светлое Христово Воскресенье: Комплек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Верба- вербочка"
Расширять знания о фолклоре, о народных традициях, закличках....
фольклорный праздник" Верба - вербочка"для детей средней группы.
Цель: приобщить детей к истокам народной православной культуры, познакомить с православным праздником Вербное воскресенье, развивать интерес к культуре предков, рассказать об обычаях и обрядах, связан...
Занятие по аппликации "Верба - вербочка". Вербная композиция.
Познакомить воспитанников с событиями Входа Господня в Иерусалим....
весеннее развлечение-досуг "Верба. вербочка"
Досуг-развлечеине "Верба-вербочка" знакомит с народными традициями и обычаями, воспитывает любовь к живой природе,окружающему миру ,развивает в ребенке чувства сострадания ,соп...
Музыкально-спортивная программа « Верба - вербочка»
Музыкально-спортивная программа...
Проект "Верба, вербочка"
Проект о народном празднике "Верба"...
Конспект интегрированного педагогического мероприятия, «Верба, верба, вербочка – золотая веточка» (Аппликация из ватных палочек)
Цель: Ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.Задачи:• Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке....