«ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ, МОТОРИКУ РУК РАЗВИВАЕМ»
методическая разработка (младшая, старшая группа) на тему
Что такое мелкая моторика рук? Какие существуют способы ее развития у дошкольников? Что такое пальчиковые игры и как в них играть с детьми? На все эти вопросы вы найдете ответы в представленной методической разработке, которая будет интересна воспитателям ДОУ и родителям детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ, МОТОРИКУ РУК РАЗВИВАЕМ»
Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
В. А. Сухомлинский
Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации "рука-глаз", так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь. Но на самом деле в достаточной степени развитые навыки мелкой моторики рук ребенка влияют не только на его речь, но и на его общее развитие, на интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей нормального физического и нервнопсихического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и головного мозга.
Существует много разных способов развития мелкой моторики у дошкольников. Один из самых интересных и доступных как воспитателям ДОУ, так и родителям – пальчиковые игры.
Что такое мелкая моторика рук? Какие существуют способы ее развития у дошкольников? Что такое пальчиковые игры и как в них играть с детьми? На все эти вопросы вы найдете ответы в представленной методической разработке, которая будет интересна воспитателям ДОУ и родителям детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников
Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики рук.
Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок, подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым годом должны становиться все более сильными и ловкими, но, к сожалению, само собой не у всех это происходит. Многим детям сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки, всевозможные конструкторы), игры с песком и водой, аппликация (как вырывная, так и при помощи ножниц), оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Кроме всего перечисленного можно предложить детям завязывание и развязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке; собирание разрезных картинок; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, гречка, рис) и т.д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии как для детей, так и для взрослых – это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.
Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно полезны для их общего развития:
- Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
- Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
- Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
- Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
- Помогают в игре формировать элементарные математические представления.
- Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
- Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
- Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует забывать некоторые правила:
- Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
- Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
- Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
- При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
- Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
- Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.
- Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.
- Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.
- Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.
- Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.
- Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
- Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.
Перспективное планирование пальчиковых игр для младших групп ДОУ (3 – 5 лет)
Сентябрь
I неделя
«Ладушки – ладушки»
Цель: формировать у ребёнка положительный эмоциональный настрой на совместную работу, развивать ощущение собственных движений.
Ход игры:
Ладушки – ладушки! (хлопаем в ладоши, сопровождая действия
Пекла бабка оладушки. стихотворным текстом).
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
II неделя
«Сорока – сорока»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Сорока – сорока (указательным пальцем правой руки выполняются
Кашу варила, движения по ладони левой руки. Действия
Деток кормила. сопровождаются словами, загибаем пальчики
Этому дала, Мизинец,
Этому дала, Безымянный,
Этому дала, Средний,
Этому дала, Указательный,
Этому дала. Большой.
III неделя
«Как у нашего кота…»
Цель: Учить выполнять игровые задания, развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
Как у нашего кота ( дети выполняют движения, сопровождая их
Шубка очень хороша, стихотворным текстом)
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки беленькие.
IV неделя
«Ладошки»
Цель: Развивать моторику рук.
Ход игры:
Ладошки вверх, (дети выполняют движения, сопровождая их
Ладошки вниз, стихотворным текстом)
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок.
Октябрь
I неделя
«Где же ручки»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Где же, где же наши ручки, Прячут руки за спиной
Наши ручки, наши ручки? 2 раза
Вот ручки, наши ручки, Выполняют движения «фонарики»
Пляшут, пляшут наши ручки, Сжимают и разжимают кулачки
Пляшут, пляшут наши ручки. Поплясали стоп!
Где же, где же наши ножки, Приседая, закрывают ножки руками.
Наши ножки, наши ножки? 2 раза
Вот ножки, наши ножки Выставляют ножки на каблучок
Пляшут, пляшут наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки. Поплясали стоп!
Где же, где же наши детки… Закрывают лицо ладонями
Вот детки, наши детки… Хлопают ладонями по груди
Пляшут, пляшут наши детки… Подпрыгивают на месте.
Поплясали, стоп!
II неделя
«Бумажный мячик»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры:
Ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка даётся попеременно на каждую руку).
Виды упражнений:
- Кистью руки отталкивать мячик;
- Перекатывать мячик по столу.
III неделя
«Рисование»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Можно рисовать на столе, коленях, полу и животе.
1. Мы кружок нарисовали, 2. Мы черту нарисовали,
Наши пальчики устали, Наши пальчики устали
Мы руками потрясём, Мы руками потрясём,
Рисовать начнём. Рисовать начнём.
3. Мы волну нарисовали, 4. Точки мы нарисовали,
Наши пальчики устали, Наши пальчики устали
Мы руками потрясём, Мы руками потрясём,
Рисовать начнём. Рисовать начнём.
IV неделя
«Пальчик о пальчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход занятия:
Пальчик о пальчик тук да тук 2 раза
Хлопай, хлопай, хлопай хлопают в ладоши
Ножками топай, топай 2 раза
Спрятались, спрятались закрыть лицо руками
Пальчик о пальчик тук да тук 2 раза
Ноябрь
I неделя
«Водичка, водичка…»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход занятия: Движения выполняются в соответствии с текстом.
Водичка, водичка… Подставить ладони под воображаемую струю воды
Умой моё личико. Ладонями «умываем» лицо
Чтобы глазки смотрели, Поморгать глазками
Чтобы щечки краснели. Потрите ладонями щеки
И кусался зубок. Пощёлкать зубами
Чтоб смеялся роток Широко улыбнуться
II неделя
«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Раз, два, три, четыре, пять – Пальцем одной руки считаем пальцы на другой,
Вышли в садик погулять. слегка нажимая на подушечки.
Ходим – ходим мы по лугу. Указательным пальцем одной руки выполняем
Там цветы растут по кругу. Круговые поглаживания ладони другой.
Лепесточков ровно пять, считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их
Можно взять и посчитать. Затем читаем стихотворение, повторяем движения на другой руке.
III неделя
«Этот пальчик – бабушка»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Этот пальчик – бабушка, (загибаем и разгибаем пальчики попеременно на
Этот пальчик – дедушка, правой и левой руке, сопровождая движения
Этот пальчик – папочка, словами)
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
IV неделя
«Пальчики»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
Декабрь
I неделя
«Коготки»
Цель: Развивать моторику обеих рук.
Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.
У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!
II неделя
«На работу»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Большой палец встал один. Сжать пальцы в кулачок. Поочерёдно разгибать
Указательный - за ним. их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы
Средний будит безымянный. все…» - широко расставить пальцы в стороны.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»
На работу им пора.
III неделя
«Поросята»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: Дети по очереди «идут» по столу каждым из пальцев обеих рук или выполняют каждым из пальцев (начиная с мизинцев) движения в соответствии с текстом песенки.
Этот толстый поросёнок Мизинцы
Целый день хвостом вилял.
Этот толстый поросёнок Безымянные
Спинку о забор чесал.
Ля –ля –ля – ля, лю – лю – лю. «фонарики»
Поросяток я люблю
Ля –ля –ля – ля, лю – лю – лю. Сжимают и разжимают кулачки
Поросяток я люблю.
Этот толстый поросёнок Средние пальцы
Носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок Указательные пальцы
Что – то сам нарисовал
Ля –ля –ля – ля, лю – лю – лю. «фонарики»
Поросяток я люблю
Ля –ля –ля – ля, лю – лю – лю. Сжимают и разжимают кулачки
Поросяток я люблю.
Этот толстый поросёнок Большие пальцы
- лежебока и нахал,
Захотел спать в серединке Рука сжимается в кулак, большой палец зажимается
И всех братьев растолкал. внутрь
IV неделя
«Тук, ток»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам.
- Тук, ток, туки, ток 4. Тук, тук, тук, туки,
Бьёт кулак как молоток. Застучали каблучки
Тук, ток, туки, ток Тук, тук, тук, туки,
Бьёт кулак как молоток. Застучали каблучки.
- Тук, тук, тук, туки, 5. Тук, тук, тук, туки
Застучали две руки, Две ноги две руки
Тук, тук, тук, туки, Тук, тук, тук, туки
Застучали две руки, Бьют и бьют как молотки.
3. Тук, тук, туки, ток. 6. Тук, тук целый день
Застучал мой каблучок. Мне стучать совсем не лень.
Тук, тук, туки, ток. Тук, тук целый день
Застучал мой каблучок Мне стучать совсем не лень.
Стучать произвольно, как больше всего нравится.
Январь
I неделя
«Маленькая мышка»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Маленькая мышка бегут пальцами обеих рук по столу или коленям
По городу бежит.
Глядит ко всем в окошки, сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него
И пальчиком грозит: грозят пальчиком
«А кто не лёг в кроватку? Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной
стороне одной из рук на столе (коленях)
А кто не хочет спать? Переворачивают руки на другой «Бок»
Такого непослушного щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку
Я буду щекотать!»
II неделя
«Мальчик – пальчик»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке.
Пальчик – мальчик, где ты был? (Поглаживают большой палец
Я на речке братьев мыл. Моют ручки,
С этим братцем в лес ходил, Поглаживают указательный палец
С этим братцем щи варил, Средний палец,
С этим братцем кашу ел, Безымянный палец,
С этим братцем песни пел. Мизинец.
III неделя
«Здравствуй, солнце золотое!»
Ход игры:
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди «здороваться»
Здравствуй, небо голубое! С пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
IV неделя
«Перчатка»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Весёлая мышка ладонь раскрыта, пальцы растопырены (перчатка). Поворачивают
Перчатку нашла, руки то ладонью, то тыльной стороной вперёд.
Гнездо, в ней устроив, ладони смыкаются «ковшом». Ладони раскрываются, смыкаясь
Мышат позвала. боковыми сторонами. Сгибают – разгибают пальцы (зовущий жест)
Им корочку хлеба кончиком большого пальца поочередно нажимать на кончики
Дала покусать, остальных пальчиков
Отшлёпала/погладила всех большой палец гладит остальные (скользящим движением от
мизинца к указательному.
И отправила спать. Ладони прижаты друг к другу, кладутся под щёку (спят). На слово
«отшлёпала» - стучать (шлёпать) подушечкой большого пальца по
остальным.
Февраль
I неделя
«Рыбки»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок выполняют волнообразные движения в воздухе
Играли в реке,
Лежало большое руки прижаты друг к другу
Бревно на песке, переворачивают их с боку на бок
И рыбка сказала: ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняют ими
«Нырять здесь легко!» «ныряющее» движение.
Вторая сказала: качают сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)
«Ведь здесь глубоко..»
А третья сказала: ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук
«Мне хочется спать!» (рыбка спит)
Четвертая стала быстро качают ладонями (дрожь)
Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются
«Здесь крокодил!
Плывите скорей, быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями
Чтобы не проглотил!» (уплывают)
II неделя
«Паучок»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее
движение (дождик)
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям
Солнце стало пригревать, ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы
растопырены, качают руками (солнце светит)
Паучок ползёт опять, действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять по ветке. «Паучки» ползают по голове
III неделя
«Червячки»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Ладони лежат на коленях или столе.
Раз, два, три, четыре, пять. Пальцы; сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение
Червячки пошли гулять. ползущей гусеницы)
Раз, два, три, четыре, пять, идут по столу указательным и средним пальцами
Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)
Вдруг ворона подбегает складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз
Головой она кивает,
Каркает: «Вот и обед!» раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а
остальные вверх
Глядь – а червячков уж нет! Сжимают кулачки, прижимают их к груди.
IV неделя
«Шалун»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
Март
I неделя
«Мизинчик»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что всё это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать?
А большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: - Не надо плакать,
На, поешь немножко!
II неделя
«Лягушка – попрыгушка»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Лягушка – попрыгушка, смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи
Глазки на макушке, рты (большой палец выполняет функцию нижней
А все её слова – челюсти), которые то раскрываются, то закрываются.
Только «Ква!» да «Ква!».
А щёки раздувает
И рот свой разевает,
Чтоб комары и мушки одной рукой продолжаем изображать рот лягушки,
Летели в рот лягушке. а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»
III неделя
«На лесной лужайке»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
На лесной лужайке Раскрываем ладони, поднимаем руки и машем
Разыгрались зайки: расслабленными кистями
Лапками хлопали, Хлопаем в ладоши, притопываем ногами
Ножками топали,
ушками махали, Прикладываем раскрытые ладони к ушам сгибаем и
разгибаем сомкнутые пальцы обеих рук
Выше всех скакали, Поочерёдно поднимаем высоко над столом и опускаем то
одну, то другую руку
Глазками глядели, Машем руками
Песенку пропели:
«Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ля-ля-ляйки!»
Ах, какие весёлые зайки!
IV неделя
«Избушка на лужочке»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Избушка на лужочке, Делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками
пальцев и основаниями ладоней.
Двери на замочке. Соединяем пальцы в замок
Ключик быстро подберём Выполняем вращение большими пальцами обеих рук
И избушку отопрём. (один вокруг другого), не размыкая замка.
Отряхнём ладошки, Размыкаем пальцы, расслабляем ладони и лёгкими
Отдохнём немножко. движениями встряхиваем их
Апрель
I неделя
«Встали пальчики»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: Поочерёдно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжимать, широко расставив пальцы в стороны.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать.
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
II неделя
«Пальчики здороваются»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры: Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседней курице.
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочерёдно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
III неделя
«Кольцо»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны.
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке.
IV неделя
«Вымыли мы ручки»
Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.
Ход игры:
Вымыли мы ручки, Имитируем мытьё рук, наклоняемся и растираем
Вымыли мы ножки, руками щиколотки
Поиграли в ладушки, Хлопаем в ладоши
Ладушки – ладошки!
Во дворе цыплятам Пальцами, собранными в щепоть, как будто крошим
Накрошили крошек, хлеб
Поиграли снова Хлопаем в ладоши
В ладушки – ладошки!
Гладили котёнка Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону
Чистыми ладошками, другой, затем меняем руки и повторяем действие
С ними поиграли Хлопаем в ладоши
В ладушки – ладошки!
Улеглись ладошки Кладём кисти рук на стол ладонями вниз
Прямо на дорожку…
Как они устали – Ладонью одной руки поглаживаем тыльную сторону
Ладушки – ладошки! другой, затем меняем руки и повторяем действие
Май
I неделя
«Пчёлки»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры: одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.
Домик маленький на ёлке, Дети заглядывают в «улей»
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
Надо в дом постучать, Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке, Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки
Где же, где же эти пчёлки?
Стали вдруг вылетать: Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят
Раз, два, три, четыре, пять. ими (пчёлки летают)
II неделя
«Крылья нашей мельницы»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Крылья нашей мельницы Прижимаем друг к другу ладони и выполняем
У ветерка как пленницы – растирающие вращательные движения. Пальцы
Как ветер переменится при этом не соприкасаются
Так повернётся мельница.
III неделя
«Пляшут в кухне на стене»
Цель: Активизировать движения пальцев рук.
Ход игры:
Пляшут в кухне на стене Подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или
Солнечные зайчики. стене
А у Маши расшалились Пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой
Маленькие пальчики.
Быстро бегают они Пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой
По Машиной ладошке.
Успокойтесь, шалуны,
Отдохнём немножко!
Повторяем все действия для второй руки.
IV неделя
«Обезьянки»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
Обезьянки вышли погулять, (Выполняют движения «Фонарики». Сжимают и
Обезьянки стали танцевать, разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к
И одна из них пошла домой поспать, другу, кладут под щёчку (спят). Выполняют встряхи-
Потому что надоело танцевать. вающие движения кистями рук (как будто стряхиваем
водичку)
Перспективное планирование пальчиковых игр для старших групп ДОУ (5 – 7 лет)
Сентябрь
1 неделя.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Загибают большой палец.
Листья рябины, Загибают указательный палец.
Листики тополя, Загибают средний палец.
Листья осины, Загибают безымянный палец.
Листики дуба мы соберем, Загибают мизинец.
Маме осенний букет отнесем. Сжимают и разжимают кулачки.
2 неделя.
Пальчики уснули, в кулачок свернулись. Сжать пальцы правой руки в кулак.
Один! Два! Три! Четыре! Пять! Поочередно разжимают пальцы.
Захотели поиграть! Пошевелить всеми пальцами.
Разбудили дом соседей, Поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять – Отогнуть пальцы один за другим на счёт.
Веселятся все! Покрутить обеими руками.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь Загнуть пальцы левой руки один за другим.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один, Загнуть пальцы правой руки.
Круглый кулачок, как апельсин.
3 неделя.
Мы делили апельсин, Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.
Много нас, а он – один.
Эта долька – для ежа. Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для котят.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для бобра.
А для волка – кожура! Встряхиваем обе кисти.
4 неделя.
Динь-дон, динь-дон, Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы
Что за странный перезвон? обеих рук скрещены. Средний палец правой руки
Колокольчик здесь звенит, опущен вниз и свободно вращается. Повтор – с
Язычком он шевелит! пальцем левой руки.
Октябрь.
1 неделя.
Раз, два, три, четыре, пять! Поочередно разжимают пальцы.
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы.
В домик спрятались опять.
2 неделя.
Ушки длинные у зайки, Указательный и средний = ушки, шевелятся.
Из кустов они торчат, Остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат!
Зайка взял свой барабан Прижать указательный к среднему, ими не шевелить.
И ударил бам-бам-бам! Безымянный и мизинец стучат по большому.
3 неделя.
Закапали капли, Постучать двумя пальцами каждой руки по столу.
Идет дождь Постучать четырьмя пальцами.
Он льет как из ведра! Стучим сильнее.
Пошел град, Косточками пальцев выбиваем дробь.
Сверкает молния, Шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе.
Гремит гром! Барабаним кулаками или хлопаем в ладошки.
Все быстро убегают домой, Прячем руки за спину.
А утром снова ярко светит солнце! Описываем руками большой круг.
4 неделя.
Жук летит и жужжит, и усами шевелит: Руки в кулак, указательный и мизинец – вперед.
«Ж – ж – ж – ж – ж…….» Это – усы, мы ими шевелим
Ноябрь.
1 неделя.
В прятки пальчики играли
И головки убирали
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Вот так они головки убирали. Поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках.
А потом они плясали. Разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами.
2 неделя.
Встал зайчишка рано, вышел на поляну. Показать пальцами одной руки зайца с ушами.
По опушке к лесу шел Идем пальцами по столу.
И большой кочан нашел Кулак другой руки.
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст Заяц=одна рука «грызет» кочан= кулак др. руки.
Съел, под куст свалился и уснул. Опустили «зайца» на колени.
Проснулся, сладко потянулся С усилием растопыриваем все пальцы.
А домой добрался –долго отдувался! Показываем, как заяц движется по столу.
3 неделя.
Серенький комок сидит Средний и безымянный пальцы упираются
И бумажками шуршит. в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги
А у кошки ушки на макушке, и прижаты к ним (мышка). Затем указательный
Чтобы лучше слышать и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).
Мышь в ее норушке.
4 неделя.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому Поочередно соединять все пальцы до мизинца
Указательный и средний, с большим пальцем.
Безымянный и последний Мизинец стучит по большому пальцу.
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья, Пальцы собрать в щепотку.
Друг без друга им нельзя.
Декабрь.
1 неделя.
Птичка крылышками машет Сжать обе ладони, большие пальцы = клюв,
И летит к себе в гнездо, повернуты к ребенку. Остальные пальцы
Птенчикам своим расскажет, скрестить и шевелить = крылья.
Где она взяла зерно.
2 неделя.
Идут четыре братца навстречу старшему.
- Здравствуй, большак! Соединить все пальцы в щепотку.
- Здорово, Васька-указка, Соединять поочередно с большим
Мишка-середка, Гришка-сиротка, пальцем все остальные пальцы.
Да крошка-Тимошка!
3 неделя.
Пальчики перебираем Большой и указательный пальцы левой руки -
И цепочку получаем. в кольце, через него попеременно пропускаются
Одну цепочку соберем кольца из пальцев правой руки: большой и указат.,
И вторую вновь начнем. большой и сред. и т.д. Можно – разные варианты.
4 неделя.
Надуваем быстро шарик, Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются
Он становится большой. кончиками. В этом положении дуем на них,
Вдруг шар лопнул, пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит»,
Воздух вышел – пальцы снова в исходном положении.
Стал он тонкий и худой.
Январь.
1 неделя.
Веселый кролик Банни Указательный и средний пальцы =ушки, остальные
Резвился на поляне, пальцы = мордочка зайки, покрутить кистью руки.
Как шорох он услышит, Прижать к себе «зайчика».
Замрет он и не дышит,
А на его макушке
Растут как стрелки ушки! Пошевелить прямыми «ушками».
И у него есть норка
Под елкой на пригорке, Сделать кольцо = норку из пальцев другой руки.
Он к норке подбегает, Крутить кистью «зайкой», приближая ее к «норке»,
Прыг – и в нее ныряет! «нырнуть» в норку!
2 неделя.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали, Сжимают и разжимают кулачки обеих рук.
Вы скачите, пальчики, Поочередно прижимать пальцы к большому пальцу
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок, Указат. и сред. пальцы (ушки) шевелятся,
Прискакали на лужок, остальные пальцы = мордочка зайки.
Ветер травушку качает, Пошевелить всеми пальцами.
Вправо, влево наклоняет. Покачать кисти рук.
Вы не бойтесь, зайки,
Веселитесь на лужайке! Повтор – «Зайка с ушками».
3 неделя.
Быстро с пальчика на пальчик Правая рука – зайчик. Сначала на каждый слог
Скачет зайчик, скачет зайчик, указательный палец прыгает по 2 раза на каждом
Вниз спустился, повернулся, пальце левой руки без большого, а далее по 1 разу.
И опять назад вернулся. Выше всех – на большой палец левой руки.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик,
Снова вниз и снова вверх
Прыгнул зайчик выше всех!
4 неделя.
Дружно пальцы встали в ряд Показать ладони.
Десять крепеньких ребят Сжать пальцы в кулак.
Эти два – всему указка Показать указательные пальцы.
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка Показать средние пальцы.
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны Показать безымянные пальцы.
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки Показать мизинцы.
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них Показать большие пальцы.
Два больших и удалых Остальные пальцы сжать в кулак.
Февраль.
1 неделя.
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. Сжимают и разжимают кулачки.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. Пошевелить всеми пальцами.
2 неделя.
Путаница – Ладошки смотрят друг на друга. Мизинец левой руки соединяется с большим пальцем правой руки, а под ними - мизинец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки, указательный с безымянным и т.д. Разомкнуть те пальцы, которые были внизу и быстро переставить их наверх, тут же снова их соединить. Опять переставить пальцы снизу наверх. Ускорять движения !
3 неделя.
Сидит белка на тележке, Сжимают и разжимают кулачки.
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, Поочередно разжимают пальцы.
Воробью, синичке,
Мишке - топтыжке
И зайчику- трусишке.
4 неделя.
Дружат в нашей группе Растирание ладоней.
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим Пошевелить всеми пальцами.
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять. Ладони вместе, одноименные пальцы под счет ударяются друг о друга.
Пять, четыре, три, два, один.
Март.
1 неделя.
Пальчики в футбол играют, Пошевелить всеми пальцами в воздухе.
Все друг друга обгоняют,
Все бегом, вприпрыжку, вскачь, Барабанить поочередно, быстро пальцами по столу.
Все хотят ударить мяч.
Каждый забивает гол, Пальцы поочередно, медленно «забивают» гол.
Хорошо играть в футбол.
2 неделя.
Я умею два ореха Перекатывать в ладони 2 грецких ореха
Между пальцами держать. поочередно правой и левой рукой.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
3 неделя.
Ловкие пальчики – Дети сидят в кругу и в быстром темпе передают по кругу из рук в руки шариковую ручку или карандаш.
4 неделя.
Прежде чем игру начать, Перекатывать горошины (бусины), прижимая
Надо пальчикам сказать: их к столу пальцем. Поочередно передавать
«Пальчик, пальчик мой хороший, горошину всем пальцам.
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай,
И другому передай!»
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Апрель.
1 неделя.
Мизинчик идти на прогулку решил, Открываем поочередно каждый пальчик из
Но безымянный не разрешил, кулачка и поводим им из стороны в сторону.
А средний об этом услышал,
Едва из терпенья не вышел,
Печально сказал указательный:
«Огорчится большой обязательно!»
Большой на окошко всем показал
И очень серьезно при этом сказал:
«Без дождика надо нам погулять,
Пока не закапал из туч он опять!»
2 неделя.
Пальчик-мальчик, где ты был? Пальцы сжаты в кулак, большой палец – вверх!
С этим братцем в лес ходил, Поочередно разжимаются пальцы и сближаются
С этим братцем щи варил, с большим.
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
3 неделя.
Сорока-белобока кашу варила, Указательный палец правой руки рисует круги
Деток кормила: на левой ладони. Затем поочередно загибает
Этому дала, пальцы левой руки, дойдя до большого -
Этому дала, постукивает по нему.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала,
Он дров не рубил,
Он печь не топил,
Нет ему ничего! Погрозить указательным пальцем.
4 неделя.
Карандаш в руках катаю, Прокатывать карандаш между большим
Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Май.
1 неделя.
Наши нежные цветки Соединяем ладони, образуя «бутон». Затем «раскрываем
Раскрывают лепестки, цветок» - пальчики разводим в стороны, затем пальцы
Ветерок чуть дышит, шевелятся, снова соединяются в «бутон». Слегка
Лепестки колышет. покачиваем руками.
Наши нежные цветки
Закрывают лепестки,
Головками кивают,
Тихо засыпают.
2 неделя.
Один, два, три, четыре, пять, Пальцы в кулачки, ладошками наверх.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел, Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик стал варить,
А этот пальчик сел и все съел, Большие пальцы вверх!
Оттого и потолстел!
3 неделя.
Большие пальчики здороваются, Ладони сложены, одноименные пальцы
Указательные пальчики здороваются, постукивают друг о друга = «здороваются».
Средние пальчики здороваются,
Безымянные пальчики здороваются,
Мизинчики здороваются.
Этот пальчик хочет спать, Поочередно загибаем одноименные
Этот пальчик лег в кровать, пальцы, получились два кулачка.
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит.
Тише, тише, не шумите, Грозить указательными обеих рук.
Пальчики не разбудите,
Утро ясное придет, Кулаки вверх!
Солнце красное взойдет, Разжать пальцы!
Будут птички щебетать, Шевелить пальцами!
Будут пальчики вставать!
4 неделя.
Вот пятеро котят. Один ушел и нет его. Дети поочередно загибают пальцы.
Ну, нет и нет. Котят осталось четверо.
Вот четверо котят. Один ночной порою
На дерево залез – котят осталось трое.
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко,
Котенок услыхал – осталось два котенка.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно.
А самый умный – тот, оставшийся. Последний,
Он к миске подошел и, как и должно киске,
Лакать за пятерых стал молоко из миски.