Формирование музыкальной культуры у детей дошкольного возраста
статья на тему
Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. В данной статье описывается работа по формированию музыкальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_muzykalnoy_kultury_u_doshkolnikov.docx | 23.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование музыкальной культуры у детей дошкольного возраста
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Ориентация дошкольников на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.
Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка:
Музыкально-эстетическое сознание на разных этапах жизни ребенка проявляется и развивается неравномерно. Компоненты его тесно связаны между собой внешними и внутренними связями и составляют единую систему.
Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности.
На основе парциальной программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры: настроение, чувства в музыке» была разработана собственная дополнительная общеразвивающая программа по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры». Программа направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, стимулирование сопереживания, формирование представлений о многообразии человеческих эмоций, развитие эмоционального реагирования.
Работа по этой программе осуществляется на основе следующих принципов:
- тематический принцип. Реализация этого принципа позволяет раскрывать детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью, систематизировать полученные знания, способствует подержанию интереса к музыке;
- концентрический принцип. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития, что побуждает к обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закрепление сформированных в различных видах музыкальной деятельности умений и навыков, способствует творческому их использованию;
- принцип контрастного сопоставления репертуара;
- принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка;
- принцип синкретизма предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, которое позволяет выявить отношения детей к услышанному, проявить свою позицию, побуждает к творческой эстетической активности.
Использую следующие методы и приемы:
- наглядный метод;
- словесный;
- практический;
- метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения;
- метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Применяются различные виды уподобления звучанию музыки:
- моторно-двигательное уподобление эмоционально-образному содержанию музыки побуждает детей к «экспериментированию», передаче характера музыки в каждый момент ее звучания и является наиболее универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения детей;
- тактильное уподобление помогает детям ощутить эмоциональную отзывчивость музыки, прочувствовать ее и связать слуховые впечатления с тактильным;
- словесное уподобление – применяю эмоционально-выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий;
- вокальное уподобление применяю в виде тихого выразительного напевания мелодии во время звучания произведений и подпевания отдельных интонаций;
- мимическое уподобление характеру звучания музыки крайне важно для ребенка, так как служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки;
- темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяю в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа;
- интонационное уподобление характеру звучания музыки. Выразительная интонация пояснений, сходня с переданными в музыке настроениями, является для ребенка эмоциональным ориентиром, усиливающим его переживания, способствует пониманию значений слов, осознанию выразительного смысла музыкального языка;
- цветовое уподобление применяю для закрепления представлений о характере музыки, выявления реакций на изменение настроений, осознания формы, развития «словаря эмоций» детей;
- полихудожественное уподобление позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка искусств – живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета.
В своей работе использую образовательные технологии, в соответствии с педагогической ситуацией, направленной на приобретение у детей опыта формирования устойчивого активного познавательного интереса к музыкальной деятельности: технологии проектной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированные, игровые, ситуации занимательности, проблемные ситуации.
Проблемные ситуации создаются при сравнении произведений различных видов искусства – музыки, поэзии, живописи. Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения. Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыке.
Иногда детям предлагается выполнить рисунок, передав свое восприятие музыки. Воспитанники стараются использовать те цвета, которые соответствуют характеру музыки. Таким образом, у дошкольников развиваются представления о выразительности цвета.
Использование вариативных показов, проблемных ситуаций активизирует творческую самостоятельность детей, повышает их интерес в деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности усвоения навыков и умений.
Большое внимание уделяю тону своей речи, мимике, манере общения с детьми. Эмоциональная окраска вызывает и поддерживает интерес дошкольников к музыке и музыкальной деятельности (интонационное и мимическое уподобление характеру звучания музыки). Тон речи педагога усиливает впечатление необычности, сказочности ситуации, придает беседе поэтичность и праздничность. Меняя окраску речи, способствую переключению внимания, регулирую их эмоциональные проявления.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности. Воспитанники научились правильно распознавать и сравнивать эмоции (весело, скучно, грустно, спокойно, страшно и пр.), проявляют эмоциональную отзывчивость, расширились знания о музыке. Эмоционально-двигательная активность адекватна характеру произведения, проявляется ярко, выразительно и разнообразно; дети используют большое количество слов-определений выражающих настроение, характер произведения, присутствует ярко выраженная эмпатия в интонации голоса при перечислении настроений. Дети стали увереннее устанавливать связи между содержанием произведения, средствами выразительности и эмоциональным настроением, что свидетельствует о понимании основных художественных закономерностей; дети проявления эмоций соотносили с собственными переживаниями, что говорит о личностной значимости произведений для ребенка; стали выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской творческой деятельности (рисунках, пластике).
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, от которых во многом зависит музыкальное и общее развитие детей.
Литература:
1. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 320 с.;
2. Радынова О.П., Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры //Музыкальный руководитель.- №3. 2005.-14-45с.;
3. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке». – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 208с.;
4. Комарова Т.С. «Школа эстетического воспитания». – Москва, 2009. – 352с.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе рассматриваются теоретические основы экологической культуры детей дошкльного возраста, а также пути и условия реализации экологического образования в дошкольных учреждении....
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
Наблюдение как метод формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста...
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Технология «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредствомдидактических игр».1.Сущность дидактических игр2.Роль экологического образования и воспитания экологической куль...
формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
Закрепить знания детей о зиме....
Совершенствование музыкальных способностей и музыкальной культуры у детей дошкольного возраста
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по с...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ХОРЕОГРАФАМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье рассматриваются методы и формы взаимодействия музыкального руководителя с хореографами, потенциал используемых танцевальных программ «Спортивные бальные танцы» (авт. – Е.Ю. Саушева) и «Са-Фи...