Проект «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»
проект (подготовительная группа) по теме

Шейн Елена Вячеславовна

Участвуя  в проекте  «Верба, вербочка!» дети узнают,  что в России есть православные, народные праздники; познакомятся  с Вербным  воскресеньем, «Святая Пасха»,  с приметами  и обычаями Вербного Воскресенья,  празднованием  Святой Пасхи. А так же  узнают  о традициях русского народа,    о существующих видах вербы и ее свойствах в  народной медицине, а так же  о том, что веточки  вербы в воде могут  долго стоять и  могут засохнуть, а  черенки вербы приживаются в земле.

Результатом проекта будет организован в группе мини – музей (виды вербы) «Верба, вербочка», оформлена мини - картинная галерея «Верба  в живописи», пополнится методическая копилка картотеками стихов, загадок, сказок, игр,  познавательных бесед и презентаций по данной теме, выставка  продуктивной деятельности  « Наш любимый православный праздник».    

Родители примут активное  участие  в создании  альбомов на темы:  «Мифы и легенды», «Ива в медицине», «Ива в литературных произведениях»,  «Ива в живописи и графике», в развлечении «Вербное воскресенье», «Пасха к нам пришла», мастер – классе «Ветка веры – своими руками», в районном конкурсе.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_verba_3.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА  «ВЕРБА, ВЕРБОЧКА!»

( ПО МЕТОДИКЕ СВИРСКОЙ)

Возраст детей: подготовительная к школе группа 6 – 7 лет

Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, восприятия  художественной литературы и фольклора, конструктивная, трудовая, изобразительная, музыкальная, двигательная.

Участники проекта: дети, родители,  воспитатели подготовительной группы.

Тип проекта: познавательно – исследовательский – творческий.

Форма проведения:  познавательные беседы;  решение проблемных  ситуаций; проведение экспериментов; составление рассказов,  отгадывание загадок; дидактические  игры; заучивание пословиц,  поговорок,  стихов;  чтение художественной  литературы  и  обсуждение;  рассматривание иллюстраций;  просмотр презентаций; хороводные игры;  изготовление  продуктов детского   творчества;  подвижные игры,  игровые упражнения,  соревнования.

Продолжительность:  краткосрочный – 4 недели (с  27.03. по 28. 04. 2017 г.)  

Планируемый результат:  Участвуя  в проекте  «Верба, вербочка!» дети узнают,  что в России есть православные, народные праздники; познакомятся  с Вербным  воскресеньем, «Святая Пасха»,  с приметами  и обычаями Вербного Воскресенья,  празднованием  Святой Пасхи.

 Дети  узнают  о традициях русского народа,    о существующих видах вербы и ее свойствах в  народной медицине, а так же  о том, что веточки  вербы в воде могут  долго стоять и  могут засохнуть, а  черенки вербы приживаются в земле.

Результатом проекта будет организован в группе мини – музей (виды вербы) «Верба, вербочка», оформлена мини - картинная галерея «Верба  в живописи», пополнится методическая копилка картотеками стихов, загадок, сказок, игр,  познавательных бесед и презентаций по данной теме, выставка  продуктивной деятельности  « Наш любимый православный праздник».    

Родители примут активное  участие  в создании  альбомов на темы:  «Мифы и легенды», «Ива в медицине», «Ива в литературных произведениях»,  «Ива в живописи и графике», в развлечении «Вербное воскресенье», «Пасха к нам пришла», мастер – классе «Ветка веры – своими руками», в районном конкурсе.          

Презентация  проекта:  презентация работы над проектом.

Проблема:  Перед  праздником  Вербное  воскресенье в группе были  поставлены  в  воду  веточки  вербы. У детей стали возникать вопросы: Что будет дальше  с  веточками  вербы?  А  что,  если  мы  их  посадим  в  горшок  с землёй?  Будут ли они дальше расти? Таким  образом,  верба  стала  объектом экологического исследования.  Но  кроме  развития  вербы  возникли  и  другие   вопросы:  Верба,  что  это  за  дерево?  Почему именно  верба  стала  символом  светлого праздника - Вербного воскресения? Складывают  ли  поэты  стихи  о  Вербе?  И многие другие вопросы.

Актуальность проекта: 

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца  к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые  должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством   культурных традиций.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного,  нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего   нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя  детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим

нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Особенность существующего проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Цель: Дать детям знания  о христианских, православных    праздниках Вербное воскресенье,  Светлая Пасха и их обычаях.

Задачи:  

  1. Познакомить детей  с  христианскими, православными   праздниками Вербное воскресенье и  с  его историей возникновения, Святая  Пасха   и ее обычаями празднования;
  2. Дать детям  знания об обычаях и обрядах, связанных с православными праздниками;
  3. Расширить и углубить знания детей о разных видах вербы, о ее лечебных свойствах в народной медицине;
  4. Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю;
  5. Развивать интерес к культуре наших предков;  интерес к обычаям и обрядам связанных с православными праздниками;
  6.  Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству.

Этапы работы над проектом:

  1 этап – погружение в проект.

•         Подбор детской литературы, методических пособий с целью уточнения представлений детей о христианских праздниках;

•         Сбор информации по теме;

•   Подбор  консультаций для родителей по данной теме;

•          Оформление альбомов;

•      Создание развивающей среды:  подобрать материал для мини – музея, мини – картинной галерее;  

•    Подобрать материал для продуктивной деятельности; составить план мероприятий работы над проектом;

•  Разработка познавательных бесед, ООД по художественно – эстетическому развитию и другое;

•       Составление игротеки русских народных, хороводных игр;

•   Обсуждение с родителями вопросов, связанных с проведением проекта.

 2 этап – организация деятельности.

Двигательная деятельность

 Развлечение  «Вербное Воскресенье»;

Развлечение  «Пасха к нам пришла»;

                        • Народные, хороводные игры «Птички и весна», «Верба», «Птички и весна», «Золотые ворота», «Удар по вербочке», «Чье яйцо будет дольше крутиться?», «Чье яйцо дальше укатится?», «Бой крашенок», Игра «Кто быстрее докатит яичко».

Познавательно-исследовательская деятельность

 Рассматривание открыток, иллюстраций  к православным праздникам;

•    Просмотр презентаций «Вербное воскресенье», «Детям о Пасхе», «Праздник Пасха»;

Познавательные беседы «Как встречают вербное воскресенье?», «Зачем красят  на Пасху яйца?»

•  Просмотр мультфильмов «Иисус сын божий», «Чудеса Иисуса»
 Беседа о вербе, о  «Вербном воскресенье», о «Праздновании  Пасхи»

Наблюдение за веточками вербы в группе и на участке ДОУ;

Проведение эксперимента с веточками, черенками вербы,  зарисовка  своих наблюдений, выводов  в дневнике наблюдения. 

Игровая деятельность

 «Собери картинку»;

«Что лишнее»;

Сюжетно – ролевая игра «Ярмарка»; «Семья», сюжет в чистый четверг готовим дом к  празднику Пасхи;

Коммуникативная деятельность

Рассказ о христианских  православных  праздниках «Вербное воскресенье», « Пасха»

• Игра «Назови ласково»;

Составление рассказов из опыта « Как ходили за вербой», Как красили, украшали  яйца»;

Восприятие художественной литературы и фольклора

   Стихи о вербе – символе весны: « Апрель»,  «Уж верба вся пушистая...», «Золотые барашки»,   «Распустила кудри ива»,   «Верба», «Веточки вербы в хрустальной вазе», « Верба – наша пальма», «Нет в России пальм зеленых...»  «Вербное воскресенье»;

•  Чтение стихов посвящённых Пасхе и заучивание наизусть: «Пасхальный Благовест» С. Есенин;  «Христос Воскрес!» А.Майков;

•     Закличка «Солнышко».

•     Знакомство с пословицами, поговорками и приметами на Вербное воскресенье, Пасху.

•    Чтение «Легенда о христовом жаворонке» Л. Зилов, «Первое красное яичко» Г.Е. Левкодимова;

 •Чтение сказки про вербу.

Изобразительная деятельность

Рисование «Верба в вазе»,  «Пасхальное яйцо»;

Аппликация «Пушистая верба»,  «Пасхальный кулич»;

Лепка «Веточка вербы», «Кулич»;

• Рассматривание репродукций с изображением вербы в живописи

• Аппликация «Пасхальное яйцо», «Веточка вербы»

• Раскраски на тему:  «Светлый праздник Пасхи!».

Конструктивная деятельность

Строительство из строительного материал «Часовня», «Храм»

Музыкальная деятельность

•  Хоровод «Веснянка»;

  Хороводная песня «Вербушка»;

 Русский танец «Перепляс»;

•  Просмотр видео клипов:

1. Воскресение Христово

2. С праздником Пасхи!

Трудовая деятельность

Ручной труд – изготовление  поделок из котиков вербы;

Рассаживание саженцев вербы в почву;

Высадка саженце на участок.

Взаимодействие с семьёй

 Выставка рисунков: «Любимый православный праздник моей семьи»

 Мастер – класс «Ветка веры – своими руками»;

Участие  в открытых мероприятиях ( развлечениях): «Пасха к нам пришла», «Вербное воскресенье»;

Создание альбомов: «Мифы и легенды», «Ива в медицине», «Ива в литературных произведениях»,  «Ива в живописи и графике», в развлечении «Вербное воскресенье», «Пасха к нам пришла»;

Участие в районном конкурсе РЦДО.

3-й  этап  - заключительный

• Презентация проекта в виде мультимедийной презентации;

• Творческая выставка

          • Развлечения «Пасха к нам пришла», «Вербное воскресенье»;

     

Результат проектной деятельности

  1. Организация  в группе мини – музей (виды вербы) «Верба, вербочка»;
  2. Оформлена мини- картинная галерея «Верба  в живописи»;
  3. Создание электронного банка методической  копилки:  картотека стихов, загадок, сказок, игр,  познавательных бесед;
  4. Мультимедийная презентация;
  5. Выставка рисунков «Наши православные праздники»;
  6. Проведение развлечений «Вербное воскресенье», «Пасха к нам пришла»;

Дети узнают:

  1. Что в России есть православные, народные праздники;
  2. Православные праздники    Вербное   воскресенье,  Святая пасха;
  3. Приметы   и обычаи  Вербного Воскресенья,  Святой  Пасхии  и с их празднованием;
  4. О  видах вербы и ее свойствах в народной медицине;
  5. Что веточки  вербы в воде могут  долго стоять и  могут  засохнуть, а  веточки (черенки)  вербы хорошо приживаются в земле;

Список литературы

 1.Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004г.;

 2.Деркач Л.Н. «Современные подходы к патриотическому воспитанию  дошкольников». Дошкольная педагогика № 2. 2009. стр.21

3.Журнал «Дошкольное воспитание»: №12/95 с.109, №2/98 с.126.

4.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» Опыт работы по

патриотическому воспитанию в ДОУ – М: ТЦ Сфера, 2004 – 192с.

5.Кротова Т.В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников»

6.Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в  современном мире. - М., 2008

7.Митько К. «Светлое Христово воскресение» - праздник праздников и торжество  торжеств: Беседа для детей 5 – 7 лет и их родителей № 6 2001 с.30 «Книжки, нотки  и игрушки для Катюшки и Андрюшки».

8.Орлова А.В. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду 1-2 части: - Владимир, 1995.

 9.Норык Т. «Пасхальные игры и забавы» мир школы 2002. № 4.

 с 77 – 79

10.Петрова В.И. Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.,

Мозаика-Синтез, 2008

11.Смирнова О. «Светлое Христово Воскресенье: Комплек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Верба- вербочка"

Расширять знания о фолклоре, о народных традициях, закличках....

фольклорный праздник" Верба - вербочка"для детей средней группы.

Цель: приобщить детей к истокам народной православной культуры, познакомить с православным праздником Вербное воскресенье, развивать интерес к культуре предков, рассказать об обычаях и обрядах, связан...

Занятие по аппликации "Верба - вербочка". Вербная композиция.

Познакомить воспитанников с событиями Входа Господня в Иерусалим....

весеннее развлечение-досуг "Верба. вербочка"

Досуг-развлечеине "Верба-вербочка" знакомит с  народными традициями и обычаями, воспитывает любовь к живой природе,окружающему миру ,развивает  в ребенке  чувства  сострадания ,соп...

Проект "Верба, вербочка"

Проект о народном  празднике "Верба"...

Конспект интегрированного педагогического мероприятия, «Верба, верба, вербочка – золотая веточка» (Аппликация из ватных палочек)

Цель: Ориентировка в пространстве, развитие мелкой моторики.Задачи:• Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке....