Консультация для родителей "Детские конфликты"
консультация (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Консультация
«Детские конфликты и их анализ»
Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно. Большую роль в исследовании влияния конфликта на психическое развитие ребенка и формирования его личности сыграли исследования Л. В. Выготского, а именно его идеи о развитии высших психических функций, которые он рассматривал именно в плане формирования личности. По мнению ученого, культурные формы поведения суть именно реакции личности. Изучая их, мы имеем дело не с отдельными процессами, а с личностью в целом. Прослеживая культурное развитие психических функций, мы прочерчиваем путь развития личности ребенка.
Структура конфликта у детей описывается по-разному, но некоторые элементы принимаются всеми. Это - проблема (противоречие, конфликтная ситуация, участники конфликта и их позиция, объект, инцидент (повод для выяснения отношений, пусковой механизм, конфликт (начало активного процесса, развитие, разрешение).
Объект конфликта - конкретная материальная или духовно-нравственная ценность, к обладанию или отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.
Субъекты конфликта - дети, со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.
Но в дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаваться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет ее, то есть могут возникать конфликтные ситуации.
В дошкольном возрасте конфликтные ситуации играют важную роль, как и в формировании личности в целом, так и в морально-этическом развитии и в формировании ценностных ориентаций дошкольников. Переживания, возникающие в конфликтной ситуации, связанные с необходимостью выбора и обусловленные, прежде всего эмоциональной оценкой значимого взрослого, на начальной стадии развития ценностных ориентации, способствуют фиксации правил поведения, за которыми скрывается личностная ценность.
Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, связанных с предметами, интересами, трудностями в общении (отношений, ценностями и потребностями (физических или психологических).
Факторами, обостряющими протекание конфликта, в дошкольном возрасте являются: повышение и внешнее проявление накала страстей: гнев, страх, тревога, разочарование; проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт; отсутствие попыток установления и поддержания отношений; эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта; вовлечение родителей.
Факторы, ведущие к ослаблению конфликта: уход на нейтральную сторону; беседа, объяснение, но не демонстрация; уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование коммуникативных навыков урегулирования конфликтов; сохранение и укрепление межличностных отношений;
В психологии существует понятие «конфликтное поведение» - это действия и поступки человека в конфликтной ситуации, то есть фактически это способы реагирования человека в конфликтной ситуации.
В связи с этим понятием так же рассматривается понятие «конфликтные отношения» - это способы организации взаимодействия с другими людьми, сверстниками, взрослыми, окрашенные негативным, аффективным эмоциональным фоном. Конфликтное поведение, эмоциональный дискомфорт ребенка среди сверстников негативно отражается на формировании личности ребенка. Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе.
В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно - общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей.
Таким образом, следует рассматривать два типа психологических конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах. Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее.
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости.
К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи.
Особенно яркую страницу в историю изучения проблемы вписал Л. С. Выготский. Он отмечал, что в одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности психики, так как человек дает на те или иные воздействия среды специфически свои, индивидуальные реакции. Специфические реакции на однотипные воздействия среды будут зависеть, прежде всего, от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок.
Интерес к исследованию вопросов детского неблагополучия находит отражение в работе А. И. Анжаровой. Наряду с вопросами дружбы и товарищества она изучала некоторые трудности в отношениях детей, и в первую очередь явления детской замкнутости, в основе которой, по мнению А. И. Анжаровой, лежат глубокие нарушения процесса общения.
Прежде чем приступить к более детальному исследованию конфликтного поведения у дошкольников (нарушению отношений со сверстниками) необходимо рассмотреть общую структуру межличностных процессов. Многие авторы (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломенский, Б. Ф. Ломов, Б. Д. Парыгин) в структуре межличностных процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (практический); эмоциональный (аффективный); информационный, или когнитивный (гностический).
Если к поведенческому компоненту можно отнести и взаимодействие в совместной деятельности, и общение, и поведение члена группы, адресованное другому, а к гностическому - групповую перцепцию, способствующую осознанию субъектом качеств другого, то межличностные отношения будут аффективным, эмоциональным компонентом структуры межличностных процессов. В принятой в настоящей работе системе понятий при определении общения мы будем исходить из положения М. И. Лисиной о том, что общение - это всегда субъект - субъектные связи, а значит содержанием и неотъемлемой стороной общения и его продуктом выступают взаимоотношения, именно общение обусловливает избирательность отношений.
Таким образом, общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направлено не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека.
Рассмотрение феномена детских отношений, на фоне которых развертывается конфликт, позволяет перейти к его описанию и анализу. Межличностные отношения дошкольников очень сложны, противоречивы, нередко с трудом интерпретируются. Они не лежат на поверхности (подобно ролевым и деловым) и лишь частично проявляются в общении и поведении детей, требуя специальных методик для обнаружения.
Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложная и порой драматическая картина межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются участниками и несут массу разнообразных эмоций. Взрослые иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают дети, не придают особого значения детским ссорам и обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Определить появления нарушений эмоциональной сферы можно по следующим признакам:
Нарушение, какой либо сферы личности, психики ребёнка всегда оказывает негативное воздействие на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют своё развитие.
Нарушение - проявляется в поведении, его можно опознать при наблюдении: трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство, проявляющиеся не в критические возрастные периоды.
Психические нарушения приводят к социальной дизадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать.
Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий. Задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственно воспитанию.
Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам конфликтного поведения.
Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Многолетние исследования показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остаётся устойчивой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
Таким образом, следует рассмотреть два типа психологических конфликтов у дошкольников, испытывающих трудности в общении со сверстниками: конфликт в операциях и конфликт в мотивах. Внешние очевидные конфликты у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или процессе ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: Конфликты в детском саду и пути их решения
Конфликты в детском саду и пути их решенияКонсультация для родителей ...
Консультация для родителей "Конфликты в детском саду и пути их решения"
В данном материале поднимается вопрос о конфликтах в детском саду, причинах их возникновения, методах преодоления и мерах по предотвращению возникновения межличностных конфликтов во второй младшей гру...
Консультация для родителей "Конфликты с другими детьми".
Консультация для родителей "Конфликты с другими детьми"....
Консультация для педагогов Конфликты в нашей жизни
Конфликт – ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для друго...
Консультация для родителей "Конфликты в детском саду"
Зачастую между родителями и детьми возникает непонимание, родителям кажется, что они теряют контроль над ребёнком, он отказывается идти в сад, не реагирует на замечания.Каждый родитель должен понять, ...
Консультация для родителей «Конфликты между родителями в детском саду»
Конфликты в детском саду – это неизбежный элемент общения в коллективе, но большинство родителей не любят подобные ситуации и бывают вовлечены в них помимо своей воли. Это довольно неприят...